УИД: 56RS0018-01-2020-009056-32
№2-478/2021 (2-6857/2020)
Решение
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 25 февраля 2021 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Дьяконовой М.С., с участием истца Коваленко О.Я. и ее представителя Киселевой М.А., представителя ответчика Харченко Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко О. Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге об оспаривании решения об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Коваленко О.Я. обратилась с настоящим иском, указав в обоснование, что 12.05.2020г. она обратилась в ГУ УПФР в г.Оренбурге с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, решением начальника ГУ-УПФР в г.Оренбурге от 14.05.2020г. ей отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа, дающего право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В ходе рассмотрения дела истец увеличила предмет исковых требований, в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно просила:
признать незаконным решение ГУ-УПФР в г.Оренбурге от 14.05.2020г. и возложить на ГУ-УПФР в г.Оренбурге обязанность включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периоды работы:
с 25.04.2005г. по 31.10.2005г. – временная работа в бригаде N Государственного научного учреждения Оренбургского ...;
с 14.08.2006г. по 20.03.2011г. – техник в лаборатории первичного семеноводства Государственного научного учреждения Оренбургского ...
с 21.03.2011г. по 06.04.2014г., с 12.04.2014г. по 11.12.2017г., с 14.12.2017г. по 04.05.2020г. – агроном в комплексно-анатомической лаборатории Оренбургского ...
возложить на ГУ-УПФР в г.Оренбурге обязанность назначить страховую пенсию с момента обращения с заявлением о перерасчете и произвести перерасчет размера пенсии в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ.
В судебном заседании Коваленко О.Я. и ее представитель Киселева М.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, заявленные требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Харченко Н.К., действующая на основании доверенности, возражала против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Положениями п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.
Как указано в ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Список от 29 ноября 2018 года N 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Правила от 29 ноября 2018 года N 1440).
Согласно Списку N 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы в растениеводстве (бахчеводстве, виноградарстве, лесоводстве, луговодстве, овощеводстве, плодоводстве, полеводстве, свекловодстве, семеноводстве, табаководстве, хмелеводстве, хлопководстве, цветоводстве, шелководстве) (производстве сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, мелиорации) в должностях:
- агрономы всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);
- рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);
- техник растениеводческого направления, в том числе занятый на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (по борьбе с болезнями, вредителями сельскохозяйственных культур, техник-селекционер, техник-землеустроитель, техник-нормировщик, техник-гидротехник, техник-мелиоратор и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Коваленко О.Я. с 30.06.2017г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ.
12.05.2020г. Коваленко О.Я. обратилась с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ-УПФР в г.Оренбурге от 14.05.2020г. Коваленко О.Я. отказано перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ввиду отсутствия у нее требуемого стажа работы в сельском хозяйстве (не менее 30 календарных лет).
В стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды:
с 25.04.2005г. по 31.10.2005г. – временная работа в бригаде N Государственного научного учреждения Оренбургского ...;
с 14.08.2006г. по 20.03.2011г. – техник в лаборатории первичного семеноводства Государственного научного учреждения Оренбургского ...
с 21.03.2011г. по 06.04.2014г., с 12.04.2014г. по 11.12.2017г., с 14.12.2017г. по 04.05.2020г. – агроном в комплексно-анатомической лаборатории Оренбургского ..., поскольку не представлены документы, подтверждающие, что научно-исследовательский институт, научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук по виду деятельности относится к работам в области животноводства, растениеводства, рыболовства. Кроме того, сельское хозяйство не является основным видом деятельности вышеуказанной организации.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составила 24г.06мес.03дн., при требуемой продолжительности 30 лет.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными и муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для решения вопроса о повышении размера фиксированной выплаты приняты специальные правила определения стажа работы в сельском хозяйстве.
Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.
Согласно Списка право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.
Таким образом, для включения работы в сельском хозяйстве в той или иной профессии (должности) в сельский стаж в одних случаях требуется, чтобы работа протекала в сельскохозяйственной организации, в других случаях - достаточно, чтобы такая работа была в сельскохозяйственном структурном подразделении организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной.
Если Список допускает, что та или иная профессия (должность) может иметь место в любой организации, то при отсутствии в документах сведений о функциональных обязанностях застрахованного лица включение такого периода работы в сельский стаж возможно только при условии, что сама организация в целом является сельскохозяйственной.
Если Список допускает ту или иную профессию (должность) под общим наименованием, которая может иметь место в любой организации, где есть структурно выделенное сельскохозяйственное подразделение, то при отсутствии в документах сведений о наименовании такого подразделения вопрос о зачете такого периода работы в сельский стаж в пользу застрахованного лица может решаться только при условии, что сама организация является сельскохозяйственной.
Отнесение организации к сельскохозяйственной деятельности за прошлое время может подтверждаться любыми документами (уставом, свидетельством о государственной регистрации и т.п.). В случае ликвидации организации и отсутствии сведений из учредительных документов в архивных органах или наблюдательных делах органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, во внимание может приниматься наименование организации, из которого усматривается его сельскохозяйственная направленность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что в спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельность в Государственном научном учреждении Оренбургского научно-исследовательского института сельского хозяйства.
Истец в обоснование заявленных требований указала, что в спорные периоды непосредственно участвовала в выполнении мероприятий, работ, связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
В связи с чем, полагала, что имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, помимо трудовой книжки истцом иных, допустимых и относимых доказательств, с бесспорностью подтверждающих факт работы в спорный период в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, либо в структурном подразделении растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, в материалы дела не представлено.
Характер льготной работы определяется, прежде всего, работодателем.
Между тем, справки, подтверждающие льготный характер работы истца, в материалах пенсионного и гражданского дел отсутствуют.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета, Коваленко О.Я. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 14.09.1999г. Вместе с тем индивидуальные сведения за спорные периоды работы с 2005-2006, 2011-2014, 2014-2017, 2017-2020 работодателем представлены с общими условиями.
Таким образом, работодатель, на которого возложена обязанность по предоставлению индивидуальных сведений, не подтвердил факт льготной работы истца в сельской местности.
Оснований полагать, что работодателем представлены недостоверные индивидуальные сведения, у суда не имеется. Справка, уточняющая льготный характер работы, работодателем не выдавалась.
Учитывая отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета и документов, выданных работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (льготная справка), о подтверждении стажа по Списку N1440, оснований для включения в страховой стаж периодов работы для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии у пенсионного органа не имелось. При таких обстоятельствах оспариваемое решение пенсионного органа является законным и обоснованным.
Поскольку продолжительность стажа Коваленко О.Я., дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на момент обращения 12.05.2020г. составляла менее требуемой 30 лет, оснований для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ не имеется.
При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 24, 56, 67, 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ...
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ...
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░