Решение по делу № 8а-17187/2021 [88а-16596/2021] от 10.08.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-16596/2021

г. Кемерово                                                                              29 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.,

судей Черемисина Е.В. и Зиновьевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Исаева Вадима Александровича, поданной через суд первой инстанции 2 августа 2021 года, на решение Кировского районного суда г. Томска от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 5 февраля 2021 года по административному делу № 2а-658/2020 по административному исковому заявлению Исаева Вадима Александровича к администрации Кировского района г. Томска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, возложении обязанности согласовать перепланировку.

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Исаев В.А. обратился в Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к администрации Кировского района г. Томска об оспаривании решения административного ответчика от 3 февраля 2020 года -ж об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, возложении обязанности согласовать перепланировку.

В обоснование требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ООО «Арсенал-Проект» был разработан план по перепланировки принадлежащей ему квартиры с перечнем необходимых работ.

31 января 2020 года он обратился в администрацию Кировского района г. Томска с заявлением о согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения, в соответствии с указанным планом. Письмом от 3 февраля 2020 года -ж административный ответчик отказал ему в согласовании перепланировки и переустройства помещения, поскольку заявителем в нарушение части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации к заявлению не приложен протокол собрания собственников общего имущества. Считает решение незаконным, поскольку протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при согласовании данного проекта не требуется.

Решением Кировского районного суда г. Томска от 1 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 5 февраля 2021 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.

В кассационной жалобе Исаев В.А. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.

Заявитель, ссылаясь на обстоятельства спорных правоотношений, считает, что судами допущено неверное толкование и применение норм материального права, поскольку, по его мнению, действующее законодательство Российской Федерации не относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома подоконную часть внешней стены лоджии в многоквартирном доме, которая также не является несущей и фасадной стеной данного дома.

Указывает на наличие в Российской Федерации, а до 2018 года - в Томской области положительной судебной практики при разрешении споров о согласовании перепланировок жилых помещений, связанных с утеплением лоджии и присоединением ее к квартире, и нарушении судами принципа единообразия судебной практики при разрешении настоящего спора.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.

При рассмотрении дела установлено, что Исаев В.А. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 45,6 кв.м.

31 января 2020 года административный истец обратился в администрацию Кировского района г.Томска с заявлением о согласовании проекта перепланировки указанного жилого помещения по разработанному ООО «Арсена-Проект» плану, в соответствии с которым к выполнению предполагался следующий перечень работ: разборка кирпичных перегородок и подоконной части, утепление лоджии, демонтаж оконного и дверного блоков; монтаж новых перегородок и конструкций из ГВЛ по каркасу; монтаж нового саноборудования с подключением к существующим сетям; выполнение «теплого пола» на лоджии; зонирование помещений с помощью отделочных материалов.

Проект подразумевает присоединение лоджии к жилому помещению и увеличение после перепланировки площади квартиры с 45,6 кв.м до 54,4 кв.м.

Письмом -Ж от 3 февраля 2020 года администрация Кировского района г. Томска ответила отказом в согласовании перепланировки жилого помещения ввиду непредоставления заявителем протокола собрания собственников общего имущества о согласии на такую перепланировку.

Разрешая заявленные по существу требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что наружная стена квартиры административного истца, в которой предусмотрен демонтаж подоконной части из кирпича относится к самонесущим стенам, воспринимающим нагрузку от собственного веса, является ограждающей конструкцией, и относится к общему имуществу многоквартирного дома, обслуживающему более одного помещения. Соответственно, в данном случае требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку помещения, которое административным истцом не было представлено.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов являются правильными.

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).

Пунктом 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома включены фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1), а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома и о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится в соответствии с частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, проектом перепланировки квартиры, представленным административным истцом в администрацию Кировского района г. Томска вместе с заявлением от 31 января 2020 года, предусматривается, в том числе, разборка кирпичных перегородок и подоконной части с утеплением лоджий, демонтаж оконного и дверного блоков.

Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, проектом перепланировки предусматривается демонтаж подоконной части внешней стены квартиры Исаева В.А., являющейся ограждающей несущей конструкцией, относящейся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что при проведении работ по перепланировке спорного жилого помещения административным истцом планируется, в числе прочего, присоединение части общего имущества многоквартирного дома.

Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществление любой реконструкции, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.

В силу требований статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (пункт 1).

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование (пункт 4).

В частности, для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса (пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения закреплены и в подпункте 1 пункта 2.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 29 июня 2012 года № 769, согласно которому одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в приложении 3 к настоящему административному регламенту, обязательных для предоставления заявителем.

В соответствии с приложением 3 к административному регламенту для предоставления муниципальной услуги необходимо представить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, предоставляется протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя, является основанием к отказу в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в силу пункта 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непредставление документов, указанных в пункте 2.8 административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, также влечет отказ и в предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4.2 административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленных пунктом 2.8 настоящего административного регламента, ответственный исполнитель готовит проект информационного письма об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме с обязательным указанием полного перечня причин, послуживших основанием для такого отказа, и передает его на подпись главе администрации района или иному должностному лицу, уполномоченному главой администрации района на подписание решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, либо информационных писем об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Поскольку административным истцом в уполномоченный орган не были представлены сведения о наличии согласия всех собственников многоквартирного дома на перепланирование спорного нежилого помещения, в то время как такое согласие является обязательным, поскольку планируемые работы касаются общего имущества в многоквартирном доме, оснований не согласиться с выводами судов о правомерном отказе органа местного самоуправления в согласовании такой перепланировки, не имеется.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 5 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

8а-17187/2021 [88а-16596/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаев Вадим Александрович
Ответчики
Администрация Кировского района г.Томска
Другие
Желтова Екатерина Андреевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
29.09.2021Судебное заседание
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее