№ 33-2164/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Безносовой Е.И., Доставаловой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кычевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 сентября 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Лопаткиной Алёны Валерьевны, действующей в интересах несовершеннолетних Лопаткина Сергея Анатольевича и Лопаткиной Анны Анатольевны, третьего лица Лопаткина А.В., заявляющего самостоятельные требования, к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Правительству Курганской области, Департаменту финансов Курганской области, Администрации г. Кургана об установлении факта постоянного проживания, признании права, возложении обязанности выдать сертификат на приобретение (строительство) жилья, возврате денежных средств, выплаченных из резервного фонда Правительства Курганской области,
по апелляционной жалобе Департамента социальной политики Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2024 г.
заслушав доклад судьи Ушаковой И.Г., пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
Лопаткина А.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетних ФИО22. и ФИО4 А.А. с иском к Главному управлению социальной защиты населения <адрес> (далее - ГУ СЗН <адрес>, Департаменту финансов <адрес>, Администрации <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании права, возложении обязанности выдать сертификат на приобретение (строительство) жилья, возврате денежных средств, выплаченных из резервного фонда <адрес>.
В обосновании исковых требований, с учетом их изменения, указывала, что совместно с супругом Лопаткиным А.В. являются собственниками жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 49 кв.м., кадастровый № на праве общей долевой собственности по 1/2 на каждого. В результате пожара, произошедшего <...> вышеуказанный дом и находящиеся на земельном участке надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес> были уничтожены. Указанный жилой дом она приобретала с использованием средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. На день введения чрезвычайной ситуации Лопаткина А.В. не успела выделить доли в праве общей долевой собственности на жилой дом своим детям: ФИО4 С.А., <...> года рождения, ФИО4 А.А., <...> года рождения. Лопаткина А.В. обратилась в ГУ СЗН <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по адресу <адрес>. Уведомлением от <...> № в предоставлении единовременной выплаты ей отказано в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка, так как на день введения режима чрезвычайной ситуации, ФИО4 А.В. с супругом и несовершеннолетними детьми в утраченном жилом помещении по месту жительства не зарегистрированы. Кроме того, уведомлением от <...> № в предоставлении единовременной выплаты супругу Лопаткиной А.В. отказано в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка, так как в составе его семьи нет несовершеннолетних детей, а также на праве собственности ему принадлежит жилое помещение по адресу <адрес>. Также, уведомлением от <...> № отказано в предоставлении единовременной выплаты несовершеннолетнему сыну ФИО4 С.А. в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка, так как права собственности на данное жилое помещение он не имеет (собственниками являются его родители), при этом его семья в утраченном жилом помещении регистрации по месту жительства не имела. Полагает, что поскольку жилое помещение приобреталось за счет средств материнского каптала, несовершеннолетние также являются собственниками утраченного жилого помещения.
Просила установить факт постоянного проживания по адресу: <адрес> несовершеннолетних детей: ФИО4 С.А., <...> года рождения и ФИО4 А.А., <...> года рождения с родителями (ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В.) на <...>; признать распоряжение ГУ СЗН <адрес> от <...> №-р (уведомление об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство жилого помещения) от <...> № об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения несовершеннолетнему ФИО4 С.А. незаконным; возложить на ГУ СЗН <адрес> обязанность выдать ФИО4 А.В. (действующей в интересах несовершеннолетних детей) сертификат на получение денежной выплаты в размере 2 081 628 руб. на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № в результате чрезвычайной ситуации; в случае удовлетворения исковых требований рассмотреть вопрос о возвращении в бюджет <адрес> в адрес органа исполнительной власти денежных средств в сумме 50 000 руб., полученных ФИО4 А.В. и в сумме 50 000 руб., полученных ФИО4 А.В. в соответствии с постановлением <адрес> от <...> № «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>», зачисленных на лицевой (депозитный) счёт для учёта операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Курганского городского суда.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца по доверенности ФИО18 на удовлетворении исковых требований настаивала, согласно доводам изменённого искового заявления.
Представитель ответчика ГУ СЗН по <адрес> по доверенности ФИО11 с иском не согласился.
Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО12 возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ФИО4 А.В. исковые требования поддержал, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, представитель ответчика Департамента финансов <адрес> не явились, извещались судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
<...> Курганским городским судом <адрес> постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Установлен факт постоянного проживания по адресу: <адрес> несовершеннолетних детей ФИО4 С.А., <...> года рождения и ФИО4 А.А., <...> года рождения с родителями ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. по состоянию на <...> На ГУ СЗН по <адрес> возложена обязанность выдать ФИО4 А.В., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО4 С.А., и ФИО4 А.А. сертификат на получение денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере, предусмотренном для категории граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утверждённого постановлением <адрес> от <...> №, исходя из владения ФИО4 С.А. и ФИО4 А.А. по 17/100 доли в праве собственности на дом по адресу: <адрес>. Администрации <адрес> возвратить денежные средства в размере 17 000 руб., выплаченные ФИО4 А.В., и 17 000 руб., выплаченные ФИО4 А.В. за счет средств резервного фонда <адрес>. На Управление судебного департамента в <адрес> возложена обязанность перечислить Администрации <адрес> внесенные ФИО13 за ФИО4 А.В. денежные средства в размере 34 000 руб. по гражданскому делу № (2-12405/2023) (чек-ордер Курганского отделения №, операция № от <...>, получатель УФК по <адрес> (Управление судебного департамента в <адрес> л/с №) в счет возврата денежных средств Администрации <адрес>, выплаченных ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. за счет средств резервного фонда <адрес>. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
C таким решением не согласился ответчик ГУ СЗН <адрес>, в апелляционной жалобе, а также в дополнениях к апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения. Обращает внимание, что согласно установленному Порядку предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации денежные выплаты осуществляются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение (подп. 1 п. 3). Таким образом, гражданам, у которых утраченный жилой дом находился на садовом земельном участке, денежная выплата осуществляется тем гражданам, у которых, право собственности было зарегистрировано, в состав семьи входят дети, не имеющим в собственности иные жилые помещения, и зависит от общей площади утраченного помещения. Отмечает, что причиной отказа в выплате ФИО4 А.В. послужило несоответствие ФИО4 А.В. категории граждан, указанных в п. 3 Порядка. Ссылается на то, что из представленных документов и сведений из ЕГРН следует, что утраченное жилое помещение располагалось на садовом земельном участке, и ее дети не зарегистрированы по месту жительства, в связи с чем отнести ФИО4 А.В. к категории граждан, в состав которых входят дети, оснований не имелось. Кроме того, на момент принятия решения о предоставлении денежной выплаты ФИО4 А.В. документы, указанные в подп. 10 п. 6 Порядка предоставлены не были. ФИО4 А.В. (супругу ФИО4 А.В.) также было отказано в предоставлении денежной выплаты в связи с тем, что жилой дом находился на садовом земельном участке, в составе семьи нет несовершеннолетних детей, зарегистрированных по месту жительства в утраченном жилом помещении. Кроме того, у ФИО4 А.В. в собственности имеется иное жилое помещение. Несовершеннолетнему сыну ФИО4 А.В. ФИО4 С.А. также было отказано в предоставлении денежной выплаты, поскольку он не является собственником данного утраченного помещения. Отмечает, что ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. была оказана материальная помощь из резервного фонда <адрес> в размере 100 000 руб., предусмотренная абз. 11 подп. 7 п. 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17 марта 2009 г. № 146 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области». Учитывая изложенное, а также то, что денежная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, то оснований для предоставления испрашиваемой выплаты истцом не имелось. Полагает, что суд, признав право истца на получение денежной выплаты, фактически осуществил подмену деятельности уполномоченного на предоставление данной выплаты органа исполнительной власти Курганской области.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца по доверенности ФИО14 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента социальной политики <адрес> по доверенности ФИО11 заявил ходатайство о замене ответчика с ГУ СЗН <адрес> на правопреемника Департамент социальной политики <адрес>, представив документы о реорганизации, доводы апелляционной жалобы поддержал.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, протокольным определением судебной коллегии произведена замена ответчика ГУ СЗН <адрес> на правопреемника Департамент социальной политики <адрес>.
Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО12 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца ФИО4 А.В., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО4 С.А. и ФИО4 А.А. по доверенности ФИО14 выразил согласие с постановленным решением, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в порядке, установленном ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. состоят в зарегистрированном браке, что подтверждено свидетельством о заключении брака серии I-БС 656095, являются родителями несовершеннолетних ФИО4 С.А., <...> года рождения и ФИО4 А.А., <...> года рождения, что следует из свидетельств о рождении серии I-БС № и серии I-БС №.
Судом установлено, что ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. являются собственниками жилого дома с кадастровым номером № площадь 49 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 80 по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый, на основании договора купли-продажи от <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>
Согласно договору купли-продажи от <...>, заключенным между ФИО4 А.В.. ФИО4 А.В. (покупатели) и ФИО15 (продавец), жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> приобретен за 890000 руб., из которых 800000 руб. выплачиваются за счет кредитных средств банка.
Из содержания кредитного договора № от <...>, заключенного между ФИО4 А.В., ФИО4 А.В. и ПАО Сбербанк следует, что кредит в размере 800000 руб. предоставляется им на срок 180 месяцев с даты предоставления кредита под 13,25 % годовых на приобретение жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, который будет находиться в залоге у банка в качестве обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств по договору.
<...> на территории СНТ «Дорожник» произошел пожар, в результате которого полностью был утрачен жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, СНТ «Дорожник», уч. 80, а также находящиеся на участке хозяйственные постройки, баня, забор, домашние вещи, бытовые приборы что подтверждается справками начальника ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от <...> №, №.
Постановлением Губернатора Курганской области от 7 мая 2023 года № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 7 мая 2023 г. на территории Курганской области был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением старшего следователя следственного отдела по <адрес> СУ СК России по <адрес> от <...> ФИО4 А.В. признана потерпевшей по уголовному делу №.
<...> ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В., в том числе в интересах несовершеннолетнего ФИО4 С.А., обратились в ГУ СЗН <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Уведомлением от <...> № исх. № ГУ СЗН <адрес> уведомило ФИО4 А.В., о том, что распоряжением ГУ СЗН <адрес> от <...> №-р ей было отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка, так как на день введения режима чрезвычайной ситуации, ФИО4 А.В. с супругом и несовершеннолетними детьми в утраченном жилом помещении по месту жительства не зарегистрированы.
Уведомлением от <...> № исх. № ГУ СЗН <адрес> уведомило супруга ФИО4 А.В. о том, что распоряжением ГУ СЗН <адрес> от <...> №-р ему было отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка, так как в составе его семьи нет несовершеннолетних детей, а также на праве собственности ему принадлежит жилое помещение по адресу <адрес>, <адрес>», <адрес>.
<...> ФИО4 А.В. от имени несовершеннолетнего ФИО4 С.А. обратилась в ГУ СЗН <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Уведомлением от <...> № исх. № ГУ СЗН <адрес> уведомило о том, что распоряжением ГУ СЗН <адрес> от <...> №-р ФИО4 С.А. было отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с несоответствием категории граждан, указанной в п. 3 Порядка, так как права собственности на данное жилое помещение он не имеет (собственниками являются его родители), при этом его семья в утраченном жилом помещении регистрации по месту жительства не имела.
При этом, по информации Администрации <адрес>, ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. предоставлена материальная помощь, предусмотренная абз. 11 подп.7 п. 2 приложения к Постановлению Правительства Курганской области от 17 марта 2009 г. №146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области» в размере 50000 руб. каждому.
В связи с несогласием ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. с перечислением им Администрацией <адрес> выплаты за утрату садового дома, чтобы не лишиться права на единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения денежные средства в размере 100 000 руб. внесены ФИО4 А.В. с согласия ФИО4 А.В. по чеку-ордеру № от <...> на депозитный счет Управления Судебного <адрес> для последующего их возврата в резервный фонд <адрес>.
Считая отказ в предоставлении выплаты незаконным, ФИО4 А.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетних ФИО4 С.А. и ФИО4 А.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на основании представленных истцом доказательств (справок, медицинских карт, актов), свидетельских показаний ФИО16, ФИО17 нашел подтверждение факт постоянного проживания несовершеннолетних ФИО4 С.А. и ФИО4 А.А. с родителями в жилом доме, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации <...>, факт возникновения у несовершеннолетнего права собственности на долю в указанном доме в результате внесения в погашение кредита средств материнского капитала, в связи с чем ФИО4 С.А. имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подп. 1 п. 3 постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110 «Об утверждении порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации», в виде сертификата по получение денежной выплаты в размере, установленном в п. 5 названного постановления.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, подлежавших применению, соответствующих фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с подп. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. «е» и «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о чрезвычайных ситуациях) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 18 Закона о чрезвычайных ситуациях граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Закона о чрезвычайных ситуациях).
11 мая 2023 г. Правительством Курганской области принято постановлением № 110, которым утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предоставления единовременной выплаты установлено, что право на получение денежной выплаты имеют граждане, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.
Предоставление денежной выплаты согласно п. 3 (в редакции постановления Правительства Курганской области от 10 июня 2023 г. № 110, действующей на момент подачи истцом соответствующего заявления 7 июля 2023 г.) предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении следующих категорий граждан:
1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;
2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения;
3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в ЕГРН, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Размер денежной выплаты определяется в соответствии с п. 5 Порядка.
Для граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Курганской области на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
К членам семей граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, иные лица, признанные решением суда членами семей граждан, не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Из приведенных норм следует, что получение единовременной денежной выплаты на основании подп. 1 п. 3 Порядка имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение. При этом, к членам семьи таких граждан могут быть отнесены признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях на день введения чрезвычайной ситуации совместно с собственниками супруг, дети, родители этих граждан.
С учетом изложенных выше обстоятельств, установленных судом при разрешении спора, и при правильном применении норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части установления факта постоянного проживания на дату чрезвычайной ситуации несовершеннолетних ФИО4 С.А. и ФИО4 А.А. совместно с родителями в жилом доме, пострадавшем от пожара.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии регистрации истца с детьми по месту постоянного места жительства не принимается в качестве основания к отмене судебного решения. Как следует из выписки из ЕГРН от <...>, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> принадлежит ФИО4 А.В., супругу истца, при этом факт возникновения у ФИО4 С.А. права собственности на долю в утраченном помещении в результате распределения средств материнского капитала (решение ОСФР по <адрес> от <...> № средства материнского капитала в размере 453026 руб., выданные ФИО4 А.В. по сертификату от <...> на основании заявление от <...> направлены на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту № от <...>) правомерно установлен судом первой инстанции.
Согласно пояснениям истца, она и дети зарегистрированы по указанному адресу, чтобы дети получили место в детском саду и могли посещать медицинское учреждение.
Факт постоянного проживания несовершеннолетних ФИО4 С.А. и ФИО4 А.А. с родителями в жилом доме по адресу: <адрес> нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, доказательствами со стороны ответчика не опровергнут.
Кроме того, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации жилой дом был приобретен с использованием средств материнского (семейного) капитала.
Согласно п. 15.1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», лицо, получившее сертификат, или супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев: после перечисления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала лицу либо организации, осуществляющим отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с использованием средств целевого жилищного займа, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, - после снятия обременения с жилого помещения (пп.а).
Таким образом, приобретение жилого помещения с использованием средств материнского капитала подразумевает обязанность родителей предоставить доли в приобретенном жилом помещении детям.
Поскольку жилой дом по адресу: <адрес> приобретался ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. за счет средств материнского (семейного) капитала, следовательно, у несовершеннолетних ФИО4 С.А. ФИО4 А.А. и в силу закона возникло право собственности на долю в указанном жилом помещении пропорционально доле в сумме материнского капитала, вложенной в погашение кредитных обязательств.
Ссылка в апелляционной жалобе на получение истцом материальной помощи в размере 100 000 руб. за счет средств резервного фонда <адрес>, как основание для лишения права наполучение спорной выплаты, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как предусмотрено в абз. 2 п. 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110, денежная выплата не предоставляется гражданам, получившим материальную помощь, предусмотренную абз. 10, 11 подп. 7 п. 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17 марта 2009 г. № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области».
Так, в абз. 11 подп. 7 п. 2 названного приложения установлено направление средств резервного фонда в целях ликвидации последствий ЧС на финансовое обеспечение таких мероприятий, как оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой садового дома, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН и который находился на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке, - в размере 100 000 руб.
11 мая 2023 г. Правительством Курганской области принято постановление № 110, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации <...>, после чего последовали обращения ФИО4 А.В., ФИО4 А.В., в том числе в интересах несовершеннолетнего сына к ГУ СЗН <адрес> от <...>
После на основании платежных поручений от <...> ФИО4 А.В. и ФИО4 А.В. перечислены каждому по 50 000 руб., что является основанием для невозможности реализации права несовершеннолетних детей на получение единовременной выплаты, предусмотренной постановлением <адрес> от <...> №.
Указанные денежные средства <...> истцы возвратили путем помещения на счет Управления Судебного департамента <адрес> в связи с возникшим спором для последующего их возврата в резервный фонд <адрес> специальном счете Департамента социальной политики Администрации <адрес>.
Таким образом, ФИО4 А.В. последовательно осуществила действия, свидетельствующие о ее волеизъявлении по реализации права на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Указанные действия истца не могут служить основанием для отказа в предоставлении ей единовременной выплаты за утрату жилого помещения со ссылкой на однократное право получения меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, признав право истца на получение денежной выплаты, фактически осуществил подмену деятельности ответчика, также судебной коллегией отклоняются, поскольку обжалуемое решение компетенцию и полномочия ответчика не устанавливает и его деятельность не подменяет, а устанавливает лишь право истца на получение спорной выплаты в связи с отказом ответчика.
Материалы исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной политики Курганской области– без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2024 г.