Дело №2а-3759/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нальчик 26 июля 2021 года
Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи А.В.Маржохова при секретаре М.С.Тамазовой, с участием:
-административного истца Жемухова Х.А., его представителей Губачикова Ж.М. и Жанокова А.К., действующих по доверенности от 09.09.2020г., представивших дипломы о высшем юридическом образовании;
-председателя Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей «Агростартап», а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально – технической базы сельскохозяйственных кооперативов об оспаривании решения Вадахова Т.А.;
-представителя Министерства сельского хозяйства КБР Нахушевой М.Х., действующей по доверенности от 19.03.2019г., представившей диплом о высшем юридическом образовании;
-заинтересованного лица Шебзухова М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жемухова Хазратали Алиевича к Министерству сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики и Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей «Агростартап», а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально – технической базы сельскохозяйственных кооперативов об оспаривании решения Конкурсной комиссии и возложении обязанности включить его в список получателей гранта на основании поданной заявки,
установил:
Жемухов Х.А. обратился в Нальчикский городской суд к Министерству сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение от 06.08.2020 года, изложенное в уведомлении от 06.08.2020г. №21-04-2-07/3248 и возложить обязанность включить его в список получателей гранта на основании поданной заявки, мотивируя следующим.
26.05.2020 года, Жемухов Х.А. через Филиал ГБУ «МФЦ КБР» в г.п. Залукокоаже подал заявку и пакет документов для участия в конкурсном отборе в соответствии с Порядком предоставления грантов «Агростартап», утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2019 года № 86-ПП.
Уведомлением от 06.08.2020 года №21-04-2-07/3248 в предоставлении гранта отказано по итогам третьего этапа конкурсного отбора с присвоением 70 баллов.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республику, несмотря на его обращения от 10.08.2020г., от 27.08.2020г. и 03.09.2020г., только письмом от 23.09.2020 года предоставило информацию о присвоенных ему баллах по каждому критерию очного выездного собеседования.
В ответе указывается, что он набрал только 70 баллов и по результатам конкурсного отбора занял в ранжированном списке 37 позицию, в связи с чем и не попал в список получателей гранта.
С выводами и заключением конкурсной комиссии сформированными на 3 этапе конкурсного отбора, он не согласен, в связи с нарушениям Правил участия в конкурсе и Административного регламента предоставления Министерством сельского хозяйства КБР государственной услуги по предоставлению грантов «Агростартап».
В судебном заседании истец и его представителя поддержали заявленные требования в полном объеме и просили суд удовлетворить их. Также в обоснование заявленных требований указали, что оспариваемое уведомление подписано Калмыковым, который не является членом Конкурсной комиссии, осмотр был произведен только Гапкаловым, который по результатам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта поставил максимальных 14 баллов, а затем заключение было изменено, по мнению представителя истца, Министром сельского хозяйства КБР, или же его заместителем, где поставлено уже 11 баллов. Заключения, данные Гапкаловым, Егожевым и Маллаевым противоречат друг другу, что, по мнению стороны истца не допустимо. В заключении, составленным Гапкаловым, имя истца указано неверно. В письме Министра сельского хозяйства КБР указано, что Егожев и Маллаев для осмотра условий (места) реализации проекта, не выезжали.
Представитель Министерством сельского хозяйства КБР и председатель Конкурсной комиссии в судебном заседании исковые требования не признали и просили суд отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо Шебзухов М.З. оставил разрешение спора на усмотрение суда и покинул зал судебного заседания.
Заслушав лиц принявших участие в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя же из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В то же время правовые основы реализации государственной социально -экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»).
В соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.
Согласно пункту 2 государственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на определенный им период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Реализуя делегированное ему приведенными законоположениями правомочие, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 14 июля 2012 года № 717 утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приложением № 6 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (далее - Правила предоставления).В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления настоящие правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие сельскохозяйственной кооперации и обеспечение деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - субсидии).
Сообразно абзацам второму и девятому пункта 2 Правил предоставления используемые в настоящих правилах понятия означают следующее:
«грант «Агростартап» - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации заявителю для финансового обеспечения его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства, представляемого заявителем в региональную конкурсную комиссию;
«региональная конкурсная комиссия» - конкурсная комиссия, создаваемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом, не менее 50 процентов членов которой составляют члены, не являющиеся государственными или муниципальными служащими, осуществляющая отбор заявителей для предоставления им гранта "Агростартап" в форме очного собеседования или видео-конференц-связи.
Исходя из подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления грант «Агростартап» предоставляется однократно на основании решения региональной конкурсной комиссии по результатам конкурсного отбора заявителей.
Аналогичные по своей правовой сути полномочия региональной конкурсной комиссии, коей на территории Кабардино-Балкарской Республики является вышепоименованная Конкурсная комиссия, состав которой утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики от 3 июля 2020 года № 70, закреплены в пункте 32 Порядка предоставления грантов «Агростартап» (далее - Порядок предоставления), утвержденного постановлением Правительства Кабардино- Балкарской Республики от 24 мая 2019 года № 86-ПП, и в пункте 43 Административного регламента предоставления Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики государственной услуги по предоставлению грантов «Агростартап» (далее - Административный регламент), утвержденного приказом того же министерства от 5 августа 2019 года № 67, а также в пунктах 4,7 Положения о данной комиссии, утвержденного приказом того же министерства от 27 апреля 2020 года № 40.
При этом непосредственно на административного ответчика - Министерство сельского хозяйство Кабардино-Балкарской Республики, если исходить из предписаний пункта 35 Порядка предоставления и пунктов 45-47 Административного регламента, возложена лишь обязанность по направлению заявителям уведомлений о принятых в отношении них Конкурсной комиссией решениях.
Таким образом, Конкурсная комиссия является надлежащим административным ответчиком.
И вопреки доводам стороны истца оспариваемое уведомление было подписано уполномоченным на то лицом Начальником управления финансов, экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства КБР А.Калмыковым.
Утверждения стороны истца о том, что в заключении проставлены заниженные балы, без учета фактических обстоятельств рентабельности планируемого производства, а также фальсификации заключений, то суд относится к ним критично, поскольку доказательств этому не представлено.
Иных доводов, объективно свидетельствующих о незаконности принятого административным ответчиком решения, истцом и его представителями не приведено и доказательств тому не представлено.
Также заслуживают внимания возражения ответчика относительно утверждений истца.
Так по результатам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации Жемухову Х.А. присуждено 12 баллов.
Балльная оценка, а также ранжированный от большего к меньшему по количеству набранных баллов список заявителей утверждается решением конкурсной комиссии простым большинством голосов согласно пункту 30 Порядка.
При равном количестве баллов заявители ранжируются по порядковому номеру, присвоенному в порядке поступления заявок, в соответствии с пунктом 15 Порядка.
В соответствии с пунктом 32 Порядка по итогам третьего этапа конкурсного отбора конкурсная комиссия с учетом объема бюджетных средств, предусмотренных в текущем году на предоставление грантов, утверждает: а) список победителей конкурсного отбора - получателей гранта с указанием значений присужденных им баллов и размера предоставляемого гранта (соответствующего заявленному в плане расходов); б) список заявителей, которым отказывается в предоставлении гранта, с указанием значений присужденных им баллов.
Так, в ходе мероприятий третьего этапа конкурсного отбора итоговая оценка административного истца составила 70 баллов, но с учетом порядкового номера, присвоенного в соответствии с пунктом 15 порядка, заявитель оказался в ранжированном списке за номером 37, вследствие чего ему отказано в предоставлении гранта «Агростартап».
В соответствии с журналом регистрации заявок по вопросам субсидий получатели грантов, указанные в списке получатели грантов, получившие одинаковые количества баллов с заявителем (ФИО8, ФИО9) обратились с соответствующими заявлениями ранее.
В соответствии с пунктом 9 Положения о конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов «Агростартап», а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 27 апреля 2020 года № 40, состав конкурсной комиссии утверждается приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по согласованию с Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики, в который могут быть включены государственные и (или) муниципальные служащие, представители организаций агропромышленного комплекса, научных и (или) образовательных организаций, общественных объединений.
Так, конкурсная комиссия, состав которой сформирован из представителей общественных и иных негосударственных организаций, кроме ее председателя, после осуществления документарных и выездных проверок поданных заявителями документов определила участников - получателей грантов «Агростартап».
Принятие решений по указанному вопросу относится к исключительной компетенции конкурсной комиссии, члены комиссии не могут делегировать свои полномочия иным лицам в соответствии с пунктом 32 Порядка.
Выезд к месту реализации проекта заявителя осуществлен членом рабочей группы ФИО10, который ознакомил остальных членов рабочей комиссии с материалами выезда, в том числе с фотографиями хозяйства.
Таким образом, члены рабочей группы, руководствуясь предоставленными им полномочиями, посчитали информацию, представленную ФИО10, и материалы, имеющиеся в распоряжении конкурсной комиссии по заявке заявителя, достаточными для оценки его крестьянского (фермерского) хозяйства. Впоследствии указанные оценки утверждены на заседании конкурсной комиссии в установленном порядке, и оснований считать указанные оценки заниженными, у суда не имеется.
В этой связи административный иск не подлежит удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению заявленные требования и в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд с данным иском.
Так согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как утверждал Жемухов Х.А. уведомление об отказе в предоставлении гранта от 06.08.2020г. он получил на электронную почту 06.08.2020г.
В суд с данным иском административный истец обратился 27.11.2020г., не заявляя ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, что также служит основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-189 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 06.08.2020░. № ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2021░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░