Судья Болохонова Т.Ю. дело № 33-11992/2023
УИД № 34RS0001-01-2023-001590-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 ноября 2023 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Козлова И.И.,
при секретаре Резниковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1698/2023 по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям к ООО «Сингам» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 1 августа 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям отказано.
Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям обратилось в суд с иском к ООО «Сингам», в котором просило обязать ответчика прекратить экологически вредную деятельность по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым номером № <...> площадью 3008 тыс. га, расположенном по адресу: <адрес>, до предоставления в адрес истца документов, подтверждающих проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории объекта размещения отходов – полигона ООО «Сингам», расположенного по адресу: <адрес>, проектной документации на строительство, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию данного объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы, проектной документации данного объекта размещения отходов и его включения в государственный реестр объектов размещения отходов.
В обоснование требований указало, что ООО «Сингам» на основании договора аренды от 3 декабря 2001 года был предоставлен земельный участок площадью 3008 тыс. га с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, на котором эксплуатируется объект – «специализированный полигон хозбытовых отходов». В результате проведенного управлением в отношении общества государственного экологического контроля и надзорных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления выявлены факты осуществления экологически вредной деятельности по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности с длительным нарушением требований природоохранного законодательства, грубыми нарушениями лицензионных требований и неисполнением ранее выданных ему предписаний об устранении выявленных нарушений. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2022 года утверждено мировое соглашение, заключенное между департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и ООО «Сингам», по условиям которого ООО «Сингам» обязалось в срок до 30 июня 2023 года обеспечить разработку проекта рекультивации данного объекта размещения отходов, до 30 июня 2024 года обеспечить согласование и утверждение проекта рекультивации объекта, до окончания 2024 года – провести рекультивацию объекта и возвратить земельный участок арендодателю по акту приема-передачи в течение 30 календарных дней с момента подписания акта о завершении работ по рекультивации земельного участка. Согласно имеющимся данным в 1996 году на данный объект была разработана рабочая документация «Полигон хозбытовых отходов (ТБО) ООО «Сингам», однако сведения о строительстве полигона ТБО в соответствии с настоящей рабочей документацией, проведении государственной экологической экспертизы данной рабочей документации, а также акт ввода объекта в эксплуатацию отсутствуют, эксплуатируемый обществом объект в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. ООО «Сингам» неоднократно привлекалось к административной ответственности по фактам несоблюдения экологических требований, грубого нарушения лицензионных требований и неисполнения выданных ему Управлением Росприроднадзора предписаний, однако мер к устранению выявленных нарушений ответчик не принимает, фактически на протяжении девяти лет эксплуатирует для размещения отходов незаконный объект, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, приводит к загрязнению окружающей среды, посягая на охраняемые законом интересы государства.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Межрегиональное управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована тем, что объект, эксплуатируемый ООО «Сингам» является объектом негативного воздействия II-ой категории негативного воздействия на окружающую среду, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). По результатам рассмотрения иска общества о признании права собственности на полигон для размещения ТБО на спорном земельном участке, в удовлетворении которого было отказано, судебная коллегия кассационной инстанции отметила, что для возникновения права на объект недвижимости необходим не просто факт создания и владения вещью, а факт создания вещи с соблюдением закона и иных правовых актов. Доказательства строительства и введения в эксплуатацию полигона с получением разрешения уполномоченного органа, а также определения места строительства объектов размещения отходов на основе специальных исследований, не представлены. Разрешение Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу не выдавалось, государственная экологическая экспертиза проектной документации не проводилась. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий установлено, что общество ведет свою деятельность не безопасным для окружающей среды способом, с нарушением действующего природоохранного законодательства. ООО «Сингам» неоднократно было привлечено к административной ответственности за размещение на объекте, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов, отходов производства и потребления IV-V классов опасности, выданные в адрес общества предписания не выполняются. Ответчик на протяжении девяти лет под видом проведения рекультивации земельного участка, нарушая требования законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет незаконную экономическую и экологическую деятельность по размещению отходов на объекте, не включенном в ГРОРО.
На жалобу поступили возражения ООО «Сингам», в которых ответчик считает доводы жалобы несостоятельными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Машталев В.В. доводы жалобы поддержал, представитель ответчика ООО «Сингам» Факеев Д.А. против доводов жалобы возражал.
