Дело № 2-1824/2023
...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коломийцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Сиволаповой Т.С.,
с участием старшего помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Арудовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании оружия бесхозяйным имуществом,
установил:
Прокурор Апшеронского района Краснодарского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании оружия бесхозяйным имуществом.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края района проведена проверка соблюдения требований законодательства об оружии, в ходе которой установлено, что ККК являлся владельцем оружия модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №. При этом ДД.ММ.ГГГГ разрешения на хранение и ношение гражданского оружия аннулированы, а оружие изъято. Между тем, до настоящего времени изъятое оружие находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес>, в связи с чем, бремя его содержания на протяжении длительного периода времени возложено на органы исполнительной власти. Поскольку владелец самостоятельно не определил судьбу изъятого у него огнестрельного оружия, мер к его утилизации или продаже не принял, то в силу требований закона право собственности на имущество, находящееся в ограниченном обороте, подлежит принудительному прекращению.
Учитывая изложенное, прокурор Апшеронского района Краснодарского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просит суд признать бесхозяйным оружие модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №, находящееся на хранении на складе главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, обратить его в собственность Российской Федерации и передать на утилизацию в отдел технического обеспечения вооружения главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>.
В рамках подготовки дела к судебному разбирательству суд перешел к рассмотрению гражданского дела в порядке главы 33 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Апшеронского района Краснодарского края Арудова Е.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо ЕЕЕ, ААА, РРР, представитель отделения лицензионно-разрешительной работы (по Белореченскому, Апшеронскому районам и г. Горячий Ключ) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, письменных возражений на исковое заявление не представили.
Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, выслушав доводы участника процесса, суд приходит к выводу, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 35 указанного Закона, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса РФ к делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в порядке особого производства, относятся дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Главой 33 Гражданского процессуального кодекса РФ регулируется порядок рассмотрения дел о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В силу ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу указанной нормы отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. При этом, если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам - правилам искового производства.
Между тем, таких оснований в ходе судебного разбирательства судом не установлено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края требований Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814.
В ходе указанной проверки установлено, что ККК являлся владельцем оружия модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №.
Исходя из положений ст. 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», по основаниям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», разрешения на хранение и ношение гражданского оружия аннулированы.
ДД.ММ.ГГГГ у ККК изъято оружие модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №.
ДД.ММ.ГГГГ ККК умер, о чем отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС <адрес> составлена актовая запись о смерти №.
Наследником по закону после смерти ККК являются: ЕЕЕ (...), ААА (...), РРР (...), которые в установленном законом порядке обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
При этом ООО (...) отказалась от наследства, предоставив нотариусу соответствующее заявление.
Положениями ст. ст. 212, 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Статьей 226 Гражданского кодекса РФ установлено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
К одному из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» относится системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Огнестрельное оружие отнесено к объектам гражданских прав, которые в силу ст. 129 Гражданского кодекса РФ и статей 6 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» ограничены в гражданском обороте, то есть, могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Согласно ч. 14 ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Выдача разрешения на новый срок взамен ранее выданного или аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства с заявлением о выдаче нового разрешения взамен ранее выданного в любое время, но не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. В рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации не проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, указанный в пункте 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проверка соблюдения указанных лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»).
Пунктами 78 и 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством. Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Согласно пунктам 12 и 27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием от органов внутренних дел (полиции), хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что изъятое при жизни у ККК оружие модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №, длительный период времени находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес>, в связи с чем, фактически бремя его содержания возложено на органы исполнительной власти, при этом владелец при жизни самостоятельно не определил судьбу изъятого у него огнестрельного оружия, мер к его утилизации или продаже не принял. Таких действий не предпринято и наследниками.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению суда, влекут дополнительное расходование бюджетных средств ГУ Росгвардии по <адрес>, в связи с чем, право собственности на оружие, находящееся в ограниченном обороте, подлежит принудительному прекращению.
Суд полагает, что прокурор, обращаясь с настоящим заявлением, действует в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
Оценив доказательства по делу в их совокупности, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании оружия бесхозяйным имуществом - удовлетворить.
Признать бесхозяйным оружие модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №, находящееся на хранении на складе главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> по адресу: <адрес>.
Обратить в собственность Российской Федерации и передать оружие модели «ИЖ-К», калибр 16, №, модели «ТОЗ-32», калибр 32, №, модели «МЦ 21-12», калибр 12, №, на утилизацию в отдел технического обеспечения вооружения главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 декабря 2023 года.
Судья Апшеронского районного суда И.И. Коломийцев