Дело № 2-3285/2019 17 сентября 2019 года
78RS0017-01-2019-003499-88
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Петроградского района Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
при помощнике судьи Петуховой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Головиной Юлии Сергеевне к Акционерному обществу «Группа страховых компаний «Югория» о признании соглашения об урегулировании убытка недействительным, взыскании страхового возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику и, уточнив требования, просил признать соглашение об урегулировании убытка по ОСАГО от 12.02.2019 недействительным и исключить его как недопустимое, взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 76 100 рублей, неустойку за просрочку выплаты страхового возмещения в размере 47 182 рубля, расходы на оплату услуг эксперта в размере 5 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей, расходы по уплате услуг ИП Ланкова В.В. в размере 2 600 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 38 050 рублей.
В судебном заседании явился представитель ответчика, заявила ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Представитель истца явился в судебное заседание возражал против оставления иска без рассмотрения, ссылаясь на то, то договор страхования был заключен до вступления в законную силу Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в связи с чем истец вправе, а не обязан обращаться к финансовому уполномоченному.
Изучив материалы дела, обсудив заявленное ходатайство, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 тысяч рублей, с финансовой организации, включенной в реестр, указанный в статье 29 настоящего Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в статье 30 настоящего Федерального закона, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случаях, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:
1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения;
2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;
3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.
В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов:
1) решение финансового уполномоченного;
2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;
3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» положения пункта 1 части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, применяются по истечении двухсот семидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно информационному письму Центрального Банка Российской Федерации от 10 апреля 2019 года № ИН-015-53/33 положения пункта 1 части 1 статьи 28 Федерального закона № 123-ФЗ, предусматривающие обязанность страховых организаций (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным в соответствии с указанным Федеральным законом, применяются в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 февраля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств - с 1 июня 2019 года.
Таким образом, с 1 июня 2019 года законодателем установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, по делам, возникающим из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, такие споры до подачи иска в суд подлежат рассмотрению финансовым омбудсменом.
Согласно с ч.8 ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела, 21 марта 2018 года между сторонами был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства на автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №.
27.01.2019 наступил страховой случай, истец обратился в страховую компанию 03.02.2019, выплата страхового возмещения была произведена ответчиком 15.02.2019, т.е. уже после вступления в законную силу Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что в данном случае, договор страхования был заключен до вступления в законную силу Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ, не освобождает его от обязанности соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора по делам, возникающим из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как следует из материалов дела, впервые досудебную претензию о доплате страхового возмещения истец направила в адрес ответчика 15.04.2019 года, исковые требования были предъявлены 26.06.2019, т.е. уже после вступления в законную силу Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Таким образом, спор между истцом и страховой компанией возник 26.06.2019 года, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что к данным спорным правоотношениям подлежит применению установленный законодателем с 1 июня 2019 года обязательный досудебный порядок урегулирования спора, по делам, возникающим из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, такой спор до подачи иска в суд подлежит рассмотрению финансовым омбудсменом.
Иное противоречило бы учрежденному в Российской Федерации новому институту досудебного урегулирования споров между потребителями и страховыми компаниями.
Вместе с тем, доказательств того, что истец обращалась к финансовому омбудсмену по вопросу взыскания со страховой компании доплаты страхового возмещения в размере 76 100 рублей в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 223 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оставление иска без рассмотрения по вышеназванным обстоятельствам не препятствует истцу повторно обратиться в суд с указанными исковыми требованиями после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 222, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: