Дело (РЈРР”) в„– 69RS0026-01-2021-001743-92
Производство № 2а-745/2021
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 октября 2021 года г. Ржев Тверской области
Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Курденковой Е.С., с участием представителя административного ответчика – Ржевского межрайонного прокурора - Дмитриевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ржева к Ржевскому межрайонному прокурору Тверской области Клименченко В.С. о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора,
установил:
Администрация г. Ржева Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ржевскому межрайонному прокурору Тверской области Клименченко В.С. о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона №ж-2021 от 29.06.2021, приостановлении действия оспариваемого постановления до вступления судебного решения в законную силу.
Требования административного истца мотивированы тем, что 07.07.2021 административный истец получил представление Ржевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± устранении нарушений закона в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021. Согласно обжалуемого представления в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021 межрайонной прокуратурой РІ рамках рассмотрении обращения гражданина РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ отсутствия освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржев выявлены нарушения администрацией Рі. Ржева требований федерального законодательства, Р° именно администрацией Рі. Ржева длительное время меры, направленные РЅР° восстановление освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории указанного РњРљР”, РЅРµ принимаются. Р’ соответствии СЃ обжалуемым представлением Администрация Рі. Ржева должна: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ внесения представления принять конкретные меры Рє устранению допущенных нарушений законодательства, причин Рё условий, РёРј способствующих; рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ привлечении Рє дисциплинарной ответственности РІРёРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ лица Р·Р° нарушение действующего законодательства; настоящее представление рассмотреть СЃ участием работника межрайонной прокуратуры, Рѕ РґРЅРµ Рё времени рассмотрения представления уведомить межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°; Рѕ результатах рассмотрения настоящего представления Рё принятых мерах сообщить межрайонному РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ РІ письменном РІРёРґРµ РІ течение месяца. Административный истец считает, что представление в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021 РЅРµ соответствует закону Рё нарушает права Администрации. Обжалуемое предписание является неисполнимым. Согласно данным государственного кадастрового учета объекты уличного освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова находятся РІ границах земельного участка РњРљР”, соответственно соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества. Согласно данным РёР· реестра лицензий Тверской области, размещенном РЅР° Р“РРЎ Р–РљРҐ, управление РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова РІ Рі. Ржеве осуществляет РћРћРћ «Управляющая компания МД». Р’ качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается РЅР° положения СЃС‚.СЃС‚. 210, 290 ГК Р Р¤, 36, 39, 153, 154, 158 Р–Рљ, Постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ Рё правил изменения размера платы Р·Р° содержание жилого помещения РІ случае оказания услуг Рё выполнения работ РїРѕ управлению, содержанию Рё ремонту общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ ненадлежащего качества Рё (или) СЃ перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный истец представителя в судебное заседание не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Дмитриева Л.С. просил в удовлетворении требований Администрации г. Ржева Тверской области отказать, поскольку представление Ржевского межрайонного прокурора является законным, правовых оснований для признания его незаконным не имеется.
Надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела заинтересованные лица - МКП г. Ржева «Благоустройство и ландшафтный дизайн», ООО «Управляющая компания МД» - представителей в суд не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Ржевской межрайонной прокуратурой РїРѕ поручению Правительства Тверской области проведена проверка обращения жителя многоквартирного РґРѕРјР° в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржева Р¤РРћ РЅР° предмет отсутствия освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржева.
Прокурорской проверкой установлено, что в Администрацию г. Ржева поступают обращения от жильцов многоквартирного дома № 45/75 по ул. Кривощапова г. Ржева об отсутствии освещения придомовой территории многоквартирного дома, что подтверждается материалами прокурорского надзорного производства №ж-2021, 26.05.2021, 14.06.2021.
РџРѕ результатам проверки РІ адрес Администрации Рі. Ржева Тверской области Ржевским межрайонным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј 29.06.2021 было внесено представление РѕР± устранении нарушений закона, которое является предметом оспаривания. Указывая, что организация Рё ремонт уличного (РґРІРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ) освещения относится Рє компетенции органов самоуправления, потребовал, РІ частности, безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры Рє устранению допущенных нарушений законодательства, причин Рё условий, РёРј способствующих.Обращаясь СЃ настоящим административным исковым заявлением, административный истец указал, что РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ освещения земельного участка, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј, являются обязанностью собственников имущества Рё организации, осуществляющей управление многоквартирным РґРѕРјРѕРј. Вместе СЃ тем, указанный вывод административного истца основан РЅР° неправильном толковании РЅРѕСЂРј материального права РІРІРёРґСѓ следующего. Р’ соответствии СЃ частью 1 статьи 36 Р–Рљ Р Р¤ собственникам помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ принадлежит РЅР° праве общей долевой собственности общее имущество РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Согласно части 3 статьи 39 Р–Рљ Р Р¤ правила содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ устанавливаются Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 36 Жилищного кодекса Р Р¤, Рї. 2 Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491, определяется состав общего имущества многоквартирного РґРѕРјР°. Р’ него включаются: Р°) помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, РЅРµ являющиеся частями квартир Рё предназначенные для обслуживания более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения РІ этом многоквартирном РґРѕРјРµ, РІ том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые Рё иные шахты, РєРѕСЂРёРґРѕСЂС‹, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные Р·Р° счет средств собственников помещений встроенные гаражи Рё площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) Рё технические подвалы, РІ которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, РјСѓСЃРѕСЂРѕРїСЂРѕРІРѕРґС‹, РёРЅРѕРµ обслуживающее более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы Рё РґСЂСѓРіРѕРµ инженерное оборудование); Р±) крыши; РІ) ограждающие несущие конструкции многоквартирного РґРѕРјР° (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные Рё иные плиты, несущие колонны Рё иные ограждающие несущие конструкции); Рі) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного РґРѕРјР°, обслуживающие более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения (включая РѕРєРЅР° Рё двери помещений общего пользования, перила, парапеты Рё иные ограждающие ненесущие конструкции); Рґ) механическое, электрическое, санитарно-техническое Рё РёРЅРѕРµ оборудование, РІ том числе конструкции Рё (или) РёРЅРѕРµ оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов РІ помещения многоквартирного РґРѕРјР°, находящееся РІ многоквартирном РґРѕРјРµ Р·Р° пределами или внутри помещений Рё обслуживающее более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения (квартиры); Рµ) земельный участок, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј Рё границы которого определены РЅР° основании данных государственного кадастрового учета, СЃ элементами озеленения Рё благоустройства; Рµ(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов Рё услуг, РІ том числе совокупность измерительных комплексов (РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, устройств СЃР±РѕСЂР° Рё передачи данных, программных продуктов для СЃР±РѕСЂР°, хранения Рё передачи данных учета), РІ случаях, если установлены Р·Р° счет собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, РІ том числе РІ рамках исполнения обязанности РїРѕ установке РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета РІ соответствии СЃ требованиями Федерального закона «Об энергосбережении Рё Рѕ повышении энергетической эффективности Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации»; Р¶) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации Рё благоустройства многоквартирного РґРѕРјР°, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания РѕРґРЅРѕРіРѕ многоквартирного РґРѕРјР°, коллективные автостоянки, гаражи, детские Рё спортивные площадки, расположенные РІ границах земельного участка, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј. Таким образом, состав общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ определен частью 1 статьей 36 Р–Рљ Р Р¤, Р° также пунктом 2 Правил в„– 491 Рё является исчерпывающим.РСЃС…РѕРґСЏ РёР· системного толкования СЃС‚. 36 Жилищного кодекса Р Р¤, пункта 2 Правилах содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ (утв. постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491) фонари уличного освещения, РЅРµ относятся Рє общему имуществу, которые управляющая компания обязана поддерживать РІ надлежащем состоянии. Обязанность собственников помещений РІ многоквартирных домах нести расходы РїРѕ уличному (РґРІРѕСЂРѕРІРѕРјСѓ) освещению Жилищный кодекс Р Р¤, Правила в„– 491 также РЅРµ содержат. Статья 36 Р–Рљ Р Р¤ Рё Правила в„– 491 возлагают РЅР° управляющие организации обязанность организовать освещение только РїСЂРё входах РІ подъезды, Р° также РІ помещениях самих подъездов. Р’ соответствии СЃ абзацем 2 пункта 124 СанПиН 2.1.3684-21 земельные участки многоквартирных жилых РґРѕРјРѕРІ, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, РІ том числе беженцев Рё иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°, почвы, СѓСЂРѕРІРЅСЏРј ионизирующих Рё неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами Рё тротуарами СЃ твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться РІРѕРґРѕР№ РїСЂРё температуре РІРѕР·РґСѓС…Р° выше плюс 10 В°C, подвергаться антигололедным мероприятиям РїСЂРё температуре РЅРёР¶Рµ 0 В°C. Р’ соответствии СЃ пунктом 19 части 1 Рё частью 3 статьи 14 Рё пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 Рі. в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ, сельского поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° отнесена организация благоустройства территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ, сельского поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° (РІ частности, освещения улиц). Таким образом, Федеральный закон РѕС‚ 06 октября 2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ Рє ведению местного самоуправления относит РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, С‚.