Именем Российской Федерации
г. Вельск 15 сентября 2021 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Латфуллина И.Г.,
при секретаре Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Е. Н. к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по проведению работ по подключению <адрес> жилого <адрес> г. Вельска к системе газоснабжения,
установил:
Власова Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по проведению работ по подключению <адрес> жилого <адрес> г. Вельска к системе газоснабжения.
В обоснование заявленного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и администрацией МО «Вельское» заключено мировое соглашение о предоставлении по договору социального найма неблагоустроенного жилого помещения по адресу: г. Вельск, <адрес>, согласно условиям которого, администрация МО «Вельское» обязалась устранить все имеющиеся недостатки в доме за летний период 2015 года, что не было сделано. Ремонт произведен не был. В последующем была достигнута договоренность, что она производит ремонт жилого помещения, а администрация МО «Вельское» оплатит ей ее личные денежные расходы, затраченные на ремонт капитального характера. В последующем по судебным решениям, затраченные денежные средства ей были выплачены. В судебном порядке администрации МО «Вельское» было отказано в обустройстве дома электрическими конвекторами, отоплением с установкой котла, водоснабжением и водоотведением. Она произвела монтажные работы по обеспечению квартиры теплом, установив: батареи, трубопровод, запорную арматуру, без установки котла. В настоящее время между ней и ответчиком идет спор по проведению работ по подключению к квартиры к системе газоснабжения. В октябре 2020 года на прилегающей придомовой территории на расстоянии примерно 11 метров от <адрес> в г. Вельске проведена труба для газоснабжения дома, к газу подключились собственники <адрес> их дома Власовы за счет собственных средств. Она не может этого сделать самостоятельно, поскольку является нанимателем и не имеет денежных средств. Просит привести работы по подключению системы газоснабжения ее квартиры.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Пескишев В. Л..
Истец Власова Е.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.
Третье лицо – Пескишев В.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» в судебное заседание не явился, согласно отзыва иск не признал.
Суд рассмотрел данный спор по тем требованиям и основаниям, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.ст. 18, 19, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем, ст. 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
На основании пункта 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме
В соответствии с пунктом 1.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Пунктом 1.7.2 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Положениями ч. 4 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью
Исходя из системного толкования указанных норм ЖК РФ согласование переустройства/перепланировки жилого помещения уполномоченным органом необходимо с целью проверки соответствия такого переустройства/перепланировки требованиям, предъявляемым жилым помещениям, и подтверждения отсутствия возможных нарушенных прав и законных интересов других лиц.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственником жилого дома по адресу: Архангельская область, <адрес>, является администрация городского поселения «Вельское».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № были удовлетворены исковые требования Власовой Е.Н.,Эрб В.И. и Пескишева В.Л. к администрации МО «Вельское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. На администрацию МО «Вельское» возложена обязанность предоставить истцам по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Вельска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 71 кв.м., жилой площадью не менее 29,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Вельска Архангельской области.
На основании определения Вельского районного суда по делу № между Власовой Е.Н. и администрацией МО «Вельское» было заключено мировое соглашение, утвержденное Вельским районным судом Архангельской области 10 июня 2015 года, по условиям которого администрация МО «Вельское» обязалась предоставить Власовой Е.Н. по договору социального найма неблагоустроенное жилое помещение: квартиру, расположенную по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м. и провести наружную сеть водоснабжения к этому дому.
Согласно пункту 3 мирового соглашения взыскатели согласны получить указанные неблагоустроенные жилые помещения по договорам социального найма, претензий к должнику не имеют.
В мировом соглашении каких-либо указаний на наличие дополнительных обязательств администрации МО «Вельское» по изменению степени благоустройства вышеуказанного многоквартирного дома, в том числе по подключению системы газоснабжения не содержится.
Истец вселилась в предоставленное жилое помещение.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (часть 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
ДД.ММ.ГГГГ с Власовой Е.Н. заключен письменный договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вельск, <адрес>.
Согласно постановлению администрации МО «Вельское» от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с обращением Власовой Е.Н. согласовано переустройство и перепланировка жилого помещения по объединению квартир № Власовой Е.Н. и № Пескишева В.Л. с присвоением адреса: г. Вельск, <адрес>.
Решением Вельского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Власовой Е. Н. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по проведению работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения удовлетворены. Администрация муниципального образования «Вельское» обязана в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Вельск, <адрес>, и прилегающей к нему территории работы по подключению отопления, водоснабжения и водоотведения, а именно: - подключить внутреннюю систему отопления <адрес> новой дровяной котельной, предварительно построенной на дворовой территории дома; -подключить водоснабжение <адрес> скважине, расположенной на дворовой территории, и подсоединить подачу воды к сантехническому оборудованию, предварительно установить в <адрес> мойки, унитаз, ванну; - подключить сантехническое оборудование <адрес> общей системе водоотведения, к септикам для приема водостоков, расположенных на дворовой территории. Указанные работы должны быть проведены в соответствии с заключением специалиста общества с ограниченной ответственность «АльянсСтрой» № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом сводный план инженерных сооружений является неотделимой частью судебного решения. С администрации муниципального образования «Вельское» взысканы в пользу Власовой Е. Н. 150 руб. 00 коп. в счет возврата уплаченной государственной пошлины и судебные расходы, связанные с подготовкой технической документации обществом с ограниченной ответственность «АльянсСтрой», в размере 6000 рублей, в пользу бюджета Вельского муниципального района взысканы 150 рублей в счет уплаты государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления.
