Дело № 2а-2795/2021
24RS0028-01-2021-003671-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 9 ноября 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Мугако М.Д., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению МИФНС № 24 по Красноярскому краю к ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 24 по Красноярскому краю обратилась в суд с иском к Чернявской Н.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 30.07.2020 в размере 14 442,99 руб., пени в размере 164,09 руб.
Представитель истца, ответчик, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия, в упрощенном порядке. Административный ответчик извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Согласно ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Оснований для признания обязательной явки неявившихся лиц не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии со ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения статуса адвоката уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Чернявская Н.А. в период с 10.03.2010 по 30.07.2020 состояла на учете в качестве адвоката.
Налоговым органом в адрес ответчика направлено требование № 73568 от 30.10.2020 о необходимости уплатить в срок до 08.12.2020 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 15 240,89 руб., пени по страховым взносам 164,09 руб.
Поскольку требования ответчиком не были исполнены, в предусмотренный ст. 48 НК РФ срок (6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования) налоговым органом было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 56 в Кировском районе г. Красноярска от 25.01.2021 указанная задолженность была взыскана с ответчика. Определением мирового судьи от 03.02.2021 по заявлению Чернявской Н.А. указанный судебный приказ был отменен, после чего 28.07.2021, то есть в течение установленного законом шестимесячного срока, налоговая инспекция обратилась в суд с данным иском.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Ответчик не согласился с исковыми требованиями, предоставив суду копии платежных поручений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 2017 по 2021 годы.
По запросу суда МИФНС № 24 по Красноярскому краю произведен расчет задолженности с учетом представленных ответчиком платежных поручений об уплате страховых взносов.
Согласно письменным пояснениям МИФНС № 24 по Красноярскому краю по состоянию на 28.10.2021 за Чернявской Н.А. числится переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 16 502,55 руб., образованная в результате платежа, произведенного 09.10.2017.
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Оценивая представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд принимает во внимание, что права Чернявской Н.А., как налогоплательщика, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (п.п. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 НК РФ).
К таким обязанностям НК РФ, в частности, относит сообщение налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога.
Каких-либо данных о том, что налоговый орган свои обязанности, предусмотренные пп. 7, 9 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ, по направлению соответствующего извещения налогоплательщику о ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога исполнил, истцом суду не представлено, как не представлено и заявлений Чернявкой Н.А. о перерасчете ранее уплаченного налога, что действительно могло бы свидетельствовать об осведомленности административного ответчика о имеющейся у нее переплате.
Согласно письменному пояснению Чернявской Н.А. налоговый орган о переплате ее не уведомлял.
Отсутствие таких сведений у налогоплательщика ввиду неисполнения налоговым органом указанной выше обязанности, препятствует гражданину определиться по поводу способа использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченного налога.
При указанных выше обстоятельствах доводы административного истца о невозможности зачета излишне уплаченного налога являются не состоятельными.
Кроме того, судом не может быть принята ссылка налогового органа на п. 6.1 ст. 78 НК РФ, поскольку он регулирует порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а ответчик Чернявская Н.А. о возврате уплаченных страховых взносов не заявляла.
Учитывая изложенное, при наличии переплаты в размере 16 502,55 руб., превышающем сумму задолженности, указанную в административном иске (14 607,08 руб.), оснований для удовлетворения требований не имеется. В связи с отсутствием недоимки так же не имеется основания и для взыскания пени за период с 15.08.2020 по 29.10.2020.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.Д. Мугако