В апелляционную инстанцию представитель третьего лица департамента муниципального имущества администрации Волгограда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях ответчика, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п.п. 1, 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
Согласно п. 2.1 ст. 29 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2026 года запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, по размещению отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не распространяется на объекты, указанные в п.е 8 настоящей статьи, а именно объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
По смыслу положений п. 8 настоящей статьи до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 2 ст. 1065 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, расположенный по адресу: <адрес>, объект «специализированный полигон хозбытовых отходов» используется для размещения отходов производства и потребления с 1996 года, был создан и введен в эксплуатацию в таком качестве правопредшественником ООО «Сингам» - ООО «КТУ».
Согласно имеющимся данным в 1996 году на данный объект ОАО «Институт по проектированию производств органического синтеза «ГИПРОСИНТЕЗ» была разработана рабочая документация «Полигон хозбытовых отходов (ТБО) ООО «Сингам», подписан акт выбора места размещения объекта, получены необходимые согласования, даны заключение по отводу земельного участка под строительство, инженерно-геологическое заключение.
Также дано заключение государственной экологической экспертизы от 9 августа 2007 года, утвержденное приказом Ростехнадзора от 10 августа 2007 года. Срок действия заключения – 1 год.
ООО «Сингам» осуществляет экологически вредную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании действующей лицензии от 24 декабря 2005 года, и именно с этой целью с 2001 года эксплуатирует спорный объект «специализированный полигон хозбытовых отходов».
Вместе с тем документы, подтверждающие проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории полигона, проектная документация на строительство, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения отходов, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют, объект не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом полигон в судебном порядке признан самовольной постройкой.
Совершение ответчиком действий по внесению объекта в государственный реестр объектов размещения отходов истцом не оспаривалось, однако действия оказались безрезультатными.
Согласно утверждению представителя ответчика к настоящему времени в соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Сингам» инициирована процедура включения спорного объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Указанное обстоятельство истцом также не оспаривалось.
ООО «Сингам» неоднократно привлекалось к административной ответственности, в том числе за грубое нарушение лицензионных требований ввиду осуществления деятельности по размещению отходов производства и потребления на объекте, который не внесен в реестр.
Крайнее предписание по данному факту было выдано ООО «Сингам» по результатам проведенной истцом проверки 16 марта 2023 года, срок исполнения которого определен до 18 сентября 2023 года.
Полигон находится на земельном участке с кадастровым номером № <...> площадью 3008 тыс. га, который предоставлен ООО «Сингам» по договору аренды от 3 декабря 2001 года № <...>.
В качестве арендодателя земельного участка по договору аренды в настоящее время выступает департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
В рамках дела № <...> по иску департамента муниципального имущества администрации Волгограда к ООО «Сингам» о понуждении к возврату указанного выше земельного участка по акту приема-передачи сторонами заключено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2022 года, по условиям которого ООО «Сингам» обязалось в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить разработку, согласование и утверждение проекта рекультивации земельного участка, до окончания 2024 года провести рекультивацию объекта и возвратить земельный участок арендодателю по акту приема-передачи в течение 30 календарных дней с момента подписания акта о завершении работ по рекультивации земельного участка, что влечет прекращение действия договора аренды земельного участка.
Принимая во внимание, что требования истца фактически заявлены для обеспечения осуществления обществом лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями закона, однако спорный полигон, введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющий соответствующей документации, не включенный ни в государственный реестр размещения отходов, ни в перечень таких объектов на территории Волгоградской области, является территорией, не предназначенной для размещения отходов, объект подлежит рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации, по мировому соглашению ООО «Сингам» приняло на себя обязанность до окончания 2024 года рекультивацию провести, деятельность ответчика будет прекращена окончательно, иск Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям о прекращении экологически вредной деятельности по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым номером № <...> до предоставления в адрес истца документов, подтверждающих проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории объекта размещения отходов – полигона ООО «Сингам», расположенного по адресу: <адрес> проектной документации на строительство, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию данного объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы, проектной документации данного объекта размещения отходов и его включения в государственный реестр объектов размещения отходов удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.
Доводы апелляционной жалобы истца судебной коллегией отклоняются по приведенным выше основаниям.
Нарушения судом норм материального и процессуального права, влекущие отмену решения Ворошиловского районного суда г. Волгограда об отказе в удовлетворении требований истца, судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи