Дело №33-2215/2023
Строка № 069г
УИД 36RS0006-01-2022-007613-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ30 марта 2023 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.,
судей Квасовой О.А., Храпина Ю.В.,
при секретаре ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело №2-188/2023 по исковому заявлению Чаплыгиной Натальи Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав
по апелляционной жалобе Чаплыгиной Натальи Николаевны
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 января 2023 г.
(судья Багрянская В.Ю.)
УСТАНОВИЛА:
Чаплыгина Н.Н. обратилась с настоящим иском, указав, что является получателем страховой пенсии по инвалидности, что пенсионным органом незаконно отказано ей в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца после смерти ее отца Чаплыгина Н.Т., который скончался 28.12.2004.
Чаплыгина Н.Н. указала, что ее умерший отец являлся ветераном Великой Отечественной войны.
К моменту смерти отца, она являлась инвалидом и находилась на полном содержании своего отца.
В уточненном иске, указав, что она получала от отца помощь, которая была для нее постоянной и основным источником средств к существованию, просит обязать пенсионный орган назначить ей страховую пенсию по случаю потери кормильца, с даты обращения за ее назначением, т.е. с 24.09.2019, согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 9 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований Чаплыгиной Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Чаплыгина Н.Н. указывает на несогласие с решением суда по существу, просит его отменить, по делу принять новое решение, которым ее требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает на несогласие с выводом суда, что она на момент смерти отца являлась совершеннолетней, инвалидом стала после достижения возраста 18 лет, что не отнесена к кругу лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по старости по случаю потери кормильца, что факт ее нахождения на иждивении своего отца, не был подтвержден.
Ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
От Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области (ОСФР по Воронежской области) поступили возражения на апелляционную жалобу.
На заседании суда апелляционной инстанции по ходатайству представителя ОСФР по Воронежской области Калининой О.И., на основании статьи 44 ГПК РФ произведено правопреемство и ответчик ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области заменен на надлежащего- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области в связи с произведенной реорганизацией юридического лица.
Представитель отделения ОСФР по Воронежской области по доверенности Калинина О.И. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением.
Также, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.
Принимая во внимание, изложенное выше, исходя из положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие возражений, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Чаплыгиной Н.Н. исходя из следующего.
Судом по делу установлено, что Чаплыгина Н.Н., №, является получателем страховой пенсии по инвалидности, причиной инвалидности является общее заболевание. Впервые инвалидность истцу установлена с 13.04.1998 (в возрасте 32 лет), с 30.07.2008 инвалидность установлена бессрочно. Отцом истца являлся Чаплыгин Николай Трифонович, 12.05.1927 г. рождения, ветеран Великой Отечественной войны, который 28.12.2004 скончался.
08.10.2019 Чаплыгина Н.Н. через своего представителя Чаплыгину Е.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца за умершего отца Чаплыгина Н.Т.
Решением пенсионного органа от 21.10.2019 истцу было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 10 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она не относится к кругу лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Обратившись с настоящими исковыми требованиями, истец указала, что она имеет право на получение такой пенсии, поскольку, отнесена к категории лиц, имеющих право на установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также находилась на иждивении своего умершего отца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Чаплыгиной Н.Н., суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. При этом к числу нетрудоспособных членов семьи в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» относятся в частности дети, умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и старше, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Время фактического наступления инвалидности, то есть до 18 лет, устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (п. 74 Перечня документов от 28.11.2014 №958н).
Согласно пункту 47 разъяснений Минтруда России от 15.04.2003 № 1, причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 01.01.2000г.-в возрасте 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Причина установления инвалидности «инвалид с детства» подтверждается сведениями об инвалидности, содержащимися в Федеральном реестре инвалидов или выпиской из акта медицинского освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, поступившей в территориальный орган ПФР из Федерального учреждения медико-социальной экспертизы, на основании которой совершеннолетний ребенок умершего кормильца подлежит отнесению к числу нетрудоспособных членов семьи.
На основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» члены семьи могут быть признаны состоящими на иждивении застрахованного лица, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под «полным содержанием» понимается, что нетрудоспособный член семьи не имеет какого-либо дохода (в том числе заработной платы или других доходов, пенсии) и полностью содержится заявителем.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н, нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства факт иждивения зависит от того, является ли для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию собственный доход или помощь умершего родителя. При этом, не может быть признано иждивенцем лицо, которое получает от кормильца помощь эпизодически, не регулярно и в размерах не достаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств к существованию. Совместное проживание нетрудоспособного члена семьи с кормильцем не относится к основаниям, подтверждающим факт иждивения.
Приняв во внимание то обстоятельство, что факт нахождения истца на иждивении своего отца, не был подтвержден стороной истца, что обосновывая свои доводы в данной части, сторона истца ссылалась на то, что пенсия умершего Чаплыгина Н.Т. в 2004 году составляла 33192 руб. 16 коп., ее пенсия составляя 792 руб. 97 коп., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует, что истец находилась на полном содержании своего отца и помощь, получаемая от нее являлась для истца постоянным и основным источником дохода.
Согласно пояснений представителя истца, которая приходится истцу родной сестрой, в 2004 году истец, представитель истца их отец Чаплыгин Н.Т., их мать Чаплыгина Р.М. проживали совместно в одной квартире, вели общее хозяйство, при этом, их бюджет был общим, который складывался из пенсии Чаплыгина Н.Т., пенсии Чаплыгиной Р.М., которая согласно представленным документам в 2004 году составляла 1630 руб. 52 коп., пенсии истца и заработной платы Чаплыгиной Е.Н. средний размер которой за 2004 год составлял 901 руб. 79 коп., в этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что изложенные обстоятельства не позволяют прийти к выводу, что умерший Чаплыгин Н.Т. оказывал материальную помощь только истцу, а не иным членам своей семьи, помощь, которых, в свою очередь, также могла являться для истца источником дохода.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных положений правовых норм, судом первой инстанции сделан правильным вывод, что истец, которая на момент смерти своего отца Чаплыгина Н.Т., являлась совершеннолетней, инвалидом стала после достижения возраста 18 лет, не может быть отнесена к кругу лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца; что доводы стороны истца о том, что она находилась на полном иждивении своего отца, правового значения в данном случае не имеют, поскольку, факт нахождения на иждивении имеет значение только в том случае, если нетрудоспособный член семьи умершего кормильца отнесен к категории лиц, имеющих право на получение такого вида пенсии, тогда как истец к категории таких лиц законом не отнесена, соответственно, факт нахождения ее на иждивении умершего отца, даже в случае его доказанности, не приведет к возникновению у истца права на получения пенсии по случаю потери кормильца.
Ссылку стороны истца на статью 21 Федерального закона от 12.05.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» суд первой инстанции счел необоснованной, поскольку данная норма закона устанавливает дополнительные социальные гарантии для отдельных категорий лиц, но не определяет и не устанавливает условия и порядок назначения страховых пенсий по случаю потери кормильца.
Видно, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чаплыгиной Натальи Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.04.2023