РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.06.2019 г.Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Мангировай А.А.,
рассмотрев в открытом судебном процессе гражданское дело № 2-14/2019 по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Кандалина В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцева В.А., Дубровиной О.С., Петрова Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербаковой А.Ю., Огородней А.О., Астафьевой М.С. к Министерству Имущественных отношений Иркутской области, ООО «Бирюсапромстрой» об обязании обеспечить соответствие жилых помещений в многоквартирных домах в соответствии с требованиями л. 1 проектной документации, организовать проведение обследования несущих конструкций многоквартирных домов, силами специализированной организации, обладающей правом проведения соответствующих работ, с целью определения работоспособности несущих конструкций многоквартирных домов,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский межрайонный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Иркутска в интересах Кандалина В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцева В.А., Дубровиной О.О., Петрова Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербаковой А.Ю., Огородней А.О., Астафьевой М.С. с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Министерству Имущественных отношений Иркутской области, ООО «Бирюсапромстрой» об обязании привести многоквартирные дома в соответствие с законодательством, документами в области стандартизации, проектной документации, устранении нарушений строительных норм и правил, организовать проведение обследования несущих конструкций многоквартирных домов, силами специализированной организации, обладающей правом проведения соответствующих работ, с целью определения работоспособности несущих конструкций многоквартирных домов, указав, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями выявлены нарушения строительных норм и правил, проектной документации, законодательства о пожарной безопасности.
В 2014г. в рамках программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2014-2018 годы» государственной программы «Доступное жилье на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013г. № 443-пп, Министерством имущественных отношений области заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве жилых помещений для указанной категории детей с ООО «Бирюсапромстрой».
Ввод возведенных объектов в эксплуатацию состоялся ДД.ММ.ГГГГ. (блок секция 1-2 30-квартирная), ДД.ММ.ГГГГ. (блок-секция 1-1 30-квартирная), ДД.ММ.ГГГГ. (блок-секция 1-3 39-квартирная), на основании выданных Администрацией Тайшетского МО «Тайшетское городское поселение» разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию. Министерством имущественных отношений области в декабре 2016г. подписаны акты приема-передачи квартир, которые переданы нанимателям – лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с которыми заключены договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Кандалину В.А. жилое помещение передано по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Дмитриченко Д.И. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Малухо Н.Н. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Немцеву В.А. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Дубровиной О.О. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №;, Петрову Н.Г. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Круш Н.Н. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Руссу В.Г. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Щербаковой А.Ю. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Огородней А.О. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №; Астафьевой М.С. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. №).
Согласно условиям договоров, Министерством переданы квартиры, пригодные для проживания, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Истец указывает, что ввод в эксплуатацию произведен с нарушением требований градостроительного законодательства, при наличии неустраненных застройщиком недостатков, указанных специалистом Службы государственного строительного надзора Иркутской области в Актах осмотра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ. (блок-секция 1-2), ДД.ММ.ГГГГ. (блок-секция 1-1), ДД.ММ.ГГГГ. (блок-секция 1-3).
Со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) Истец указывает, что в связи с рассмотрением обращений жителей указанных многоквартирных домов, проведен осмотр с участием специалиста Службы государственного строительного надзора Иркутской области блок-секций 1-1 (далее по тексту Объект №), 1-2 (далее по тексту Объект №), 1-3 (далее по тексту Объект №) по адресам: <адрес>, на предмет соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов, результатов работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности. По результатам обследования специалистом составлен Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ., в котором отражены выявленные нарушения строительных норм и правил, несоответствия возведенных объектов проектной документации.
Также, со ссылкой на ст. ст. 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012г. № 1984-ст о введении в действие Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее – ГОСТ 31937-2011), п.п. 3.4, 3.5, 4.1 ГОСТ 31937-2011, Постановление Госстроя России от 21.08.2003г. № 153 об утверждении СП 13-102-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», п.п. 1.1, 4.2 СП 13-102-2003, истец указывает, что для определения степени механической безопасности зданий с целью недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью жильцов многоквартирных домов необходимо привлечение специализированной организации для обследования несущих конструкций многоквартирных домов.
Истец просит суд обязать ООО «Бирюсапромстрой» привести многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> (далее Объекты 1, 2, 3), в соответствие с законодательством, документами в области стандартизации, проектной документацией, устранить нарушения строительных норм и правил, обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области организовать проведение обследования несущих конструкций Объектов 1,2,3, в порядке, предусмотренном ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13-102-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», силами специализированной организации, обладающей правом проведения соответствующих работ, с целью определения работоспособности несущих конструкций указанных многоквартирных домов.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу и ставшим обязательным для сторон решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.12.2018г. по делу № А19-10581/2018, производство по гражданскому делу № по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Кандалина В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцева В.А., Дубровиной О.О., Петрова Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербаковой А.Ю., Огородней А.О., Астафьевой М.С. к Министерству Имущественных отношений Иркутской области, ООО «Бирюсапромстрой» – прекращено в части требований, направленных к Ответчику ООО «Бирюсапромстрой» о возложении обязанности привести многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> (далее Объекты 1, 2, 3), в соответствие с законодательством, документами в области стандартизации, проектной документацией, а именно об устранении следующих нарушений:
- привести плиты перекрытия в центральной части подвале Объекта 2, в соответствие с требованиями п.п. 6.4.4, 6.4.7 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87»;
- привести швы между плитами в Объектах 1,2,3, в соответствие с требованиями л. 15 рабочей документации на блок-секции 1-2 БПС-01-2014-КЖ 1-2.2;
- предусмотреть дополнительное усиление рабочих швов ригелей в подвалах (техподпольях) Объектов 1,2,3, в связи с нарушением требований п. 5.3.12 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» при укладке бетонной смеси;
- привести расположение радиаторов отопления на лестничных клетках Объектов 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 4.4.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- привести трубопроводы в Объектах 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 6.3.5 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
- привести стояки системы отопления в квартирах, лестничных клетках Объектов 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 6.1.2 СП 73.13330.2016 «Внутренние сантехнические системы зданий»;
- привести средства креплений разводящих металлополимерных трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в технических этажах Объектов 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 5.14 СП 41-102-98 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем отопления с использованием металлополимерных труб»;
- привести расстояния между креплениями металлополимерных трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в технических этажах Объектов 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 5.22 СП 41-102-98 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем отопления с использованием металлополимерных труб»;
- привести теплоизоляцию конструкций систем навесного фасада Объекта 1 в соответствие с требованиями л. 10 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР 1-1 стадия Р (в конструкциях систем навесного фасада теплоизоляция - гидрофобизированная базальтовая плита толщиной 150 мм);
- привести продухи в невентилируемых помещениях подвалов (техподпольях) Объектов 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 9.10 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»;
- привести проходы кабелей через стены и перекрытия Объектов 1,2,3, места пересечения перекрытий, стен технических этажей трубопроводами инженерных систем в соответствие с требованиями п. 7.11 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 2.1.58 «Правил устройства электроустановок», ч. 1 ст. 85 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.23 СП 40-107-2003 «Проектирование, монтаж и эксплуатация систем внутренней канализации из полипропиленовых труб»;
- обеспечить наличие автоматической пожарной сигнализации в жилых помещениях Объектов 1,2,3, в соответствие с требованиями п. 7.3.5 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»;
- оборудовать наружные двери в подъездах Объектов 1,2,3, в соответствии с требованиями л.2 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР 1-2;
- обеспечить отделку санузлов и фартуков над мойками в кухнях жилых помещений Объектов 1, 2, 3, керамической плиткой;
- привести подвалы (техподполья) Объектов 1, 2, 3, в соответствие с требованиями п.4.2.9 СП 1.13.130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (обеспечить наличие эвакуационных выходов);
- обеспечить защиту основания металлических стоек наружной лестницы эвакуационного выхода от коррозии, привести гайки анкерных фундаментных болтов в соответствие с требованиями п. 4.5.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»;
- привести металлоконструкции эвакуационной наружной лестницы в соответствие с требованиями п. 10.7, п. 10.4.4 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» (в части дефектов швов);
- обеспечить приклеивание линолеума в жилых помещениях Объектов 1,2,3, в соответствии с требованиями п. 2.1.2.8 серии 2144-1/88 «Узлы полов жилых зданий, рабочие чертежи», на которые ссылается проектная документация шифр БПС-01-2014-АР, полы из линолеума на тканевой подоснове (ГОСТ 7251-77);
- привести внутренние системы отопления и водоснабжения Объектов 1, 2, 3, в соответствие с требованиями проектной документации шифр БПС-01-2014-ОВ и БПС-01-2014-ВК (внутренние сети систем отопления и водоснабжения должны быть выполнены из стальных водогозопроводных труб и стальных оцинкованных труб соответственно);
- вывести стояки канализационных систем Объектов 1, 2, 3, за пределы кровли в соответствии с требованиями л.13 проектной документации выполненной ООО «ИСП» шифр 02-15 ВК;
- обеспечить облицовку керамогранитом цоколь Объектов 1,2,3, в соответствии с требованиями л.1 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР (наружные стены Объектов на уровне подвала (цокольная часть) до отм. - 1.370 облицованы фасадной плиткой керамогранита);
- обеспечить наличие покрытия площадок лестничных клеток в Объектах 1,2,3, керамической плиткой 8 мм в соответствии с требованиями л. 17 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР;
- обеспечить наличие на кровлях Объектов 1,2,3, ходовых трапов в соответствии с требованиями п. 4.8 СП 17.13330.2011 «Кровли»;
- привести в соответствие требованиям п. 6.4.21 СП 17.13330.2011 «Кровли» величина (нахлестки профлиста вдоль ската должна быть не менее 250 мм, а поперек ската на один гофр) кровли Объектов 1,2,3;
- выполнить благоустройство придомовой территории Объектов 1,2,3, в соответствии с требованиями проектной документации.
Таким образом, рассматриваются требования Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Кандалина В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцева В.А., Дубровиной О.О., Петрова Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербаковой А.Ю., Огородней А.О., Астафьевой М.С. к ООО «Бирюсапромстрой» о возложении обязанности обеспечить соответствие жилых помещений Объектов 1,2,3, в соответствии с требованиями л. 1 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР (потолки в помещениях квартир должны быть прошпаклеваны и окрашены водоэмульсионной краской); к Министерству Имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности организовать проведение обследования несущих конструкций Объектов 1,2,3, в порядке, предусмотренном ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13-102-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», силами специализированной организации, обладающей правом проведения соответствующих работ, с целью определения работоспособности несущих конструкций указанных многоквартирных домов.
В судебном заседании представитель Истца Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кандалина В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцева В.А., Дубровиной О.О., Петрова Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербаковой А.Ю., Огородней А.О., Астафьевой М.С. – старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчанова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений, просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области – Сокольникова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, направленные к Министерству имущественных отношений Иркутской области, не признала, считает их незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009г. № 264/43-пп полномочия в сфере управления и распоряжения областной государственной собственностью возложены на Министерство. Во исполнение указанных положений Министерство имущественных отношений Иркутской области в рамках осуществления правомочий собственника, провело необходимые действия по устранению выявленных в актах проверки Службы строительного надзора по Иркутской области нарушений при строительстве многоквартирных домов, путем возложения обязанности на ООО «Бирюсапромстрой» устранить указанные недостатки, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-10581/2018. При этом, согласно положений Федерального закона № 384-ФЗ, собственник вправе самостоятельно определять способы обеспечения безопасности и выбирать меры, предупреждающие причинения вреда. Действующее законодательство не содержит указаний на обязательное проведение оценки строительных конструкций. Со ссылкой на ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ, указала, что судебной защите подлежит нарушенное право Истца, исковые требования предъявляются к лицам, нарушившим либо оспорившим какие-либо права, свободы или законные интересы Истца. К Министерству заявлены требования, которые предполагаются на будущее, при этом Министерство прав Истца не нарушало. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, направленных к Министерству имущественных отношений Иркутской области.
Кандалин В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцев В.А., Дубровина О.О., Петров Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербакова А.Ю., Огороднея А.О., Астафьева М.С., извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд в известность не поставили, что не является препятствием для рассмотрения настоящего гражданского дела по существу.
В судебном заседании представитель Ответчика ООО «Бирюсапромстрой» - Лебедева-Малых С.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что в заявленных в спор объектах недвижимости, ООО «Бирюсапромстрой» при строительстве выполнило натяжные потолки, которые в отличии от проектного решения, а именно, что потолки в помещениях квартир должны быть прошпаклеваны и окрашены водоэмульсионной краской, являются улучшением объекта. При этом, ООО «Бирюсапромстрой» не согласно с решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.12.2018г. по гражданскому делу № А19-10581/2018.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Из представленного в материалы дела Акта осмотра объекта капитального строительства от 09.04.2018г. Службы государственного строительного надзора Иркутской области следует, что проведен осмотр объектов капитального строительства: 3-этажных жилых домов, блок-секции 1-1, 1-2, 1-3 по адресу: <адрес>.
