Дело №2-1443/2024 УИД 13RS0025-01-2021-003505-42
Решение
именем Российской Федерации
г. Саранск 5 сентября 2024 г.
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Гордеевой И.А., при секретаре судебного заседания Юртайкитной В.А.,
с участием в деле:
истца – Министерства здравоохранения Республики Мордовия, его представителя Кулясовой Оксаны Александровны, действующей на основании доверенности,
ответчицы – Алабиной Елены Андреевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Республики Мордовия к Алабиной Елены Андреевны о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Мордовия обратилось в суд с указанным иском к Алабиной Е.А.
В обосновании иска истец указал, что 12 ноября 2019 г. между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. В рамках указанного договора истец выполнил свои обязательства, перечислив компенсационную выплату на счет ответчицы. Ответчица, заключив договор на выплату, приняла на себя обязательство отработать в ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» в течение пяти лет со дня заключения договора. Однако данное обязательство ответчицей не исполнено, поскольку трудовой договор с учреждением расторгнут ранее этого срока по инициативе ответчика на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец уведомил ответчицу о необходимости возврата части единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени в размере 717 808 рублей 22 коп., однако ответчица обязательства не исполнила.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать в свою пользу с ответчицы часть суммы единовременной компенсационной выплаты в размере 717 808 рублей 22 коп., и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 102 542 рублей 22 коп. (л.д.1-8).
В судебном заседании представитель истца Кулясова О.А. исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании Алабина Е.А. заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Также пояснила, что периоды нахождения её в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет должны быть учтены в качестве отработанного времени при расчете размера части компенсационной выплаты, подлежащей возврату.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и приняты Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства: а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); б) возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам; в) возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и в соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года №102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» постановлением Правительства Республики Мордовия утвержден Порядок предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) в 2019 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, согласно которому врачам в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованность штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в 2019 году в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Мордовия (далее - медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Мордовия (далее - программный реестр должностей), в размере 1000000 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В силу статей 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Положениями статьи 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
Пунктом 1 статьи 393 ГК РФ предусмотрена обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим обязательства.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п.1 ст.401 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 2 сентября 2019 г. между ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» и Алабиной Е.А. заключен трудовой договор, согласно которому с 2 сентября 2019 г. Алабина Е.А. М.В. принята на должность врача-психиатра на 1,0 ставку (л.д. 38-47).
12 ноября 2019 г. между Алабиной Е.А. и Министерством здравоохранения Республики Мордовия заключен договор №28, предметом которого является предоставление медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей (л.д. 29-34).
По условиям данного договора на Алабину Е.А. возложена обязанность отработать в течение пяти лет со дня заключения договора с 12 ноября 2019 г. по 12 ноября 2024 г. на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2.2. договора Алабина Е.А. приняла на себя обязательство вернуть в республиканский бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п.5-7 ч.1 ст.83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Министерством здравоохранения Республики Мордовия обязательство по договору исполнено в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 721006 от 29 ноября 2019 года, согласно которому на счет Алабиной Е.А. перечислена сумма в размере 1 000 000 рублей (л.д.36).
В соответствии с приказом № 263-к от 12 июля 2023г. Алабина Е.А. уволена из ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» по собственной инициативе (часть 1 пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) (л.д.49).
12 июля 2021 г. между Алабиной Е.А. и Министерством здравоохранения Республики Мордовия заключено соглашение о расторжении договора №28 от 12 ноября 2019 г. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам с 13 июля 2023 г. (л.д.33-34).
17 июля 2023 г. Министерство здравоохранения Республики Мордовия в адрес Алабиной Е.А. направило претензию с требованием о возврате части единовременной компенсационной выплаты, с учетом фактически отработанного времени в ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» в размере 717 808 рублей 22 коп. и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д. 50-52).
Указанное требование Алабиной Е.А. не исполнено, денежные средства в бюджет не возвращены, что не оспаривалось ответчицей.
Согласно расчету истца сумма возврата единовременной компенсационной выплаты с учетом отработанного ответчицей времени 515 дней при норме 1825 дней составляет 717 808 рублей 22 коп.
Судом данный расчет проверен, является арифметически верным.
Доводы ответчика о том, что при расчете размера части компенсационной выплаты, подлежащей возврату в период отработанного времени по трудовому договору должны быть включены периоды нахождения ответчика в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку при расчете суммы, подлежащей возврату, период нахождения Алабиной Е.А. в отпуске по беременности и родам с 16 сентября 2020г. по 2 февраля 2021 г. включен истцом в период отработанного времени по трудовому договору.
Кроме того, в соответствии с условиями договора № 28 от 12 ноября 2019 г., на ответчика возложена обязанность отработать в течение пяти лет на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции. При этом в период неисполнения трудовой функции не подлежит включению время отдыха, предусмотренное статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет носит целевой характер и по своей природе временем отдыха не является, поэтому не может быть включен в период отработанного времени по трудовому договору при расчете суммы компенсации, подлежащей возврату.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчицей нарушены обязательства принятые на себя по договору о предоставлении компенсационной выплаты, требование истца о взыскании с Алабиной Е.А. части единовременной компенсационной выплаты в сумме 717 808 рублей 22 коп. подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ за период с 13 июля 2023 г. по 8 июля 2021 г. в сумме 102 542 рубля 22 коп., а также по день фактического исполнения основного обязательства.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Поскольку статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга). Например, не относятся к денежным обязанности по сдаче наличных денег в банк по договору на кассовое обслуживание, по перевозке денежных знаков и т.д.
Применение положений статьи 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 99-О).
Таким образом, положения статьи 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, права на получение мер социальной поддержки в связи с прибытием на работу в сельский населенный пункт.
Поскольку отношения по предоставлению Алабиной Е.А. мер социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 ГК РФ, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (суммой ЕКВ) на основании статьи 395 ГК РФ противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям (данная правовая позиция отражена в определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года).
При таких обстоятельствах, поскольку положения пункта 1 статьи 395 ГК РФ к спорным отношениям применены быть не могут, требования истца о взыскании с Алабиной Е.А. процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 102 542 рубля 22 коп., а также по день фактического исполнения основного обязательства удовлетворению не подлежат.
С учетом требований статьи 103 ГПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Алабиной Е.А. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 378 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства здравоохранения Республики Мордовия (ИНН 1325126625) к Алабиной Елены Андреевны (паспорт серии <..>) о взыскании части единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Взыскать с Алабиной Елены Андреевны в пользу Министерства здравоохранения Республики Мордовия часть компенсационной единовременной выплаты в размере 717 808 (семьсот семнадцать тысяч восемьсот восемь) рулей 22 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований Министерству здравоохранения Республики Мордовия отказать.
Взыскать с Алабиной Елены Андреевны в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 10 378 (десять тысяч триста семьдесят восемь) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Октябрьского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия И.А. Гордеева
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2024 года.
Судья Октябрьского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия И.А. Гордеева