К делу №2а-1138/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 года г. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Садова Б.Н.,
при секретаре судебного заседания: Сычевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чумакова В.Н. и Чумаковой В.Н. к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, заместителю главы муниципального образования город-курорт Геленджик Карпич В.Н. о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Чумаков В.Н. и Чумакова Л.Г. в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, заместителю главы муниципального образования город-курорт Геленджик Карпич А.М. о возложении обязанности утвердить схему расположения земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.
Требования мотивированы тем, что административным истцам принадлежит жилой дом, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами № площадью 629 кв.м., и №, площадью 629 кв.м., находящихся в их пользовании. Границы земельных участков не установлены.
С целью приведения правоустанавливающих документов в соответствие с нормами действующего законодательства, административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако им было отказано.
Выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №=0/18-45-06 отказ мотивирован тем, что в границах земельных участков расположены здания, права в отношении которых не зарегистрированы за истцами.
Административные истцы и их представитель, адвокат Языкова Д.С., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержали заявленные требования, ссылаясь на основания и доводы, указанные в иске, просят удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель административных ответчиков по доверенности – Кулиничев Д.Г. полагается на усмотрение суда.
Суд, выслушав административных истцов, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и частью 2 статьи 1 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Частью 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
На основании решения Геленджикского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ к делу № (№) административным истцам на праве общей долевой собственности в равных долях, по ? доли каждому, принадлежит жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405001:21, площадью 611 кв.м., и земельном участке с кадастровым номером №, площадью 629 кв.м. В указанных границах земельные участки находятся с 1993 года, на них расположены хозяйственные и вспомогательные постройки, что подтверждается содержанием договора о безвозмездной передаче жилья от ДД.ММ.ГГГГ.
В ноябре 2018 года истцы обратились в установленном порядке в Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для последующего выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, направленным в адрес истцов, сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на том основании, что согласно представленных схем, в границах указанных земельных участков располагаются здания, права в отношении которых не зарегистрированы.
Указанные в сообщении об отказе в утверждении схемы земельного участка обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет, а затем и на предоставление земельного участка в собственность, поскольку здания, на которые содержится ссылка в отказах об утверждении схем земельных участков, являются вспомогательными постройками, на которые у истцов возникло право собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу части 1 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков производится из земель, находящихся в муниципальной собственности. Согласно нормы статьи 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрен предельный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются:
1) Несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Право истцов на земельные участки, на которых расположен принадлежащий ним жилой дом с надворными постройками, возникло в силу прямого указания закона, в связи с чем они вправе требовать определения границ земельных участков под принадлежащим им на праве собственности жилым домом в целях последующего оформления в собственность.
При изготовлении схемы расположения земельного участка, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка должно производится с учетом особенностей эксплуатации объекта недвижимости, коэффициента застройки, требований пожарной и санитарной безопасности, градостроительных норм и правил, норм отвода земель, в с чем оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории у административного ответчика не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 и ст.227-228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Чумакова В.Н. и Чумаковой В.Н. к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, заместителю главы муниципального образования город-курорт Геленджик Карпич В.Н. о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик утвердить и выдать Чумаковой В.Н. схему расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 611 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик утвердить и выдать Чумакову В.Н. схему расположения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 629 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.
Судья