Рµ. РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, Рє которым, РІ частности, относятся Рё РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ организации уличного освещения РІ границах муниципального образования. Отсутствие уличного РґРІРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ освещения нарушает права граждан РЅР° личную безопасность РІ вечернее Рё ночное время суток. Данное обстоятельство ведет Рє нарушению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов лиц, проживающих РІ многоквартирном РґРѕРјРµ в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржева. РџСЂРё таких обстоятельствах СЃСѓРґ считает, что административным истцом РЅРµ представлено доказательств нарушения его прав представлением Ржевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± устранении нарушений закона в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021. Р’ силу Рї. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или РІ части, если признает РёС… РЅРµ соответствующими нормативным правовым актам Рё нарушающими права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца, Рё возлагает РЅР° административного ответчика устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца или препятствия Рє РёС… осуществлению либо препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов лиц, РІ интересах которых было подано соответствующее административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление. Р’ данном случае совокупность указанных обстоятельств РїРѕ делу отсутствует.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Администрации г. Ржева о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона №ж-2021 от 29.06.2021.
Поскольку требование административного истца о приостановлении действия оспариваемого представления до вступления судебного решения в законную силу предполагало удовлетворение административных исковых требований, в удовлетворении которых судом отказано, то оно также подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации города Ржева Тверской области к Ржевскому межрайонному прокурору Тверской области Клименченко В.С. о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона №ж-2021 от 29.06.2021, приостановлении действия оспариваемого представления до вступления судебного решения в законную силу - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Андреева
Мотивированное решение составлено 11 октября 2021
Дело (РЈРР”) в„– 69RS0026-01-2021-001743-92
Производство № 2а-745/2021
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 октября 2021 года г. Ржев Тверской области
Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Курденковой Е.С., с участием представителя административного ответчика – Ржевского межрайонного прокурора - Дмитриевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ржева к Ржевскому межрайонному прокурору Тверской области Клименченко В.С. о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора,
установил:
Администрация г. Ржева Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ржевскому межрайонному прокурору Тверской области Клименченко В.С. о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона №ж-2021 от 29.06.2021, приостановлении действия оспариваемого постановления до вступления судебного решения в законную силу.
Требования административного истца мотивированы тем, что 07.07.2021 административный истец получил представление Ржевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± устранении нарушений закона в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021. Согласно обжалуемого представления в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021 межрайонной прокуратурой РІ рамках рассмотрении обращения гражданина РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ отсутствия освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржев выявлены нарушения администрацией Рі. Ржева требований федерального законодательства, Р° именно администрацией Рі. Ржева длительное время меры, направленные РЅР° восстановление освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории указанного РњРљР”, РЅРµ принимаются. Р’ соответствии СЃ обжалуемым представлением Администрация Рі. Ржева должна: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ внесения представления принять конкретные меры Рє устранению допущенных нарушений законодательства, причин Рё условий, РёРј способствующих; рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ привлечении Рє дисциплинарной ответственности РІРёРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ лица Р·Р° нарушение действующего законодательства; настоящее представление рассмотреть СЃ участием работника межрайонной прокуратуры, Рѕ РґРЅРµ Рё времени рассмотрения представления уведомить межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°; Рѕ результатах рассмотрения настоящего представления Рё принятых мерах сообщить межрайонному РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ РІ письменном РІРёРґРµ РІ течение месяца. Административный истец считает, что представление в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021 РЅРµ соответствует закону Рё нарушает права Администрации. Обжалуемое предписание является неисполнимым. Согласно данным государственного кадастрового учета объекты уличного освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова находятся РІ границах земельного участка РњРљР”, соответственно соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества. Согласно данным РёР· реестра лицензий Тверской области, размещенном РЅР° Р“РРЎ Р–РљРҐ, управление РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова РІ Рі. Ржеве осуществляет РћРћРћ «Управляющая компания МД». Р’ качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается РЅР° положения СЃС‚.СЃС‚. 210, 290 ГК Р Р¤, 36, 39, 153, 154, 158 Р–Рљ, Постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ Рё правил изменения размера платы Р·Р° содержание жилого помещения РІ случае оказания услуг Рё выполнения работ РїРѕ управлению, содержанию Рё ремонту общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ ненадлежащего качества Рё (или) СЃ перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный истец представителя в судебное заседание не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Дмитриева Л.С. просил в удовлетворении требований Администрации г. Ржева Тверской области отказать, поскольку представление Ржевского межрайонного прокурора является законным, правовых оснований для признания его незаконным не имеется.
Надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела заинтересованные лица - МКП г. Ржева «Благоустройство и ландшафтный дизайн», ООО «Управляющая компания МД» - представителей в суд не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Ржевской межрайонной прокуратурой РїРѕ поручению Правительства Тверской области проведена проверка обращения жителя многоквартирного РґРѕРјР° в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржева Р¤РРћ РЅР° предмет отсутствия освещения РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржева.
Прокурорской проверкой установлено, что в Администрацию г. Ржева поступают обращения от жильцов многоквартирного дома № 45/75 по ул. Кривощапова г. Ржева об отсутствии освещения придомовой территории многоквартирного дома, что подтверждается материалами прокурорского надзорного производства №ж-2021, 26.05.2021, 14.06.2021.
РџРѕ результатам проверки РІ адрес Администрации Рі. Ржева Тверской области Ржевским межрайонным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј 29.06.2021 было внесено представление РѕР± устранении нарушений закона, которое является предметом оспаривания. Указывая, что организация Рё ремонт уличного (РґРІРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ) освещения относится Рє компетенции органов самоуправления, потребовал, РІ частности, безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры Рє устранению допущенных нарушений законодательства, причин Рё условий, РёРј способствующих.Обращаясь СЃ настоящим административным исковым заявлением, административный истец указал, что РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ освещения земельного участка, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј, являются обязанностью собственников имущества Рё организации, осуществляющей управление многоквартирным РґРѕРјРѕРј. Вместе СЃ тем, указанный вывод административного истца основан РЅР° неправильном толковании РЅРѕСЂРј материального права РІРІРёРґСѓ следующего. Р’ соответствии СЃ частью 1 статьи 36 Р–Рљ Р Р¤ собственникам помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ принадлежит РЅР° праве общей долевой собственности общее имущество РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Согласно части 3 статьи 39 Р–Рљ Р Р¤ правила содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ устанавливаются Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 36 Жилищного кодекса Р Р¤, Рї. 2 Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491, определяется состав общего имущества многоквартирного РґРѕРјР°. Р’ него включаются: Р°) помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, РЅРµ являющиеся частями квартир Рё предназначенные для обслуживания более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения РІ этом многоквартирном РґРѕРјРµ, РІ том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые Рё иные шахты, РєРѕСЂРёРґРѕСЂС‹, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные Р·Р° счет средств собственников помещений встроенные гаражи Рё площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) Рё технические подвалы, РІ которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, РјСѓСЃРѕСЂРѕРїСЂРѕРІРѕРґС‹, РёРЅРѕРµ обслуживающее более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы Рё РґСЂСѓРіРѕРµ инженерное оборудование); Р±) крыши; РІ) ограждающие несущие конструкции многоквартирного РґРѕРјР° (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные Рё иные плиты, несущие колонны Рё иные ограждающие несущие конструкции); Рі) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного РґРѕРјР°, обслуживающие более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения (включая РѕРєРЅР° Рё двери помещений общего пользования, перила, парапеты Рё иные ограждающие ненесущие конструкции); Рґ) механическое, электрическое, санитарно-техническое Рё РёРЅРѕРµ оборудование, РІ том числе конструкции Рё (или) РёРЅРѕРµ оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов РІ помещения многоквартирного РґРѕРјР°, находящееся РІ многоквартирном РґРѕРјРµ Р·Р° пределами или внутри помещений Рё обслуживающее более РѕРґРЅРѕРіРѕ жилого Рё (или) нежилого помещения (квартиры); Рµ) земельный участок, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј Рё границы которого определены РЅР° основании данных государственного кадастрового учета, СЃ элементами озеленения Рё благоустройства; Рµ(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов Рё услуг, РІ том числе совокупность измерительных комплексов (РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, устройств СЃР±РѕСЂР° Рё передачи данных, программных продуктов для СЃР±РѕСЂР°, хранения Рё передачи данных учета), РІ случаях, если установлены Р·Р° счет собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, РІ том числе РІ рамках исполнения обязанности РїРѕ установке РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета РІ соответствии СЃ требованиями Федерального закона «Об энергосбережении Рё Рѕ повышении энергетической эффективности Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации»; Р¶) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации Рё благоустройства многоквартирного РґРѕРјР°, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания РѕРґРЅРѕРіРѕ многоквартирного РґРѕРјР°, коллективные автостоянки, гаражи, детские Рё спортивные площадки, расположенные РІ границах земельного участка, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј. Таким образом, состав общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ определен частью 1 статьей 36 Р–Рљ Р Р¤, Р° также пунктом 2 Правил в„– 491 Рё является исчерпывающим.