Дело 2-147/2023
УИД № 51RS0009-01-2022-002291-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 24.01.2023)
г. Кандалакша 24 января 2023 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Ком Е.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора г. Кандалакши Петровой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах Фролова А.Н. к администрации к администрации муниципального образования Кандалакшский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
третье лицо:
Министерство образования и науки Мурманской области,
установил:
Прокурор города Кандалакши в интересах Фролова А.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кандалакшский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Фролов А.Н., <дата> года рождения, ранее относился к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом детства - 2 группа. Его мать, Фролова Г.П., <дата> г.р., отказалась от него в роддоме. Фролов А.Н. с момента рождения постоянно проживал и воспитывался в детских государственных учреждениях, на период нахождения в государственных учреждениях за Фроловым А.Н. жилое помещение не закреплялось. Вместе с тем, документ, вынесенный уполномоченным органом, о присвоении Фролову А.Н. статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, отсутствует, получить такой документ в ином, кроме судебного, порядке не предоставляется возможным. Факт предоставления Фролову А.Н. жилого помещения по договору социального найма не установлен, в муниципальных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Кандалакшский район, Фролов А.Н. не состоял, в собственности Фролов А.И. жилых помещений не имеет. По запросам прокуратуры Кандалакши в Управление образования администрации муниципального образования Кандалакшский район, ГАУ МО «ЦКО», ГОКУЦ ГАМО в г. Кировске, ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для центральной нервной системы с нарушением психики», ГОАУСОН «Кандалакшский ДИПИ», ГОБУ «АЦПД имени В.Р. Булычева» ни материалы личного дела Фролова А.Н., ни постановление о присвоении ему определенного статуса не представлены. Учитывая, что принадлежащее Фролову А.Н. право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано, а за Фроловым А.Н. сохраняется такое право до фактического обеспечения жилым помещением, просит суд обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район предоставить Фролову А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Фролов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивал на заявленных требованиях.
Старший помощник прокурора Петрова Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации МО Кандалакшский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в своем отзыве указал на то, что <дата> Фролов А.Н. обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В архиве одела по охране прав детства Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район на хранении личного дела Фролова А.Н. не имеется, в связи с чем подтвердить или опровергнуть его статус (ранее относящийся к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей), не предоставляется возможным, в списках не состоял, в связи с чем жилым помещением не обеспечивался, просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерство образования и науки Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, сообщили об отсутствии возражений по иску.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В судебном заседании установлено, что Фролов А.Н., <дата> г.р., уроженец <адрес> (запись акта о рождении <номер> от <дата> Бюро записи актов гражданского состояния исполкома Кандалакшского городского Совета депутатов трудящихся Мурманской области РСФСР), относился к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать, Фролова Г.П., <дата> г.р. оформила юридический отказ, запись об отце внесена с её слов).
Мать Фролова А.Н. – Фролова Г.П. умерла в августе 2002 года (запись акта о смерти <номер> от <дата> Отдела ЗАГС администрации г. Кандалакши Мурманской области (л.д. 13).
Из ответа ГОБУЗ «ОСДР» следует, что с <дата> по <дата> Фролов А.Н. находился в ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка». С <дата> по <дата> Фролов А.Н. находился в Специализированном доме ребёнка г. Кандалакши, затем был переведен в дошкольный детский дом № 6 г. Кандалакши (л.д.30-33).
Из архивной справки ГАУ МО «ЦКО» от <дата> следует, что <дата> Фролов А.Н. выбыл в детский дом № 8 г. Апатиты Мурманской области, затем переведен в школу-интернат № 20 г. Апатиты. Фролов А.Н. достиг совершеннолетия <дата> (л.д.28-29).
С <дата> по <дата> Фролов А.Н. находился в Апатитском психоневрологическом интернате (л.д.47).
С <дата> Фролов А.Н. переведен в Кандалакшский дом-интернат для престарелых и инвалидов (л.д.52-54).
С <дата> самостоятельно выбыл из дома-интерната, проживал в съемном жилье по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в карточке прописки (л.д.55-56).
Из логической цепочки событий следует, что Фролов А.Н. с момента рождения постоянно проживал и воспитывался в детских государственных учреждениях, что свидетельствует, что он ранее относился к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ни одним из законных представителей не принимались меры к обеспечению Фролова А.Н. жилым помещением, что привело к нарушению прав истца.
<дата> Фролов А.Н. обратился в ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН» с просьбой оказать ему содействие в оформлении и получении жилого помещения, так как не имеет регистрации, является инвалидом 2 гр., получает пенсию.
<дата> между администрацией муниципального образования Кандалакшский район и Фроловым А.Н. заключен договор найма помещения в общежитии <номер> от <дата>, на основании которого истцу предоставлено койко-место жилой площадью 6 кв. м. в комнате <номер> муниципального общежития по адресу: <адрес>, сроком на 3 месяца. Дополнительным соглашением от <дата> продлен срок действия договора до <дата>.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <дата> Фролов А.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес> с <дата> по <дата>.
По информации Управления образования администрации МО Кандалакшский район следует, что Фролов А.Н. с письменными заявлениями по вопросу реализации его жилищных прав в отдел по охране прав детства Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район не обращался. В архиве отдела на хранении личного дела Фролова А.Н. не имеется, в связи с чем подтвердить или опровергнуть его статус (гражданин, относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигший возраста 23 лет) не предоставляется возможным.
Из ответа ГАУ МО «ЦКО», ГОКУЦ ГАМО в г. Кировске, ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для центральной нервной системы с нарушением психики», ГОАУСОН «Кандалакшский ДИПИ», ГОБУ «АЦПД имени В.Р. Булычева» следует, что материалы личного дела Фролова А.Н., постановление о присвоении ему определенного статуса, сведения о закреплении (сохранении) за ним жилого помещения, признании его нуждающимся предоставлении жилья отсутствуют (л.д.34).
<дата> Фролов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о включении в список детей-сироти и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.67-68).
Из ответа ГОКУ «ЦТИ» следует, что Фролов А.Н. не участвовал в приватизации (не использовал свое право на приватизацию) жилых помещений в г. Мурманске и на территории Мурманской области.
В преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что данный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.Вместе с тем право на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке им до настоящего времени не реализовано. При разрешении спора суд учитывает, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этой же нормы и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Согласно пункту 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, в список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Материалами дела подтверждено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что Фролов А.Н. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, которому гарантировано внеочередное предоставление жилья, а также что на период нахождения его в государственных учреждениях за ним жилое помещение не закреплялось.
За предоставлением жилого помещения Фролов А.Н. обратился после достижения им 23 летнего возраста. При этом, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Фролову А.Н. предоставлено не было в связи с отсутствием в архиве органа опеки и попечительства личного дела Фролова А.Н. В связи с тем, что Фролов А.Н. самостоятельно обратиться в суд не может, так как является инвалидом 2 группы, он обратился к прокурору, который в защиту его интересов вышел с указанными требованиями в суд.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Доказательств того, что Фролов А.Н. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма суду не предоставлено.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что Фролов А.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ему гарантировано внеочередное предоставление жилья, фактически жильем он обеспечен не был, суд считает заявленные требования подлежащим и удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░ 5102006145) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░