Дело 2-19/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Гальбштадт 13 марта 2015 года
Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:
пом. прокурора Немецкого национального района Хворова И.А.,
представителя ответчика Администрации Немецкого национального района - Марушкиной С.А.,
представителя ответчика КГБУЗ «ЦРБ Немецкого национального района» - Найбауэра В.Ф.,
при секретаре Клепиковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Немецкого национального района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Немецкого национального района Алтайского края, Администрации Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края, КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района о признании бездействия в части неисполнения требований законодательства о защите прав маломобильных групп населения незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации Немецкого национального района и Администрации Николаевского сельсовета Немецкого национального района о признании бездействия в части неисполнения требований законодательства о защите прав маломобильных групп населения незаконным и возложении обязанности устранить нарушения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурором исковые требования были изменены и предъявлены требования к ответчикам Администрации Немецкого национального района, Администрации Николаевского сельсовета Немецкого национального района и КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» о признании бездействия в части неисполнения требований законодательства о защите прав маломобильных групп населения незаконным и возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование иска прокурор указал следующее, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено следующее.
Здание, расположеное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Администрации Николаевского сельсовета Немецкого национального района. Вход в здание, где расположен фельдшерско-акушерский пункт, не оборудован поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов, что нарушает требования ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
По договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Администрацией Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края (арендодатель) и КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» (арендатор), больница приняла во временное пользование и владение (аренду) нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения в нем фельдшерско-акушерского пункта.
Николаевский фельдшерско-акушерский пункт относится к объектам социальной инфраструктуры.
Просит суд признать незаконным бездействие ответчиков, не обеспечивающих доступность здания для маломобильных групп населения; обязать ответчиков в солидарном порядке в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в часть здания для инвалидов и в том числе других маломобильных групп населения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно установить на входе в здания пандус и поручни, соответствующие ГОСТ Р 51261 -99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" и Своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНиП 35- 11-2001).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Фармация» Немецкого национального района», как арендатор части помещения в спорном здании.
При рассмотрении дела в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представителем прокуратуры исковые требования были изменены и предъявлены вышеуказанные требования к ответчикам Администрации Николаевского сельсовета Немецкого национального района, КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района Алтайского края. Исковые требования к ответчику Администрации Немецкого национального района Алтайского края представитель прокуратуры не поддержал, считая, что Администрация Немецкого национального района Алтайского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. В обоснование своих требований к надлежащим, по мнению представителя прокуратуры, ответчикам, им указано, что свои требования они обосновывают с учетом положений ст.2, ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же с учетом ст.ст.209, 210, 612 и 616 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи, с чем просят суд признать незаконными бездействия ответчиков, не обеспечивающих доступность здания для маломобильных групп населения, а так же обязать ответчиков Администрацию Николаевского сельсовета Немецкого национального района, КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района Алтайского края в солидарном порядке в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в здание, расположенное по адресу: <адрес>, где расположены фельдшерского-акушерский пункт и аптечный пункт, путем сооружения на входе в здание пандуса и поручней, соответствующие ГОСТ Р 51261 -99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" и Своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНиП 35- 11-2001).
Представитель ответчика Администрации Немецкого национального района Марушкина С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на письменный отзыв, приобщенный к материала дела, согласно которого Администрация Немецкого национального района не считает себя надлежащим ответчиком по данному делу, и не признает иск по следующим основаниям.
Ссылка истца, на п.12 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и доводы в том, что к вопросу местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, соответственно Администрация Немецкого национального района Алтайского края обязана нести расходы по содержанию объекта путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в часть здания для инвалидов, в том числе других маломобильных групп населения, расположенного по адресу: <адрес> несостоятельной, поскольку, согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средств обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение транспортные коммуникации).
Часть 5 статьи 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 73;
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой Российской Федерации от 16 июля 2001 года № 73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35- 01-2001).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101- 2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами. 35-103-2001 «Общественные здания и маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
Доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами. обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок (СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей»).
В соответствии со ст.210 и ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же с учетом Устава муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, именно администрация Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края является собственником вышеуказанного здания, в связи, с чем данная администрация как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Кроме того, с учетом ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации, по их мнению, в виду того, что КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Формация» Немецкого национального района продолжают арендовать помещение в здании, расположеном по адресу: <адрес>, то есть по истечении срока договора от ДД.ММ.ГГГГ, что составляет более года, соответственно обязанность по выполнению капитального ремонта должны нести арендаторы.
Представитель ответчика КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» Найбауэр В.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование своих возражений представил письменные возражения, в которых указал, что в договоре аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ п.2.3.4. обозначено - «Своевременно производить за свой счет текущий ремонт, ремонт оборудования, инженерных коммуникаций внутри арендуемых помещений. При сроке аренды год и менее обязанность по выполнению капитального ремонта на арендатора не возлагается».
В Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» разъяснено чем отличается здание от помещения, а именно: Помещение - часть объема здания или сооружения, имеется определенное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Здание - результат строительства, предоставляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания или деятельности людей, размещение производства.
Таким образом «Здание» по <адрес> как объект недвижимости отличается от объекта недвижимости «Помещения».
Из этого следует, что само здание находится в собственности Администрации Николаевского сельсовета, именно здание прочно связанно с землей своим фундаментом.
В СНИП-35-01-2001 разъяснено, что установка пандуса является реконструкцией здания, а ст.1 п.14 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года определяет «Реконструкция объектов капитального строительства - это изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, плош объема) в том числе настройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов» - в договоре нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ слова реконструкция здания отсутствуют.
Администрация Николаевского сельсовета являются дотационным образованием, дотации которого определяются бюджетом Немецкого национального района. С учетом изложенного считает требования, предъявленные к КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.
Так же в судебном заседании представитель КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» суду пояснил, что у них никогда не возникало проблем с доступом в арендуемое ими помещение маломобильных групп населения, так как в случае обращения к ним, данной категории граждан сотрудники обеспечили бы их доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Представитель ответчика МУП «Фармация» Немецкого национального района Алтайского края, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, им представлен письменный отзыв, согласно которому МУП «Фармация» Немецкого национального района Алтайского края действительно арендует помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и использует данное помещение для размещения аптечного пункта. Считает, что в обязанности МУП «Фармация» Немецкого национального района Алтайского края не входит установка и сооружение пандусов и поручней. В бюджете предприятия нет статьи выполнения обязанностей Администрации Николаевского сельсовета, как собственника, данного здания. Их предприятие несет убытки по содержанию данного помещения, которые складываются из-за низкой покупательной способности населения <адрес>, аптечный пункт обслуживает маломобильное и низко обеспеченное население лекарственными препаратами низкой ценовой группы. Предприятие продолжает содержать аптечный пункт, так как его закрытие оставит без обеспечения лекарственными препаратами самые не защищенные слои населения <адрес>.
Представитель ответчика Администрации Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, заявлений об отложении дела и возражений по заявленным требования суду не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, вынесением решения в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав пом. прокурора, представителя Администрации Немецкого национального района, представителя ответчика КГБУЗ «ЦРБ Немецкого национального района», изучив отзывы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ – социальная защита инвалидов, это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ч.1 ст.15 вышеуказанного Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Как было установлено в судебном заседании, прокуратурой Немецкого национального района Алтайского края была проведена проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки было установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит Муниципальному образованию Николаевский сельский совет Немецкого национального района Алтайского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44). Вход в данное здание не оборудован поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов, что нарушает требования ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Так же в судебном заседании установлено, что в вышеуказанном здании по адресу: <адрес> на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края и КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» последнему предоставляется во временное пользование и владение за плату нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения Николаевского ФАП (л.д.34-36). В п.1.2 данного договора указано, что места (помещения, коридоры, лестницы и т.д.) без использования которых невозможна реализация права Арендатора по владению и пользованию, арендуемым помещением, но которые не являются объектом аренды по настоящему договору, считаются местами общего пользования, Арендатор обязан оплачивать содержание мест общего пользования в размере и порядке, предусмотренном п.3.2 настоящего договора, то есть данная плата входит в арендную плату по договору.
Так же судом установлено, что в вышеуказанном здании по адресу: <адрес> на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края и МУП «Фармация» Немецкого национального района последнему предоставляется во временное пользование и владение за плату нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения аптечного пункта (л.д.133-135). Так же в договоре указано, что места (помещения, коридоры, лестницы и т.д.) без использования которых невозможна реализация права Арендатора по владению и пользованию, арендуемым помещением, но которые не являются объектом аренды по настоящему договору, считаются местами общего пользования, Арендатор обязан оплачивать содержание мест общего пользования в размере и порядке, предусмотренном п.3.2 настоящего договора, то есть данная плата входит в арендную плату по договору.
Таким образом, по мнению суда требования прокурора обратившегося в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обеспечении доступности здания для маломобильных групп населения, и понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в здание по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса и поручней, заявлены обоснованно.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по данному делу, суд исходит из следующего.
Из ч.5 ст.15 данного Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст.ст.209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данный вывод, так же содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О, согласно которого "Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч.1 ст.15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Одним из средств конкретизации оспариваемого положения ч.1 ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп население с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальное образование в лице органов местного самоуправления, что предусмотрено ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По рассматриваемому делу как было указано выше собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование Николаевский сельский совет Немецкого национального района Алтайского края, и в соответствии с п.3 ст.3 Устава Муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, кроме того, согласно п.4 ст.38 данного Устава в полномочия главы Администрации сельсовета входит управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения (л.д.153-198).
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу будет являться Администрация Муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.
Рассмотрев требования прокурора к ответчикам КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района, оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что поскольку у арендаторов данного нежилого помещения - КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района, отсутствуют правовые основания для осуществления функций по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, то исковые требования прокурора, предъявленные к КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района, являющиеся арендаторами помещений в здании по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя прокуратуры о том, что обязанность по установлению пандуса с поручнями у КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и МУП «Фармация» Немецкого национального района фактически использующих помещение в здании по адресу: <адрес> под объекты инфраструктуры, возникает в силу положений ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд находит не состоятельными.
В соответствии со ст.615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
На основании ч.1 ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Из ч.2 ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из содержания договоров аренды, заключенных Администрацией Николаевского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края с КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и с МУП «Фармация» Немецкого национального района усматривается, что арендаторам предоставляются во временное пользование и владение за плату нежилые помещения в здании, а не само здание, расположенное по адресу: <адрес>.
В ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» разъяснено чем отличается здание от помещения.
Здание это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Помещение это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Как было указано выше КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и с МУП «Фармация» Немецкого национального района предоставляются во временное пользование и владение за плату нежилые помещения в здании, а не само здание, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Муниципальное образование Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.
Кроме того, как следует из договоров аренды помещений, на арендаторов возлагается обязанность своевременно вносить арендную плату, содержать нежилое помещение и прилегающую территорию в порядке, предусмотренном санитарными, противопожарными правилами эксплуатации, своевременно производить за свой счет текущий ремонт, ремонт оборудования, инженерных коммуникаций внутри арендуемых помещений. При сроке аренды год и менее обязанность по выполнению капительного ремонта на Арендатора не возлагается. Перепланировка, реконструкция арендуемого нежилого помещения, допускается только с письменного согласия Арендодателя.
Из чего суд делает вывод, что в вышеуказанных договорах аренды нежилых помещений прямо не предусмотрена обязанность арендаторов производить капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) заключается в замене и (или) восстановлениии строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года № 279, Приложение № 8 «Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений» сооружение пандуса является работой по капитальному ремонту здания.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что КГБУЗ «Центральная районная больница Немецкого национального района» и с МУП «Фармация» Немецкого национального района не несут обязанности по проведению капитального ремонта здания и не могут отвечать по обязанностям собственника, данного здания – Муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.
При вынесении решения, суд так же учитывает мнение истца, который в судебном заседании исковые требования к Администрации Немецкого национального района Алтайского края не поддержал, в связи, с чем суд рассмотрел требования истца, исходя и в рамках заявленных им исковых требований.
В силу ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения возложенной обязанности суд соглашается с мнением представителя прокуратуры и с учетом объема предполагаемых работ находит необходимым установить его в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ответчика Администрации Муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, не обеспечившего доступность здания, расположенного по адресу: <адрес> для маломобильных групп населения.
Обязать Администрацию Муниципального образования Николаевский сельсовет Немецкого национального района в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в здание, расположенное по адресу: <адрес>, где расположены фельдшерско-акушерский пункт и аптечный пункт, путем сооружения на входе в здание пандуса и поручней, соответствующие ГОСТ Р 51261 -99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" и Своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНиП 35- 01-2001).
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, с подачей жалобы в районный суд Немецкого национального района в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме 18 марта 2015 года.
Председательствующий судья: К.Н. Комашко