В результате проверки были выявлены допущенные Ответчиком ООО «Бирюсапромстрой» при строительстве спорного многоквартирного дома нарушения требований проектной документации БПС-01-2014, СНиПов, ГОСТов, строительных норм и правил, технических регламентов, нарушения, в том числе нарушения требований л. 1проектной документации шифр БПС-01-2014 – потолки в помещениях квартир многоквартирного дома по адресу: <адрес> должны быть прошпаклеваны и окрашены водоэмульсионной краской. В нарушение указанных требований в помещениях квартир Объектов выполнены натяжные потолки.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.12.2018г. по делу А19-10581/2018 по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области к ООО «Бирюсапромстрой» об обязании устранить недостатки и недоделки в работе, допущенные при строительстве жилых домов, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Транспортная, дома № 105, № 105/1, № 105/2, переданных по государственным контрактам № 2014.168889, № 2014.168879, № 2014.168862, № 2014.168877, № 2014.168881, № 2014.118530 от 24.07.2014, № 2015.168187, № 2015.168228 от 25.05.2015, на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, в пределах гарантийного срока – исковые требования удовлетворены.
При рассмотрении дела А19-10581/2018 суд установил, что между Министерством имущественных отношений Иркутской области (Участник долевого строительства) и ООО «Бирюсапромстрой» (Застройщик) по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме в рамках программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014-2018 годы» государственной программы «Доступное жилье на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013г. No443-пп, заключены государственные контракты N 2014.168889, N 2014.168879, N 2014.168862, N 2014.168877, N 2014.168881 от 24.07.2014г., N 2014.118530 от 18.06.2014г., N 2015.168187, N 2015.168228 от 25.05.2015г. (Контракты) на приобретение в государственную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов в городе Тайшете, по условиям которых Застройщик обязуется в предусмотренные договорами сроки своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный жилой дом блок-секции N1-1, 1-2, 1-3, по адресу: Иркутская область г. Тайшет, ул. Транспортная, 105 на земельном участке с кадастровым N38:29:011201:0018, в соответствии с проектной документацией БПС-01-2014 и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства объекты долевого строительства (квартиры).
Пунктами 7.1, 7.2 контрактов установлен гарантийный срок на объекты долевого строительства (квартиры) - 5 лет с момента подписания передаточного акта. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав квартир - 3 года с момента подписания передаточного акта.
Все обнаруженные в течение гарантийных сроков недостатки, которые не могли быть выявлены при осмотре квартир и подписании передаточного акта, должны быть устранены Застройщиком самостоятельно или с привлечением иных лиц в разумный срок с момента уведомления его Участником долевого строительства об этих недостатках (пункт 7.3 Контрактов).
Жилой дом по адресу: <адрес>, блок-секции N1-1, 1-2, 1-3 введен в эксплуатацию, на основании Разрешений на ввод объекта в эксплуатацию Администрации Тайшетского городского поселения N № от 06.06.2016г. (блок-секция 1-2), N№ от 19.08.2016г. (блок-секция 1-1), N№ от 28.10.2016г. (блок-секция 1-3).
Объекты долевого строительства переданы Участнику долевого строительства по передаточным актам: по контрактам N2014.168889, N2014.168879, N2014.168862 от 24.07.2014г.-22.08.2016г.; по контрактам N2014.168877, N2014.168881 от 24.07.2014г., N2014.118530 от 18.06.2014г.–09.06.2016г.; по контрактам N2015.168187, N2015.168228 от 25.05.2015–ДД.ММ.ГГГГ, подписанным сторонами.
В пределах гарантийного срока, установленного контрактами, выявлены недостатки объектов долевого строительства, в том числе, в нарушение требований л. 1 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР в помещениях квартир объектов выполнены натяжные потолки (в соответствии с требованиями проектной документации шифр БПС-01-2014-АР (потолки в помещениях квартир должны быть прошпаклеваны и окрашены водоэмульсионной краской), что подтверждается актами осмотра объекта капитального строительства Службы государственного строительного надзора <адрес> б/н от 07.06.2017г., от 09.04.2018г.
При рассмотрении дела А19-10581/2018 суд установил, что Министерство (Истец) направил Ответчику ООО «Бирюсапромстрой» претензию N 02-51-18421/17 от 22.09.2017г. с требованием в рамках гарантийных обязательств по спорным контрактам устранить выявленные нарушения до 21.10.2017г., однако выявленные недостатки не устранены.
Проанализировав условия представленных государственных контрактов, суд пришел к выводу, что по своей правовой природе они являются Договорами долевого участия в строительстве, заключенными в форме государственных контрактов, применив в заявленным правоотношениям Федеральный закон от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контракты на участие в долевом строительстве зарегистрированы в установленном законом порядке; содержание названных контрактов, а именно: пункты 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, ДД.ММ.ГГГГ, 7.1, 7.2, раздел 12 Контрактов, позволяют определить объект строительства, размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства, срок передачи застройщиком объекта дольщику, гарантийный срок на объект долевого строительства, способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору, в связи с чем, суд нашел вышеуказанные государственные контракты участия в долевом строительстве заключенными.
Согласно пункту 4.3.4 Контрактов, Застройщик ООО «Бирюсапромстрой» (Ответчик) принял на себя обязательства осуществить строительство (создание) объектов долевого строительства в соответствии с условиями контрактов, требованиями технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что Ответчиком ООО «Бирюсапромстрой» при строительстве спорного многоквартирного дома не были соблюдены требования проектной документации к контрактам БПС-01-2014, СНиПов, ГОСТов, строительных норм и правил, технических регламентов, что подтверждено Актами осмотра объекта капитального строительства Службой государственного строительного надзора Иркутской области б/н от 07.06.2017г., от 09.04.2018г.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела Арбитражным судом Иркутской области, сторонами с участием Администрации Тайшетского городского поселения проведен совместный осмотр спорного многоквартирного дома по адресу: г. Тайшет, ул. Транспортная 105, 105/1, 105/2, по результатам которого составлен акт от 05.09.2018г., в соответствии с которым недостатки, зафиксированные в актах Службы государственного строительного надзора Иркутской области б/н от 07.06.2017г., от 09.04.2018г. на момент осмотра не устранены.
В пункте 7.1 контрактов указано, что гарантийный срок на объекты долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в их состав, составляет 5 лет с момента подписания передаточного акта.
Передаточные Акты объектов долевого строительства подписаны 09.06.2016г., 22.08.2016г., 07.11.2016г., следовательно, требование об устранении недостатков работ, выполненных Ответчиком ООО «Бирюсапромстрой» в рамках государственных контрактов, предъявлены Истцом Министерством имущественных отношений Иркутской области в период гарантийного срока.
Ответчику ООО «Бирюсапромстрой» неоднократно Арбитражным судом Иркутской области разъяснялось определениями от 08.06.2018г., от 02.07.2018г., от 03.09.2018г., от 26.09.2018г., 24.10.2018г. право на назначение по делу судебной экспертизы с целью установления факта наличия (отсутствия) недостатков объектов долевого участия, а также причин их возникновения; однако ни ООО «Бирюсапромстрой», ни временный управляющий ООО «Бирюсапромстрой» своим правом не воспользовались, доказательств отсутствия своей вины в недостатках (дефектах) объекта долевого строительства Ответчиком суду не представлено.
Принимая решение, Арбитражный суд Иркутской области исходил из обоснованности исковых требований, поскольку было доказано выявление в период гарантийного срока недостатков многоквартирного дома, переданного Ответчиком ООО «Бирюсапромстрой» Истцу Министерству имущественных отношений Иркутской области во исполнение обязательств по контрактам, при этом Ответчик ООО «Бирюсапромстрой» не доказал отсутствие своей вины в возникновении дефектов.
Оценив представленные доказательства, суд признал установленным факт наличия недостатков в объектах долевого строительства по государственным контрактам и наличия у Ответчика ООО «Бирюсапромстрой» обязанности по устранению выявленных дефектов в пределах гарантийного срока. Требования Истца о понуждении к исполнению обязательства признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению, в том числе установлены нарушения в помещение квартиры N 27 по <адрес>, блок-секция 1-3 (натяжной потолок) – постановлено, обязать ООО «Бирюсапромстрой» потолок квартиры привести в соответствие с требованиями л. 1 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР.
Решением Арбитражного суда <адрес> от 06.12.2018г. по гражданскому делу № А19-10581/2018 (объединённое в одно производство) исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес> к ООО «Бирюсапромстрой» об обязании устранить недостатки и недоделки в работе, допущенные при строительстве жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, №, №, переданных по государственным контрактам на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, в пределах гарантийного срока, удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.12.2018г. по делу № А19-10581/2018 оставлено без изменений, апелляционная жалоба ООО «Бирюеапромстрой» без удовлетворения. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.12.2018г. по делу № А19-10581/2018 вступило в законную силу.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При указанных обстоятельствах, требования Истца Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кандалина В.А., Дмитриченко Д.И., Малухо Н.Н., Немцева В.А., Дубровиной О.О., Петрова Н.Г., Круш Н.Н., Руссу В.Г., Щербаковой А.Ю., Огородней А.О., Астафьевой М.С. к ООО «Бирюеапромстрой» о возложении обязанности обеспечить соответствие жилых помещений Объектов 1,2,3, в соответствии с требованиями л. 1 проектной документации шифр БПС-01-2014-АР (потолки в помещениях квартир должны быть прошпаклеваны и окрашены водоэмульсионной краской), подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования Истца, направленные к Ответчику Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности организовать проведение обследования несущих конструкций Объектов 1,2,3, в порядке, предусмотренном ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13-102-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», силами специализированной организации, обладающей правом проведения соответствующих работ, с целью определения работоспособности несущих конструкций указанных многоквартирных домов, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит нарушенные, либо оспариваемые права, свободы или законные интересы.
По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса РФ исковые требования предъявляются к лицам, нарушившим либо оспорившим какие-либо права, свободы или законные интересы.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с п. 4.1 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012г. № 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В силу п.п. 4.2, 4.3 указанного ГОСТа, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. № 153 утвержден СП 13-102-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
В соответствии с п. 1.1 СП 13-102-2003 Настоящие Правила предназначены для применения при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений жилищного, общественного, административно-бытового и производственного назначения с целью определения их технического состояния, а также могут быть использованы при решении вопросов о пригодности жилых домов для проживания в них.
Правила регламентируют процедуру проведения обследования строительных конструкций, определяют принципиальную схему и состав работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений.
Необходимость в проведении обследовательских работ, их объем, состав и характер зависят от поставленных конкретных задач. Основанием для обследования могут быть следующие причины: наличие дефектов и повреждений конструкций (например, вследствие силовых, коррозионных, температурных или иных воздействий, в том числе неравномерных просадок фундаментов), которые могут снизить прочностные, деформативные характеристики конструкций и ухудшить эксплуатационное состояние здания в целом; увеличение эксплуатационных нагрузок и воздействий на конструкции при перепланировке, модернизации и увеличении этажности здания; реконструкция зданий даже в случаях, не сопровождающихся увеличением нагрузок; выявление отступлений от проекта, снижающих несущую способность и эксплуатационные качества конструкций; отсутствие проектно-технической и исполнительной документации; изменение функционального назначения зданий и сооружений; возобновление прерванного строительства зданий и сооружений при отсутствии консервации или по истечении трех лет после прекращения строительства при выполнении консервации; деформации грунтовых оснований; необходимость контроля и оценки состояния конструкций зданий, расположенных вблизи от вновь строящихся сооружений; необходимость оценки состояния строительных конструкций, подвергшихся воздействию пожара, стихийных бедствий природного характера или техногенных аварий; необходимость определения пригодности производственных и общественных зданий для нормальной эксплуатации, а также жилых зданий для проживания в них (п. 4.2 СП 13-102-2003).
Суду не представлено каких-либо доказательств того, что Министерством имущественных отношений Иркутской области нарушены вышеуказанные нормы.
Также, не представлено суду и допустимых доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах по адресу: <адрес>, влекущей необходимость принятия текущих, срочных, неотложных работ по организации проведения обследования несущих конструкций Объектов 1,2,3, в порядке, предусмотренном ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13-102-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», силами специализированной организации, обладающей правом проведения соответствующих работ, с целью определения работоспособности несущих конструкций указанных многоквартирных домов.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009г. № 264/43-пп, полномочия в сфере управления и распоряжения областной государственной собственностью возложены на министерство.
Из положений Федерального закона № 384-ФЗ следует, что собственник вправе самостоятельно определять способы обеспечения безопасности и выбирать меры, предупреждающие причинения вреда.
Министерство имущественных отношений Иркутской области в рамках осуществления правомочий собственника, провело необходимые действия по устранению выявленных в актах проверки Службы строительного надзора по Иркутской области нарушений при строительстве многоквартирных домов, путем возложения обязанности на ООО «Бирюсапромстрой» устранить указанные недостатки, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-10581/2018.
Как указано выше, в силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенные, либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, что в рассматриваемом случае отсутствует.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности организовать проведение обследования несущих конструкций многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> силами специализированной организации, с целью определения работоспособности несущих конструкций указанных многоквартирных домов, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,2,3, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-01-2014-░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░); ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,2,3, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 31937-2011 «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ 13-102-2003 «░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-01-2014-░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,2,3, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 31937-2011 «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ 13-102-2003 «░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.06.2019 ░░░░░