Дело №
УИД (43RS0№-83)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>. 18 февраля 2022 года.
Лузский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Першина П.И.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО2,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО2 к КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Лузская центральная районная больница» и министерству здравоохранения <адрес> о взыскании с ответчиков в пользу истца в счет возмещения транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в сумме 51352 рублей 50 копеек, а также обязании ответчиков обеспечить бесплатную транспортировку и производить возмещение расходов проезда ФИО8, проживающего на территории <адрес>, связанных с проездом от места его жительства к месту проведения заместительной почечной терапии и обратно в ООО «Архинвест» <адрес> по графику гемодиализа с соблюдением порядка, требований и оснований возмещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском к КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Лузская центральная районная больница» и министерству здравоохранения <адрес> о взыскании с ответчиков в пользу истца в счет возмещения транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с 28 июля по ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в сумме 51352 рублей 50 копеек, а также обязании ответчиков обеспечить бесплатную транспортировку и производить возмещение расходов проезда ФИО8, проживающего на территории <адрес>, связанных с проездом от места его жительства к месту проведения заместительной почечной терапии и обратно в ООО «Архинвест» <адрес> по графику гемодиализа с соблюдением порядка, требований и оснований возмещения.
В обоснование заявленного иска указывает, что является инвалидом первой группы по общему заболеванию, нуждается в проведении заместительной почечной терапии путем программного гемодиализа пожизненно либо до трансплантации почки, данную терапию получает с ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес>, где он проживает, отсутствует возможность проведения заместительной почечной терапии. Ближайшее к месту его жительства медучреждение - ООО «Архинвест», где возможно проведение данной процедуры, находится в <адрес>. В связи с чем трижды в неделю (вторник, четверг, суббота) он вынужден ездить железнодорожным транспортом к месту ближайшего проведения указанной процедуры, то есть в <адрес>. В силу возраста, состояния здоровья и длительного времени в пути (около 8 часов) он не имеет возможности самостоятельно трижды в неделю ездить для проведения необходимой процедуры в <адрес>. За период с 28 июля по ДД.ММ.ГГГГ расходы на проезд железнодорожным транспортом к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно составили 51352 рубля 50 копеек. Производить компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда в медицинскую организацию, КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» и КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» отказались, поскольку медицинская организация ООО «Архинвест» не находится на территории <адрес>. С данным отказом он не согласен, так как лишен государственных гарантий в части компенсации стоимости проезда, полагает проведение процедуры гемодиализа в медицинской организации <адрес> разумным и целесообразным.
В ходе подготовки дела к рассмотрению истец уточнил заявленные исковые требования. Просит обязать министерство здравоохранения <адрес> обеспечить проведение процедуры заместительной почечной терапии на территории <адрес>, взыскать с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в его пользу понесенные им расходы, связанные с оплатой стоимости проезда в <адрес> в ООО «Архинвест» за период с 28 июля по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51352 рублей 50 копеек, обязать Министерство здравоохранения <адрес> передать КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» полномочия по исполнению публичных обязательств перед истцом, связанных с оплатой стоимости его проезда в <адрес> в ООО «Архинвест», обязать КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» производить истцу возмещение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда железнодорожным транспортом в <адрес> к месту проведения заместительной почечной терапии за период с момента вынесения решения суда до прекращения оснований для их возмещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по заявлению истца привлечен уполномоченный по правам человека в <адрес> и прокурор <адрес>.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 к КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» о взыскании компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинскую организацию, к министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанностей обеспечить проведение процедуры заместительной почечной терапии на территории <адрес> и передать КОГБУЗ «Лузская центральная районная больница» полномочия по возмещению расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в ближайшую медицинскую организацию, к КОГБУЗ «Лузская центральная районная больница» о возложении обязанности производить возмещение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинскую организацию, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 – без удовлетворения.
Определением шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Лузский районный суд <адрес>.
Определением Лузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело принято к производству.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца ФИО2 привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ГУ – Отделение ПФР в <адрес> и ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержал заявленные требования по изложенным в заявлениях доводам. Дополнительно пояснил, что по настоящее время он продолжает получать процедуры заместительной почечной терапии в <адрес> в ООО «Архинвест», продолжает ездить за свой счет. Получать данные процедуры в <адрес> он не имеет возможности из-за отсутствия у него какого-либо жилья в <адрес> или ближайших к <адрес> населенных пунктах, приобрести жильё в <адрес> не имеет финансовых возможностей. По мнению истца, открытие диализного центра при Лузской ЦРБ значительно облегчило бы жизнь его, а также и других жителей района, которые страдают аналогичной болезнью. Ездить из <адрес> в <адрес> на процедуры три раза в неделю означает, что в неделе надо 6 суток находиться в поезде, а для него это очень тяжело.
Представитель министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленных в суд возражениях (т.2 л.д. 116-118) указывает, что реализация гражданином права на компенсацию расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации для проведения заместительной почечной терапии в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О порядке предоставления гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно» поставлена в зависимость от условия участия медицинской организации, в которой оказывается соответствующая медицинская помощь, в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>. Гражданин не ограничен в выборе медицинской организации и имеет право на выбор медицинской организации при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На территории <адрес> заместительную почечную терапию проводят медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания граждан медицинской помощи на территории <адрес>: КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», которое имеет отделения гемодиализа в городах Омутнинске, Вятские Поляны, Советске, Кирово-Чепецке, КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика ФИО6», КОГБУЗ «Кировская областная детская клиническая больница», МЧУ ДПО «Нефросовет». Препятствий для получения данной медицинской услуги в указанных медицинских организациях у ФИО8 не имеется. Реализация права на получение компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации для проведения заместительной почечной терапии возможна при соблюдении условий о прохождении указанной процедуры в медицинских организациях на территории <адрес>. ФИО3 не приведено доказательств невозможности прибытия на транспорте по маршруту регулярных перевозок к установленному времени проведения гемодиализа в <адрес>. Распоряжением министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П» полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно, переданы КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика ФИО6», КОГБУЗ «Кировская областная детская клиническая больница». Вышеуказанный нормативный правовой акт не признан недействительным в части не передачи КОГБУЗ «Лузская центральная районная больница» полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно. Представитель ответчика МЗ <адрес> указывает, что министерство здравоохранения по-прежнему считает, что истцом не были представлены доказательства невозможности прибытия на транспорте по маршруту регулярных перевозок к установленному времени для проведения гемодиализа в медицинские организации <адрес> и области, препятствий для её получения у истца нет. С учетом изложенного, просит суд в иске ФИО2 отказать. В возражениях на дополнительные исковые требования истца указывает, что требования истца об обязании министерства здравоохранения <адрес> передать КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» полномочия по возмещению расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, по своей сути состоят в том, чтобы обязать МЗ <адрес> внести изменения в нормативный правовой акт, на основании которого переданы публичные обязательства. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ органы исполнительной, законодательной и судебной власти самостоятельны, соответственно, органы указанных ветвей власти и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Поэтому суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Представитель КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в отзыве на исковое заявление (т.2 л.д. 114) указывает, что компенсация расходов, связанная с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий на территории <адрес>, в полномочия КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» не входит. Просит в удовлетворении требований ФИО2 отказать.
Представитель КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В письменном отзыве на исковое заявление истца (т.2 л.д. 127-128) просит в удовлетворении требований ФИО2 отказать. Указывает, что разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривалось, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществлятся финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Однако территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы не предусмотрено право граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, на бесплатную доставку в медицинскую организацию к месту проведения процедур гемодиализа, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Третье лицо - уполномоченный по правам человека в <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия. Указывает, что уполномоченный по правам человека в <адрес> не состоит с участниками гражданского судопроизводства в каких-либо правоотношениях, и решения принятые судами, не могут повлиять на его права и обязанности, поэтому он не может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т.2 л.д. 188).
Представитель третьего лица ГУ – ОПФ РФ по <адрес> ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что ФИО8 является получателем страховой пенсии по старости, инвалидом первой группы. В связи с инвалидностью является получателем ежемесячной денежной выплаты, которая с ДД.ММ.ГГГГ составляет 4128 рублей 90 копеек. В соответствии с заявлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставляются социальные услуги: на санаторно-курортное лечение -156 рублей 50 копеек, на проезд на пригородном железнодорожном транспорте -145 рублей 30 копеек, то есть 301 рубль 80 копеек удерживается из ЕДВ. ОПФР по <адрес> не занимается компенсацией расходов, связанных с оплатой проезда к месту лечения и обратно, а также предоставлением медицинских услуг.
Представитель третьего лица ГУ – Кировского РО ФСС РФ ФИО9, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление ФИО2 указывает, что ФИО3 в отделение Фонда за предоставлением специальных талонов на право бесплатного проезда к месту лечения и обратно в установленном порядке не обращался. Эти талоны ему могли быть выданы только в случае получения им лечения в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанных в постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Так как медпомощь истцу оказывается в ООО «Архинвест», которое не включено в постановление №, то специальный талон и направление не подлежат выдаче истцу, следовательно, основания для обращения в отделение Фонда за получением специальных талонов у истца отсутствуют (т.2 л.д. 173-175).
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца в качестве свидетеля ФИО10 суду пояснил, что в <адрес> ездить на процедуры невозможно, так как отцу тяжело идти по вокзалу, подниматься по лестницам. У него серьёзная проблема с лекарствами: те, которые помогают сердцу, вредны для почек и наоборот. До <адрес> добираться значительно удобнее, отец ездит один, так как медицинский центр находится рядом с вокзалом. Выезжая со <адрес> в 05 часов на проходящем поезде, он в 14 часов уже дома, что при его состоянии здоровья удобнее.
Суд, заслушав объяснения истца, третьего лица, свидетеля, изучив и огласив материалы дела, приходит к следующему.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (часть 1 ст. 41 Конституции РФ).
Международным пактом от ДД.ММ.ГГГГ «Об экономических, социальных и культурных правах» признается право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ №-О от ДД.ММ.ГГГГ следует, что провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Из подпунктов 1,3,9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации, следует, что здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма ; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, недопустимость отказа в медицинской помощи (статья 10).
Согласно пункту 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу положений пункта 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (подпункт 5 части 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, медицинская помощь взрослому населению по профилю «нефрология» оказывается в рамках, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно п. 1,6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного указанным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения доставления граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.
Следовательно, проезд граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения терапии методом гемодиализа, является неотъемлемой составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Разделом 5 данных Программ предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов ; Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов ; Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2021 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Программы устанавливают перечень видов, форм и условий оказания бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к определению порядка, условиям предоставления медицинской помощи, критериям доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V1 вышеуказанных областных Программ источниками финансового обеспечения Программ являются средства федерального бюджета, бюджетные ассигнования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, областного бюджета, бюджета ТФОМС <адрес>. А из пунктов 6.7.7. (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П), пунктов 6.8.8 (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П) следует, что предоставление компенсации расходов гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы, и обратно на железнодорожном транспорте общего пользования, автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) по межмуниципальным и муниципальным (в границах двух и более поселений одного муниципального района) маршрутам регулярных перевозок, а при их отсутствии либо невозможности использования указанного транспорта в случаях, установленных <адрес>, - на легковом такси (при наличии разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси). В соответствии с данными Программами заместительная почечная терапия (гемодиализ) оказывается гражданам бесплатно, за счет средств ОМС.
В тариф на оплату медицинских услуг за счет средств ОМС не включены расходы на транспортировку граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, а также на проезд пациентов до места оказания услуг.