РСЃС…РѕРґСЏ РёР· системного толкования СЃС‚. 36 Жилищного кодекса Р Р¤, пункта 2 Правилах содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ (утв. постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„– 491) фонари уличного освещения, РЅРµ относятся Рє общему имуществу, которые управляющая компания обязана поддерживать РІ надлежащем состоянии. Обязанность собственников помещений РІ многоквартирных домах нести расходы РїРѕ уличному (РґРІРѕСЂРѕРІРѕРјСѓ) освещению Жилищный кодекс Р Р¤, Правила в„– 491 также РЅРµ содержат. Статья 36 Р–Рљ Р Р¤ Рё Правила в„– 491 возлагают РЅР° управляющие организации обязанность организовать освещение только РїСЂРё входах РІ подъезды, Р° также РІ помещениях самих подъездов. Р’ соответствии СЃ абзацем 2 пункта 124 СанПиН 2.1.3684-21 земельные участки многоквартирных жилых РґРѕРјРѕРІ, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, РІ том числе беженцев Рё иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°, почвы, СѓСЂРѕРІРЅСЏРј ионизирующих Рё неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами Рё тротуарами СЃ твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться РІРѕРґРѕР№ РїСЂРё температуре РІРѕР·РґСѓС…Р° выше плюс 10 В°C, подвергаться антигололедным мероприятиям РїСЂРё температуре РЅРёР¶Рµ 0 В°C. Р’ соответствии СЃ пунктом 19 части 1 Рё частью 3 статьи 14 Рё пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 Рі. в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ, сельского поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° отнесена организация благоустройства территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ, сельского поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° (РІ частности, освещения улиц). Таким образом, Федеральный закон РѕС‚ 06 октября 2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ Рє ведению местного самоуправления относит РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, С‚.Рµ. РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, Рє которым, РІ частности, относятся Рё РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ организации уличного освещения РІ границах муниципального образования. Отсутствие уличного РґРІРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ освещения нарушает права граждан РЅР° личную безопасность РІ вечернее Рё ночное время суток. Данное обстоятельство ведет Рє нарушению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов лиц, проживающих РІ многоквартирном РґРѕРјРµ в„– 45/75 РїРѕ СѓР». Кривощапова Рі. Ржева. РџСЂРё таких обстоятельствах СЃСѓРґ считает, что административным истцом РЅРµ представлено доказательств нарушения его прав представлением Ржевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± устранении нарушений закона в„–Р¶-2021 РѕС‚ 29.06.2021. Р’ силу Рї. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или РІ части, если признает РёС… РЅРµ соответствующими нормативным правовым актам Рё нарушающими права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца, Рё возлагает РЅР° административного ответчика устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца или препятствия Рє РёС… осуществлению либо препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов лиц, РІ интересах которых было подано соответствующее административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление. Р’ данном случае совокупность указанных обстоятельств РїРѕ делу отсутствует.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Администрации г. Ржева о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона №ж-2021 от 29.06.2021.
Поскольку требование административного истца о приостановлении действия оспариваемого представления до вступления судебного решения в законную силу предполагало удовлетворение административных исковых требований, в удовлетворении которых судом отказано, то оно также подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации города Ржева Тверской области к Ржевскому межрайонному прокурору Тверской области Клименченко В.С. о признании незаконным представления Ржевского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона №ж-2021 от 29.06.2021, приостановлении действия оспариваемого представления до вступления судебного решения в законную силу - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Андреева
Мотивированное решение составлено 11 октября 2021