№ 2-124/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2018 года п. Судиславль
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
с участием пом.прокурора Артамонова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судиславского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области об обязании определить специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
Прокурор обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 01.07.2018г. определить специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании пом.прокурора Судиславского района Артамонов А.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой Судиславского района в октябре 2017 на основании задания прокуратуры Костромской области проведена проверка в деятельности администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области (далее - администрация городского поселения п. Судиславль) на предмет исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер к устранению последних.
Как установлено в ходе, проверки на территории муниципального образования городское поселение п. Судиславль администрацией соответствующего поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не определена.
По фактам выявленных нарушений 16.10.2017 прокурором района внесено представление главе городского поселения п. Судиславль, которое рассмотрено. Между тем, нарушения не устранены, специализированная служба по вопросам похоронного дела не определена.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.
Просит обязать администрацию городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в срок до 01.07.2018 года определить специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Представитель ответчика администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области Ермолина К.С. в судебном заседании иск признала в полном объеме, пояснила, что к указанному в заявлении сроку, требования прокуратуры, будут выполнены.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные вопросы местного значения закреплены в п.п. 22 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее -Федеральный закон № 8- ФЗ) органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.п. 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона № 8ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. В частности, органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе вышеуказанных услуг.
Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ).
При этом ст. 12 указанного Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года № 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в администрации городского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области. По результатам проверки прокурором Судиславского района главе администрации городского поселения п. Судиславль внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле от 16.10.2017 года. Из ответа главы городского поселения п. Судиславль М.А. Беляевой на представление прокурора следует, что администрацией городского поселения п. Судиславль принято к сведению, что оказание услуг по погребению на территории поселка Судиславль должна осуществлять специализированная организация, созданная органами местного самоуправления. В текущем году у администрации нет возможности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в связи с отсутствием бюджетных средств на создание новой организации. Также не возможности осуществлять данные полномочия организацией МУП «Судиславское ЖКХ» в связи с ее банкротством. (л.д.9).
Таким образом, свою обязанность определить специализированную служу по вопросам похоронного дела, ответчик не оспаривает, как и то обстоятельство, что данная обязанность им не исполнена. Исходя из характера действий, указанный прокурором срок суд полагает достаточным. Доводы об отсутствии финансовой возможности исполнить требуемые прокурором действия, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.
Оценивая в совокупности все приведенные доводы и представленные доказательства, суд полагает, что иск подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░