Согласно ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «Об охране здоровья граждан в <адрес>» (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, за счет средств областного бюджета в порядке, размере и на условиях, установленных <адрес>, предоставляется компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, и обратно на железнодорожном транспорте общего пользования, автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) по межмуниципальным и муниципальным (в границах двух и более поселений одного муниципального района) маршрутам регулярных перевозок, а при их отсутствии либо невозможности использования указанного транспорта в случаях, установленных <адрес>, - на легковом такси (при наличии разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси).
Порядок предоставления гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Указанное постановление распространяет свое действие на случаи компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>.
В соответствии с указанным Порядком компенсация стоимости проезда указанной категории граждан предоставляется за проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (плацкартные и общие вагоны поездов всех категорий); автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением такси). Компенсация стоимости проезда гражданам осуществляется областными государственными медицинскими организациями, перечень которых утверждается департаментом здравоохранения <адрес>, на основании личного заявления гражданина, проездных документов гражданина путем получения наличных денежных средств или путем перечисления денежных средств на указанные заявителем счет, открытый в кредитно-финансовом учреждении, либо в почтовое отделение связи.
Из представленных материалов следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу : <адрес>, является инвалидом первой группы, нуждается в проведении заместительной почечной терапии путем программного гемодиализа пожизненно либо до трансплантации почки (т.1 л.д. 21-23, т.2 л.д. 195-197). Диагноз: хронический пролиферативный гломерулонефрит с отложением моноклональных иммуноглобулинов. Хроническая болезнь почки стадия 5 (ХБП С5Д). Анемия тяжелой степени тяжести смешанного генеза (нефрогенная, железодефицитная), коррегируемая медикаментозно. Заместительная почечная терапия программным гемодиализом с ДД.ММ.ГГГГ ( т.2 л.д.195-197).
Согласно справке ООО «Архинвест» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО8 проходит амбулаторное лечение гемодиализом в данной медицинской организации, почечная терапия посредством гемодиализа осуществляется 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) по 4 часа с 08 до 12 часов. Данный вид терапии будет проводиться пожизненно (или до трансплантации почки) (т.1 л.д. 15, т.2 л.д. 194).
В судебном заседании установлено, что ФИО3 добирается до места лечения и обратно самостоятельно за свой счет (т.1 л.д. 24-29), за период с 28 июля по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 затрачено на проезд к месту лечения 51352 рубля 50 копеек, было проведено 72 сеанса гемодиализа (т.1 л.д. 24-29, 86). Расходы истца на проезд к месту лечения и обратно подтверждены представленными им проездными документами и расчетами истца.
Ответом КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 16) ФИО2 было отказано в выплате компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда на железнодорожном транспорте, поскольку расходы подлежат возмещению только при оказании медицинской помощи на территории <адрес>.
Ответом министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 (т. 1 л.д. 17-18) разъяснено, что с 2017 года в <адрес> на базе КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» восстановлена служба гемодиализа. В настоящее время в отделениях функционирует 54 аппарата «искусственной почки». Отделения гемодиализа работают в <адрес> – 36 аппаратов, <адрес> – 2 аппарата, <адрес> – 10 аппаратов, <адрес> – 6 аппаратов, кроме того МЧУДПО «Нефросовет» продолжает оказывать услуги гемодиализа населению <адрес>. Потребность населения <адрес> в терапии методом программного гемодиализа удовлетворена полностью, очереди для получения процедур нет.
В соответствии со сведениями, полученными по запросу суда, а также размещенными в сети Интернет и являющимися общедоступными, следует, что устойчивое круглогодичное сообщение от <адрес> до <адрес>, а также до <адрес> отсутствует. Расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 142 км., время в пути на поездах дальнего следования, проходящих через <адрес> 1 час 38 минут (1 час 24 минуты) (т.2 л.д.113). Ближайшее отделение гемодиализа в <адрес> от <адрес> находится в <адрес> (КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница») на расстоянии 312 километров, время в пути пригородным поездом «Луза-Мураши-Киров» составляет 07 часов 13 минут.
