УИД 74RS0001-01-2024-004563-58
Дело № 2- 4470/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года Советский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хабиной И.С.,
при секретаре Салиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Натальи Владимировны к Государственному учреждению отделению фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области о признании незаконным решения ОСФР в Челябинской области, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Шестакова Н.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ года № № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности инженера отдела реализации строительных и вспомогательных материалов Управления производственно-технологической комплектации, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве инженера коммерческого отдела УПТК 10 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности экономиста по снабжении. 1 категории группы материально-технического снабжения в ТОО «СМУ-Контракт», с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве старшего специалиста в отделе организационно-методической работы Комитета по ценовой и антимонопольной политике по Мангыстауской области в Республике Казахстан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ года Шестакова Н.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № № Шестаковой Н.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что страховой стаж заявителя составляет 29 лет 02 месяца 23 дня при требуемом стаже 37 лет. Этим же решением ответчика в страховой стаж истца по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности инженера отдела реализации строительных и вспомогательных материалов Управления производственно-технологической комплектации, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера коммерческого отдела УПТК 10 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности экономиста по снабжении. 1 категории группы материально-технического снабжения в ТОО «СМУ-Контракт», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего специалиста в отделе организационно-методической работы Комитета по ценовой и антимонопольной политике по Мангыстауской области в Республике Казахстан, поскольку работа в указанные периоды проходила на территории Республики Казахстан. Не согласившись с данным решением, истец просит включить в страховой стаж спорные периоды работы в Республике Казахстан и назначить страховую пенсию по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 июля 2024 года.
Истец Шестакова Н.В. и его представитель по устному ходатайству Морозова К.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, представил письменный отзыв. В котором исковые требования не признал, ссылаясь на их необоснованность.
Заслушав пояснения истца, ее представителя исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об отказе удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Шестакова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года № № Шесстаковой Н.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью не менее 37 лет; продолжительность страхового стажа определена 29 лет 02 месяца 23 дня; ИПК более 28.2; возраст 57 лет.
Пенсионным органом в страховой стаж в целях пенсионного обеспечения по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены в стаж периоды работы в Республике Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности инженера отдела реализации строительных и вспомогательных материалов Управления производственно-технологической комплектации, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера коммерческого отдела УПТК 10 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности экономиста по снабжении. 1 категории группы материально-технического снабжения в ТОО «СМУ-Контракт», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего специалиста в отделе организационно-методической работы Комитета по ценовой и антимонопольной политике по Мангыстауской области в Республике Казахстан, поскольку это не предусмотрено частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
На основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.Периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, определены статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», к ним относятся периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - период пребывания в добровольческом формировании).
Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 04 ноября 2022 года № 419-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Из указанных положений следует, что для лиц, предусмотренных частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установлен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по указанному основанию. При исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» учитываются только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права части 9 статьи 13, части 1 статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу, что для назначения истцу пенсии по достижении возраста 57 лет в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
Между тем, поскольку в спорный период Шестакова Н.В. осуществляла трудовую деятельность не на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу, что период работы в Республике Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности инженера отдела реализации строительных и вспомогательных материалов Управления производственно-технологической комплектации, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инженера коммерческого отдела УПТК 10 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности экономиста по снабжении. 1 категории группы материально-технического снабжения в ТОО «СМУ-Контракт», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшего специалиста в отделе организационно-методической работы Комитета по ценовой и антимонопольной политике по Мангыстауской области в Республике Казахстан не подлежит включению в страховой стаж истца для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В данном случае, буквальное содержание вышеуказанных положений пенсионного законодательства свидетельствует о том, что законодатель не предусмотрел возможности включения в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть в льготный стаж как условия назначения досрочной пенсии, периодов в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевших место на территории иностранных государств, за пределами Российской Федерации в соответствии с условиями международных соглашений, в отличие от правил исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости по общим основаниям – части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (право на назначение которой возникнет у Шестаковой Н.В. с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Указанное толкование не противоречит положениям Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, поскольку данным Соглашением определено назначение пенсии по месту жительства граждан - участников Соглашения, то есть с учетом правил и норм для досрочного пенсионного обеспечения в данном случае по национальному законодательству.
Спорный период работы протекал после распада СССР на территории Республики Казахстан, возможность его включения именно в специальный стаж в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрена вышеназванными положениями части 1 статьи 11, части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации суду не представлено и из материалов дела не следует (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом, суд принимает во внимание, что в рамках настоящего спора истица претендовала на включение в страховой стаж спорного периода работы, имевшего место на территории Республики Казахстан, именно для досрочного назначения страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ограничен и расширению не подлежит, а период работы за пределами территории Российской Федерации в данный перечень не входит, а также принимая во внимание, что у Шестаковой Н.В на дату обращения с соответствующим заявлением к ответчику страховой стаж без учета спорного периода работы составил 29 лет 02 месяца 23дня, что менее 37 лет, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Шестаковой Н.В. требований о признании незаконными решения, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Шестаковой Натальи Владимировны к Государственному учреждению отделению фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области о признании незаконным решения ОСФР по Челябинской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ., обязании включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности инженера отдела реализации строительных и вспомогательных материалов Управления производственно-технологической комплектации, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве инженера коммерческого отдела УПТК 10 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности экономиста по снабжении. 1 категории группы материально-технического снабжения в ТОО «СМУ-Контракт», с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве старшего специалиста в отделе организационно-методической работы Комитета по ценовой и антимонопольной политике по Мангыстауской области в Республике Казахстан в страховой стаж, обязании назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ., отказать
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: И.С. Хабина
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2024г.