Дело № 2-1393/2023
УИД 79RS0002-01-2023-001612-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
помощника прокурора г. Биробиджана Ивагиной Н.В.,
представителя ответчика ОГПОБУ «Технологический техникум» Семчук О.Н.,
при секретаре Фадеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Технологический техникум», департаменту образования правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Технологический техникум» (далее ОГПОБУ «Технологический техникум») о возложении обязанности совершить определенные действия, указав, что из информации, представленной ОГПОБУ «Технологический техникум», следует, что капитальный ремонт здания учебного корпуса образовательной организации, а также общежития с даты их ввода в эксплуатацию (учебный корпус - 1977 год, общежития - 1981 год), контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания, не проводились. Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым. Просит суд возложить обязанность на ОГПОБУ «Технологический техникум» провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания учебного корпуса и общежития ОГПОБУ «Технологический техникум» в срок до 31.12.2023; при недостаточности у ОГПОБУ «Технологический техникум» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01.09.2023 возложить обязанность на департамент образования правительства Еврейской автономной области выделить денежные средства на указанные цели
Определением суда от 26.05.2023 г. процессуальный статус департамента образования правительства Еврейской автономной области (далее департамент образования ЕАО) изменен с третьего лица на стороне ответчика на соответчика.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Ивагина Н.В. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам искового заявления.
Представитель ответчика ОГПОБУ «Технологический техникум» Семчук О.Н. исковые требования признала в полном объёме, пояснив, что в настоящее время получено коммерческое предложение, требуется финансирование. В департамент образование ЕАО направлено соответствующее письмо, ответ на которое не получен. У техникума отсутствуют необходимые денежные средства для мониторинга.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджана в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Согласно ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивалась эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3).По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Из материалов дела следует, что по информации, предоставленной ОГПОБУ «Технологический техникум», капитальный ремонт зданий ОГПОБУ «Технологический техникум» не проводился с даты их ввода в эксплуатацию (учебный корпус – 1977 год, общежитие – 1981 год), а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения зданий, не проводились.
Данные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, доказательства обратного суду не представлены.
Согласно графику перечисления субсидий к Дополнительному Соглашению о предоставлении субсидий из бюджета ЕАО и расшифровки выплат по направлению – прочие расходы от 18.05.2023 мероприятия на проведение контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения зданий ОГПОБУ «Технологический техникум» на 2023 год средства не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Уставу ОГПОБУ «Технологический техникум» учредителем и собственником имущества учреждения является Еврейская автономная область, функции и полномочия учредителя в отношении ОГПОБУ «Технологический техникум» осуществляются комитетом образования ЕАО (постановлением правительства ЕАР от 29.12.2020 г. № 558-пп комитет образования ЕАО с 01.03.2021 переименован в департамент образования Еврейской автономной области.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, принимая во внимание, что выполнение возложенных судом обязанностей направлено на обеспечение безопасности неопределённого круга лиц, отсутствие возражений ответчиков, считает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.09.2023 для департамента образования правительства ЕАО, до 31.12.2023 – для ОГПОБУ «Технологический техникум».
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, департамент образования правительства ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с ОГПОБУ «Технологический техникум» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Технологический техникум», департаменту образования правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Технологический техникум» (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания учебного корпуса и общежития ОГПОБУ «Технологический техникум», расположенных по адресу: ЕАО, <адрес>.
При недостаточности либо отсутствии денежных средств у ОГПОБУ «Технологический техникум» на осуществление указанных мероприятий обязать департамент образования правительства Еврейской автономной области (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Технологический техникум» (ИНН №) на указанные цели.
Взыскать с областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический техникум» (ИНН №) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 03.07.2023.