Транспортная доступность и так называемая географическая доступность означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ населенного пункта, где он проживает, либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Доступность и качество медицинской помощи как одного из принципов охраны здоровья, в силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, обеспечивается транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.
Суд полагает, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом гемодиализа, является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги и составляющей частью мероприятий по ее оказанию.
Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (министерство здравоохранения <адрес>), учитывая тот факт, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец (<адрес>) не проводится и проведение процедур гемодиализа в <адрес> министерством здравоохранения <адрес> не планируется, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте – <адрес> при необходимости ФИО2 в данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входят, суд приходит к выводу, что на министерстве здравоохранения <адрес> лежит обязанность по финансированию перевозки нуждающихся в медицинской помощи граждан до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа.
В данном случае значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего, в том числе ФИО2, заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от места его постоянного жительства создает для него значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить из <адрес> в <адрес>, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданам, поскольку в данном случае доступность медицинской помощи напрямую зависит от физической возможности инвалида первой группы преодолевать для получения каждой такой жизненно необходимой процедуры расстояние более 300 километров, несмотря на состояние своего здоровья и большую часть своей жизни проводить в железнодорожных поездах, испытывая при этом неудобства в отдыхе и сне.
Поэтому истец, исходя из состояния своего здоровья, исходя из принципа доступности медицинской помощи, выбрал ближайшее специализированное медицинское учреждение, оказывающее заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, расположенное в <адрес>.
Согласно Положению о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство является исполнительным органом государственной власти <адрес>, участвующим в реализации на территории <адрес> государственной политики в сфере охраны здоровья, осуществляет управление в сфере здравоохранения, организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в областных государственных медицинских организациях (пункт 3.1.2.1), создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункт 3.1.2.2).
Таким образом, министерство является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.
Распоряжением министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П» полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно, переданы: КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика ФИО6», КОГБУЗ «Кировская областная детская клиническая больница».
Таким образом, исходя из того, что министерство здравоохранения полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, передало в том числе КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», то исковые требования истца в части взыскания затраченных на проезд к месту лечения денежных средств именно с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», подлежат удовлетворению.
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке больного на процедуру гемодиализа в другой регион, не указание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (пункт 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона №323-ФЗ, пункт 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Основные принципы федерального законодательства охраны здоровья - доступность и качество медицинской помощи (пункт 6 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ), которые обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства; предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов, не должны нарушаться на региональном уровне путем принятия нормативных документов, в которых не предусмотрено возмещение затрат на проезд к ближайшему месту лечения, расположенному в другом регионе, тем более действующем федеральным законодательством такие ограничения не предусмотрены.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании министерства здравоохранения <адрес>: обеспечить проведение процедуры заместительной почечной терапии на территории <адрес>, передачи КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» полномочий по исполнению публичных обязательств перед истцом, связанных с оплатой стоимости его проезда в <адрес> в ООО «Архинвест», обязании КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» производить истцу возмещение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда железнодорожным транспортом в <адрес> к месту проведения заместительной почечной терапии за период с момента вынесения решения суда до прекращения оснований для их возмещения. При этом суд исходит из следующего. Министерством здравоохранения <адрес> в пределах своих полномочий издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П» переданы полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами. Данный нормативный правовой акт не признан не действительным в части не передачи КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно. Кроме того, истцом не представлено документом, свидетельствующих о целесообразности открытия гемодиализного центра в <адрес>. Требования истца об обязании министерства здравоохранения <адрес> внести изменения в нормативный правовой акт, на основании которого были переданы публичные обязательства КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Слободская ЦРБ им. академика ФИО6», КОГБУЗ «Кировская областная детская клиническая больница», состоят в том, что обязать министерство внести изменения в нормативный правовой акт, на основании которого были переданы публичные обязательство, что в соответствии с требованиями ст. 10 Конституции РФ недопустимо.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 51352 ░░░░░ 50 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 51352 ░░░░░░ 50 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ _________________ ░░░░░░ ░.░.