Встречные исковые требования администрации муниципального образования «Вельское» к Власовой Е. Н. об истребовании имущества удовлетворены частично. Власова Е. Н. обязана незамедлительно после вступления в законную силу решения суда вернуть администрации муниципального образования «Вельское» твердотопливный котел WARMOS-TT-18K, насос циркулярный (отопл.) UРC 25-40180, бак мембранный для отопления Wester WRV24, 6 штук TR-T муфт комбинированных разъёмных, 1 группу безопасности VALTEC VT.460.
Администрации муниципального образования «Вельское» в удовлетворении иска к Власовой Е. Н. о возложении обязанности вернуть иное имущество, переданное ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Вельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Власовой Е.Н. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по проведению работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения отказано. Встречные исковые требования администрации муниципального образования «Вельское» к Власовой Е.Н. об истребовании имущества удовлетворены частично. Власова Е.Н. обязананезамедлительно после вступления в законную силу решения суда вернуть администрации муниципального образования «Вельское» твердотопливный котел WARMOS-TT-18K, насос циркулярный (отопл.) UPS 25-40180, бак мембранный для отопления Wester WRV24,6 штук TR-T муфт комбинированных разъемных, 1 группу безопасности VALTEC VT.460. Администрации муниципального образования «Вельское» в удовлетворении иска к Власовой Е.Н. о возложении обязанности вернуть иное имущество, переданное ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
В силу положений ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правовые основы регулирования отношений в сфере газоснабжения установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 19.03.2020) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Данные Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Пунктом 6 Правил установлено, что заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Под исполнителем в настоящих Правилах понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (п.2 названных Правил).
В соответствии с пунктом 59 Правил подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В силу п.60 Правил по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, заинтересованные стороны обязаны урегулировать вопрос о порядке и условиях на подключение к сети газопотребления в рамках договорных отношений.
Истец Власова Е.Н. в обоснование иска указывает на то, что примерно в 11 метрах от жилого <адрес> г.Вельска проходит газопровод низкого давления.
Судом установлено, что <адрес> жилого <адрес> (собственники Власовы), подключена к данному газопроводу низкого давления.
Согласно сообщения ООО «ВельскГазСервис» газопровод низкого давления подведен к жилому дому по адресу: г. Вельск, <адрес>. Газораспределительной организацией на территории «Вельский муниципальный район» является ООО «ВельскГазСервис». Не обладают информацией о собственности на данный газопровод. Строительно-монтажные работы по подведению газопровода до жилого дома по адресу: г. Вельск, <адрес>, выполнено ООО «ВельскГазСервис».
Собственником данного газопровода низкого давления администрация ГП «Вельское» не является, в реестре муниципальной собственности данный газопровод не числится и поэтому прав и обязанностей в соответствии со ст. 209 ГК РФ в отношении данного газопровода не имеет.
Подпунктом «б» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, предусмотрено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В силу пункта 2 Правил №354 степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - это качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 4 раздела 2 предусмотрено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Под коммунальной услугой газоснабжения понимается снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Обеспеченность жилого дома водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, отоплением и газоснабжением свидетельствует о степени благоустроенности жилого дома.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> имеет электроосвещение внутренне, отопление печное, иных видов благоустройства не имеется.
В рассматриваемом случае, истцу на условиях утвержденного мирового соглашения предоставлено по договору социального найма неблагоустроенное жилое помещение, с наличием инженерных систем электроснабжения и печного отопления. Системы газоснабжения не предусмотрены.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
При этом статьей 8.1 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по организации газоснабжения на соответствующих территориях отнесены: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Анализируя приведенные правовые нормы, учитывая при этом правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по подключению конкретного жилого дома или конкретной квартиры к газораспределительной сети исключительно исходя только из потребностей конкретного гражданина (конкретных граждан) вне зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, а также от наличия объективных препятствий для организации осуществления такого подключения, равно как и не предполагается обязанность органов местного самоуправления компенсировать гражданину понесенные им как собственником жилого дома расходы на подключение данного дома к газораспределительной сети.
Судом установлено, что администрация ГП «Вельское» не осуществлена газификацию <адрес> и других улиц г. Вельска.
Дав анализ и оценку установленным по делу обстоятельствам и доказательствам в их совокупности и указанным нормам материального права, суд приходит к выводу, что правовых оснований для возложения на администрацию городского поселения «Вельское» обязанности по проведению работ по подключению <адрес> жилого <адрес> к системе газоснабжения не имеется и поэтому в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Власовой Е. Н. в удовлетворении исковых требований к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по проведению работ по подключению <адрес> жилого <адрес> г. Вельска к системе газоснабжения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий: И.Г. Латфуллин