Решение по делу № 3а-156/2021 от 06.07.2021

Дело № 3а-156/2021

Дело № 3а-156/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

16 августа 2021 РіРѕРґР°                                                                                      Рі.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению  Савельевой Натальи Александровны Рє Министерству финансов Ульяновской области, Министерству строительства Рё архитектуры Ульяновской области Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :

Савельева Рќ.Рђ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 500 000 СЂСѓР±.

Р’ обоснование заявленных требований указала, что решением Чердаклинского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 19 мая 2015 РіРѕРґР° удовлетворены исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Чердаклинского района Ульяновской области РІ интересах Савельевой Рќ.Рђ., РЅР° Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области возложена обязанность РїРѕ обеспечению жилым помещением РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных жилых помещений РЅР° территории муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.  Исполнительный  лист  был  передан    РІ  службу судебных    приставов,     РіРґРµ    возбуждено    исполнительное     производство в„–***. Однако решение СЃСѓРґР° РЅРµ исполнено РґРѕ настоящего времени.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве административного ответчика Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Р’ судебном заседании  РЎР°РІРµР»СЊРµРІР° Рќ.Рђ. Рё её представитель Сотников И.Рђ. настаивали РЅР° удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что не считает Министерство надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время его правопреемника – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области).

Заявленный истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

Р’ целях финансовой поддержки детей-СЃРёСЂРѕС‚, временно РЅРµ получивших жилые помещения, РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Ульяновской области РѕС‚ 14 октября 2014Рі. в„– 466-Рџ «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов РЅР° наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, Р° также лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей  РЅР° территории Ульяновской области» определена СЃСѓРјРјР° ежемесячной денежной компенсации РІ размере 5000 СЂСѓР±.

В Законе Ульяновской области от 27 ноября 2020 года № 141-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель Министерства строительства Рё архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) РІ судебное заседание РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие. Р’  отзыве РїСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать, указывая РЅР° то, что Министерство предпринимало меры Рє исполнению судебного решения, Р° именно, РїРѕ приобретению РІ государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-СЃРёСЂРѕС‚ посредством проведения электронных торгов. Р’ 2017 РіРѕРґСѓ торги РїРѕ приобретению РІ государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных РІ муниципальном образовании «Барышский район» Ульяновской области, РЅРµ объявлялись РёР·-Р·Р° отсутствия денежных средств РІ областном бюджете. Р’ декабре 2018 РіРѕРґР°, РІ мае Рё декабре 2019 РіРѕРґР°, РІ декабре 2020 РіРѕРґР° были заключены государственные контракты РІ целях приобретения 24  однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей Рё  лиц РёР· РёС… числа.

После исполнения вышеуказанных государственных контрактов и оформления права собственности на квартиры, они будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и Савельевой Н.А.

Кроме того, Министерство неоднократно обращалось к Министру финансов Ульяновской области с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Самостоятельно, за счет внутренних резервов Министерство лишено возможности исполнить решение суда. Савельева Н.А. с 2017 года является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов за наём жилого помещения. Заявленная административным истцом сумма компенсации необоснованно завышена.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на административный иск указал, что считает обоснованным требование Савельевой Н.А., оставляет решение по делу на усмотрение суда.

Исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Ульяновского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области  в„– *** Рё исполнительное производство в„– ***, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено РІ пункте 55 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚    29 марта 2016 РіРѕРґР° в„– 11 «О некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё рассмотрении дел Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРєВ» РїСЂРё исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период СЃРѕ РґРЅСЏ поступления РІ СЃСѓРґ ходатайства (РїСЂРѕСЃСЊР±С‹) лица, РІ пользу которого РїСЂРёРЅСЏС‚ судебный акт, взыскателя Рѕ направлении исполнительного листа Рё приложенных Рє нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК Р Р¤ или Законом РѕР± исполнительном производстве, РІ орган, организацию или должностному лицу, РЅР° которые возложены обязанности РїРѕ исполнению судебных актов, либо СЃРѕ РґРЅСЏ поступления РѕС‚ такого лица исполнительного листа Рё указанных документов РІ орган, организацию или должностному лицу, РЅР° которые возложены обязанности РїРѕ исполнению судебных актов, РґРѕ момента окончания производства РїРѕ исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 РљРђРЎ Р Р¤, части 1 Рё 3 статьи 428 ГПК Р Р¤, РїСѓРЅРєС‚ 6 статьи 242.2, РїСѓРЅРєС‚ 8 статьи 242.3, РїСѓРЅРєС‚ 7 статьи 242.4, РїСѓРЅРєС‚ 7 статьи 242.5 БК Р Р¤).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

РЎСѓРґРѕРј установлено, что решением Чердаклинского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 19 мая 2015 РіРѕРґР°  РїРѕ гражданскому делу в„– *** удовлетворены исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Чердаклинского района Ульяновской области. РќР° Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность обеспечить    РЎР°РІРµР»СЊРµРІСѓ Наталью Александровну жилым помещением  РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения  РЅР° территории муниципального образования «Барышский район».

Апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Ульяновского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 28 июля 2015 РіРѕРґР° указанное решение  Чердаклинского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 19 мая 2015 РіРѕРґР° оставлено без изменения, вступило РІ законную силу.

4 августа 2015 РіРѕРґР° Чердаклинским районным  СЃСѓРґРѕРј Ульяновской области был направлен исполнительный лист *** в„–***, выданный РІРѕ исполнение указанного решения Чердаклинского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 19 мая 2015 РіРѕРґР°, РІ адрес Савельевой Рќ.Рђ.

17 августа 2015 РіРѕРґР°  Савельевой Рќ.Рђ. исполнительный лист был предъявлен Рє исполнению РІ  РњРћРЎРџ РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ульяновской области.

18 августа 2015 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем РњРћРЎРџ РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ульяновской области РЅР° основании указанного исполнительного документа вынесено  постановление   Рѕ   возбуждении   исполнительного   производства  в„–***, РІ отношении должника Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области. Должнику установлен 5-дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований, содержащихся РІ исполнительном документе. Должник предупрежден Рѕ том, что РІ случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин РІ СЃСЂРѕРє, предоставленный для добровольного исполнения, Рё непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных Рё непредотвратимых обстоятельств, СЃ него будет взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ.

Определением Чердаклинского районного СЃСѓРґР°  РЈР»СЊСЏРЅРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 9 апреля 2019 РіРѕРґР° произведена замена должника РЅР° Министерство строительства Рё архитектуры Ульяновской области.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

До настоящего времени решение  Чердаклинского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области  РѕС‚  19 мая 2015 РіРѕРґР°   РЅРµ исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением обратился в суд 5 июля 2021 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения РЅР° момент разрешения административного СЃРїРѕСЂР° РІ данном случае составляет  5 лет 11 месяцев 30 дней.

Приведенное Министерством строительства Рё архитектуры Ульяновской области РІ качестве причины, препятствующей исполнению решения СЃСѓРґР°, обстоятельство – недостаточность  РґРµРЅРµР¶РЅС‹С… средств РІ областном бюджете Ульяновской области - РЅРµ является основанием Рє отказу административному истцу РІ удовлетворении исковых требований.

Р’ силу изложенного Рё, учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения СЃСѓРґР°, РЅРµ представлено, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что общий СЃСЂРѕРє исполнения судебного акта РЅРµ отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ РѕС‚ 4 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1950 РіРѕРґР°, Р° действия административного ответчика РЅРµ являются достаточными Рё эффективными для исполнения решения Чердаклинского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области  РѕС‚  19 мая  2015   РіРѕРґР°.

РџСЂРё таких обстоятельствах  Савельева Рќ.Рђ. имеет право РЅР° присуждение компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено РІ пункте 63 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚   29 марта 2016 Рі. в„– 11 «О некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё рассмотрении дел Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРєВ», РІ резолютивной части решения Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє указывается РЅР° взыскание денежных средств СЃ соответствующего публично-правового образования РІ лице соответствующего финансового органа Р·Р° счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая установленные выше обстоятельства дела, продолжительность СЃСЂРѕРєР° исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, СЃСѓРґ считает возможным присудить Савельевой Рќ.Рђ. компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 60 000 СЂСѓР±., которая подлежит зачислению РЅР° расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление  РЎР°РІРµР»СЊРµРІРѕР№ Натальи Александровны удовлетворить частично.

Присудить Савельевой Наталье Александровне компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 60 000  рублей.

Взыскать СЃ Ульяновской области РІ лице Министерства финансов Ульяновской области Р·Р° счет средств бюджета Ульяновской области РІ пользу Савельевой Натальи Александровны компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 60 000 рублей СЃ перечислением денежных     средств    РЅР°     расчетный счет Савельевой Натальи Александровны в„– ***, открытый РІ Ульяновском отделении в„– 8588 РџРђРћ СБЕРБАНК,  ИНН  7707083893,  БИК 047308602, корреспондентский           счет     30101810000000000602.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Савельевой Натальи Александровны.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                                                Рћ.Р•.Кинчарова

3а-156/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Другие
Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области
Министерство Финансов Ульяновской области
Савельева Н.А.
управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Кинчарова О. Е.
Дело на сайте суда
oblsud.uln.sudrf.ru
16.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее