Дело № 12-49/19 (12-897/18)
РЕШЕНРР•
13 февраля 2019 года г. Владивосток,
ул. Адмирала Фокина 23А.
Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края Буланова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Феско Сервис» по доверенности Петрова Алексея Лаврентьевича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 27.11.2018г. в отношении юридического лица – ООО «Феско Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 27.11.2018г. юридическое лицо – ООО «Феско Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник – ООО «Феско Сервис» Петров А.Л. обратился с жалобой, в которой указал, что ООО «Феско Сервис» не согласно с вынесенным постановлением, считает его незаконным, а содержащиеся выводы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, поскольку положения статей 1,3,11,18 Закона № 174-ФЗ, части 1 статьи 33 Закона №7-ФЗ, а также положения части 1 статьи 34 № 155-ФЗ предусматриваю, что проведение экологической экспертизы обязательно до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, государственная экологическая экспертиза проводится в отношении намечаемой и планируемой хозяйственной деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Вышеуказанные нормы не содержат обязательных требований о проведении государственной экологической экспертизы в отношении эксплуатируемых объектов при непрерывно осуществляемой деятельности. ООО «Феско Сервис» создано и непрерывно осуществляет свою уставную деятельность с 2005 года. Считает, что факт нарушения Обществом требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы применительно к указанной деятельности не установлен и не доказан административным органом надлежащим образом в законной процедуре, несмотря на вышеприведенные требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ. На основании вышеизложенного просил отменить постановление о назначении административного наказания № от 27.11.2018г., прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО «Феско Сервис» по доверенности Галюк О.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Яловой М.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно ст. 1, 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Ркологическая экспертиза основывается РЅР° принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (статья 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона N 155-ФЗ предусмотрено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона N 155-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 364-ФЗ, от 30.12.2012 N 287-ФЗ, от 07.05.2013 N 87-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
<...>
В ходе проверки было установлено, что в соответствии с уставом основными видами деятельности ООО «Феско Сервис» являются:
- выполнение работ по техническому обслуживанию судов;
- ремонт судовых и стационарных холодильных установок, судовых силовых установок, топливной аппаратуры, вспомогательного оборудования, судовой мебели, различных систем и механизмов;
- проверка и испытание спасательных средств;
- изготовление металлоконструкций;
- ремонт судовых и стационарных холодильных установок;
- корпусно-сварочные работы и ремонт трубопроводов и систем;
- Р±СѓРєСЃРёСЂРѕРІРєР° СЃСѓРґРѕРІ; |
- выполнение погрузочных и разгрузочных работ;
- торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность.
<...>
Вследствии чего, использование недвижимого имущества для данных видов деятельности указывает на осуществление ООО «Феско Сервис» хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, однако положительное заключение государственной экологической экспертизы на основной вид деятельности осуществляемой во внутренних морских водах Российской Федерации отсутствует.
По результатам проведенной проверки в отношении ООО «Феско Сервис» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Вина юридического лица - ООО «Феско Сервис» подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: актом проверки № от дата; приказом о проведении внеплановой выездной проверки от дата №; протоколом об административном правонарушении от дата №; и иными материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в связи с чем ООО «Феско Сервис» обоснованно привлечено к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы о том, что Общество начало осуществлять свою хозяйственную деятельность до введения в действие законодательства о государственной экологической экспертизе, в связи с чем требования о ее проведении являются необоснованными, не подлежат удовлетворению.
Буквальное толкование ст. 34 Федерального закона N 155-ФЗ позволяет сделать вывод, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления.
Такой вывод вытекает из анализа положений ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе", частью 5 которой установлено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока его действия.
Установленное законодателем ограничение действия положительного заключения государственной экологической экспертизы временными рамками предполагает обязанность субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, получить такое заключение на очередной срок вне зависимости от начала ее осуществления.
При таких обстоятельствах осуществление Обществом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы является основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ заявителя РЅРµ содержат правовых аргументов, ставящих РїРѕРґ сомнение законность Рё обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены РЅР° переоценку имеющихся РІ деле доказательств, которые были исследованы РїСЂРё рассмотрении дела. Правильность оценки доказательств сомнений РЅРµ вызывает.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, и является справедливым.
С учетом этого, оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШРР›:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №, которым юридическое лицо – ООО «Феско Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Феско Сервис» по доверенности Петрова Алексея Лаврентьевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение десяти дней с момента получения его копии.
Судья Н.А.Буланова