Судья 1-й инстанции: Собещанская Н.В. Дело № 33а-4989/2021
(2а-2075/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 15 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кагитиной И.В. и Тимофеевой А.А.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аснашева Василия Валерьевича к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кадыровой Алле Петровне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании решений, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Панова А.П. поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Аснашев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 марта 2020 года и от 25 февраля 2020 года о приостановлении кадастрового учёта; признать незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03 июня 2020 года об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права в отношении образованных объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности на комнату и помещение. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что комната и помещение, на которые административный истец просит зарегистрировать право собственности, находятся в многоквартирном доме, при этом право собственности на них установлено решением суда, в связи с чем отсутствуют основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права. Считает необоснованной регистрацию права на всё здание, а также то, что администрация г. Саки, после смены статуса здания с общежития на многоквартирный дом, должна была поставить на кадастровый учёт все жилые и нежилые помещения на кадастровый учёт, что не было сделано.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемые решения признаны незаконными и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявления об осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на то, что административным истцом не устранены обстоятельства, которые послужили основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что решением Сакского районного суда Республики Крым от 04 октября 2019 года исковые требования Аснашева В.В. к администрации г. Саки Республики Крым о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации удовлетворены частично. За Аснашевым В.В. признано право собственности в порядке приватизации на жилые помещения общей площадью 33,4 кв.м. и состоящие из комнаты № (№) – жилая, площадью 12 кв.м. и помещения № (№) – жилая площадью 21,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (секция 31), комната №, помещение №.
16 января 2020 года представитель Аснашева В.В. – Аснашева Л.И. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности Аснашева В.В. на жилое помещение (комнату), расположенное по адресу: <адрес>.
Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ составлено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта. Основанием для вынесения указанного решения послужили следующие обстоятельства: указанное помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права; в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 14 Закона № 128-ФЗ, если право собственности на здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, государственный кадастровый учёт может быть осуществлён без государственной регистрации прав в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно, государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении права на здание, при этом такое здание с государственного кадастрового учёта не снимается.
12 марта 2020 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно составлено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта. Основанием для вынесения указанного решения послужили те же обстоятельства, которые указаны в решении от 30 января 2020 года.
Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01 июня 2020 года отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта указанного жилого помещения, в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта.
Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 31 января 2020 года составлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права. Основанием для вынесения указанного решения послужили следующие обстоятельства: указанное помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права; в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 14 Закона № 128-ФЗ, если право собственности на здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, государственный кадастровый учёт может быть осуществлён без государственной регистрации прав в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно, государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении права на здание, при этом такое здание с государственного кадастрового учёта не снимается.
Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03 июня 2020 года отказано в государственной регистрации права, в связи с тем, что не внесены сведения в ЕГРН об объекте.
Административный истец оспаривает законность решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 12 марта 2020 года и решение об отказе в регистрации права от 03 июня 2020 года.
Как указано выше, основанием для вынесения решения от 12 марта 2020 года послужили следующие обстоятельства: 1) указанное помещение расположено в здании, право собственности, на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права; 2) в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 14 Закона № 128-ФЗ, если право собственности на здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, государственный кадастровый учёт может быть осуществлён без государственной регистрации прав в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно, государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении права на здание, при этом такое здание с государственного кадастрового учёта не снимается.
При этом, административный ответчик ссылается на то, что на весь дом зарегистрировано право за муниципальным образованием.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Из решений администрации г. Саки (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным, что в силу части 5 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является препятствием для регистрации права на весь дом.
Кроме того, в данном случае отсутствуют какие-либо противоречии относительно права, поскольку право собственности за Аснашевым В.В. на указанное помещение признано на основании решения Сакского районного суда Республики Крым от 04 октября 2019 года, ответчиком по которому была администрация г. Саки Республики Крым.
При таких обстоятельствах, решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта от 12 марта 2020 года является незаконным.
Поскольку решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта является незаконным, то и решение об отказе в регистрации права от 03 июня 2020 года, также является незаконным.
Также следует учесть, что обстоятельства, которые послужили основанием для принятия решения об отказе в регистрации права, небыли основанием для приостановлении в регистрации права, что противоречит требованиям статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Кроме того, 16 января 2020 года представитель Аснашева В.В. – Аснашева Л.И. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности Аснашева В.В. на жилое помещение (комнату), расположенное по адресу: <адрес>.
Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 27 января 2020 года составлено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта. Основанием для вынесения указанного решения послужили следующие обстоятельства: указанное помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права; рекомендовано составить декларацию об объекте недвижимости в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2019 года № 592.
20 февраля 2020 года представитель Аснашева В.В. – Аснашева Л.И. предоставила в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым уточнённый технический план и декларацию об объекте недвижимости.
25 февраля 2020 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно составлено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта. Основанием для вынесения указанного решения послужило то, что указанное помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права.
Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 июня 2020 года отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта указанного жилого помещения, в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта.
Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 31 января 2020 года составлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права. Основанием для вынесения указанного решения послужили следующие обстоятельства: указанное помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права; рекомендовано составить декларацию об объекте недвижимости в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2019 года № 592.
Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03 июня 2020 года отказано в государственной регистрации права, в связи с тем, что не внесены сведения в ЕГРН об объекте.
Как указано выше, данные обстоятельства небыли основанием для приостановлении в регистрации права, что противоречит требованиям статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
При этом сами основания для приостановления регистрации права (в той части, в которой они не были исправлены) являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении заявленных является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения не установлены.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2020 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: И.В. Кагитина
А.А. Тимофеева
Мотивированное определение изготовлено 22 июня 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>