Судья Бондарь А.В. Дело № 07р-32/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 13 января 2022 г.
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В. на решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения г.Камышина «Благоустройство»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В. № <...> от 22 апреля 2021 года юридическое лицо - муниципальное бюджетное учреждение г.Камышина «Благоустройство» (далее по тесту МБУ «Благоустройство») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа представитель МБУ «Благоустройство» О.С.С. обращался с жалобой в Камышинский городской суд Волгоградской области, в которой просил отменить вынесенное по делу постановление, в связи с тем, что МБУ «Благоустройство» не является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку сброс неочищенных сточных вод в водный объект — залив «Камышинский» Волгоградского водохранилища при эксплуатации системы ливневой канализации через водовыпуск № <...> происходит из-за отсутствия очистных сооружений ливневой канализации. При этом обязанность по устройству очистных сооружений ливневой канализации должна быть возложена на Администрацию городского округа - город Камышин.
Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В. № <...> от 22 апреля 2021 года было отменено, а производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях МБУ «Благоустройство».
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, государственный инспектор по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям Супрун Г.В. просит отменить решение судьи городского суда, считая его незаконным, поскольку, по его мнению, МБУ «Благоустройство» владея на праве оперативного управления сооружениями ливневой канализации г.Камышина, является фактическим водопользователем, в связи с чем юридическое лицо, является надлежащим субъектом административной ответственности за выявленное правонарушение. Ссылается на правовую позицию изложенную в решении Первомайского районного суда г.Краснодара от 15 июля 2019г. по делу № <...> решении Заводского районного суда г.Кемерово от 29 июля 2020 г. №12-478/2020.
Проверив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника муниципального бюджетного учреждения г.Камышина «Благоустройство» О.С.С., просившего жалобу удовлетворить, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст.75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст.77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу положений части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в целях отведения с территории города Камышина (в том числе с автомобильных дорог, улиц и дворовых территорий города) дождевых и талых вод на территории города используется ливневая канализация.
Как следует из материалов дела, 08 апреля 2021 года при рассмотрении материалов административного расследования Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям установлен факт нарушения МБУ «Благоустройство» правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно МБУ «Благоустройство», эксплуатируя систему ливневой канализации через водовыпуск № <...>, который расположен в точке с географическими координатами <.......> осуществляет сброс неочищенных сточных вод в водный объект - залив «Камышинский» Волгоградского водохранилища. Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований в рамках рассмотрения обращения с выездом на место от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям установлен факт отсутствия каких-либо сооружений, предназначенных для очистки сточных вод в водные объекты при эксплуатации системы ливневой канализации через водовыпуск, который расположен в точке с географическими координатами <.......>
Отсутствие каких-либо сооружений, предназначенных для очистки сточных вод в водные объекты при эксплуатации системы ливневой канализации может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта, в связи с чем Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которому назначено проведение экспертизы сточных вод из коллектора ливневой канализации, сбрасываемых через водовыпуск 900 мм, расположенный в точке с географическими координатами <.......> и природной воды из водного объекта - Волгоградского водохранилища в районе водовыпуска.
По результатам проведенного экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора выдано заключение эксперта № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с нормативами качества, установленными требованиями Приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в месте смешения сточных вод, в Точке отбора № <...> (координаты: 50.09347 сш., 45.38786 вд.) по нефтепродуктам в 2,0 раза. В связи с тем, что не было представлено разрешение на сброс с установленными нормативами допустимого сброса для водовыпуска № <...>, провести сравнительный анализ полученных концентраций загрязняющих веществ в пробах сточных вод не представляется возможным. Установленный факт указывает на ухудшение качества природной воды в водном объекте. Однако в связи с отсутствием сравнительного анализа с нормативами допустимого сброса, подтвердить причину загрязнения вследствие сброса в него сточных вод из коллектора ливневой канализации не представляется возможным.
В силу распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации города Камышин Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ливневые канализации переданы на праве оперативного управления МУ г.Камышина «Благоустройство».
Постановлением государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В. № <...> от 22 апреля 2021 года юридическое лицо - муниципальное бюджетное учреждение г.Камышина «Благоустройство» (далее по тесту МБУ «Благоустройство») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения жалобы представителя МБУ «Благоустройство» О.С.С. на постановление должностного лица административного органа, судьей городского суда было установлено, что согласно п.п.4,5 ч.1 ст.5 Устава городского округа - город Камышин Волгоградской области к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа водоотведения, а также содержание и строительство автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.36 Устава Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа.
Исходя из п. 3,4, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах
городского округа электро-тепло, газо-водоснабжения населения и водоотведения
и мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п. 2, 9, 23, 28 ст.2 Закона № 416-ФЗ под водоотведением понимается
прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной
системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) -
это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений,
предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс
технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных
для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной
системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в
централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые
инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная
система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды представляют собой дождевые, талые, инфильтрационные,
поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы
водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты
осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с
водосборной площади.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника
Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в
действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета
Министров СССР от 31 октября 1973 года № 2410, а также Государственным
стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и
определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета
СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года № 805, установлено рекомендованное
к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых,
промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, водоотведение представляет собой прием, транспортировку и
очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая
канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых
сточных вод.
В целях отведения с территории г. Камышина дождевых и талых вод на
территории города используется ливневая канализация.
Согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом
Администрации городского округа-город Камышин № <...> от ДД.ММ.ГГГГ
«О внесении изменений в реестр объектов муниципальной собственности
городского округа-город Камышин» создан объект - водовыпуск № <...> с кадастровым
номером № <...>, протяженностью 3102 п.м. по адресу: Волгоградская
область, <адрес>, путем объединения следующих объектов:
- ливневая канализация <адрес>
- ливневая канализация <адрес>
- ливневая канализация <адрес>.
При этом, ни один из объектов ливневой канализации <адрес> не имеет в своем составе очистные сооружения для очистки сточных ливневых вод, сбрасываемых в водные объекты.
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> указанные инженерные сооружения ливневой канализации переданы на баланс и в оперативное управление МУ г. Камышина «Благоустройство». Постановлением Комитета ЖКХ и капитального строительства администрации г. Камышина от ДД.ММ.ГГГГ путем изменения типа существующего МУ г. Камышина «Благоустройство» для обеспечения реализаций полномочий городского округа - город Камышин в сфере благоустройства и озеленения создано МБУ г. Камышина «Благоустройство».
Согласно ст.4 Решения Камышинской городской Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа - город Камышин» в перечень работ по благоустройству территории городского округа-город Камышин входит, в том числе, содержание сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев, водоотводящих сооружений.
Статьей 10 Решения Камышинской городской Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа - город Камышин» обязанность по содержанию и поддержанию в исправном техническом состоянии, в том числе, сетей ливневой канализации, смотровых, ливневых и коммуникационных колодцев, водоотводящих сооружений, возложена на их владельцев.
При этом контроль за исполнением его требований осуществляет администрация либо уполномоченный ею орган.
На основании вышеизложенного, судья городского суда пришла к выводу о наличии нарушений требований законодательства при организации водоотведения сточных ливневых вод с территории городского округа - Камышина.
При этом, МБУ «Благоустройство» является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации полномочий администрации городского округа - город Камышин в сфере благоустройства и озеленения, учредителем которого является комитет ЖКХ и КС администрации городского округа город Камышин. Собственником имущества бюджетного учреждения является городской округ город Камышин.
Таким образом, исполнение обязанностей по обеспечению функционирования ливневой канализации, в том числе строительство очистных сооружений не является уставной деятельностью МБУ «Благоустройство».
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частью 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ закреплено, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
При этом, согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Система сетей и сооружений водоотведения, в том числе ливневой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на надлежащую эксплуатацию функционирование системы ливневой канализации согласно требованиям СанПиН на территории городского округа является обязанностью органа местного самоуправления, и в данном случае возлагается на администрацию городского округа - город Камышин Волгоградской области.
На основании вышесказанного, судья городского суда пришла к выводу о том, что осуществление сброса неочищенных сточных вод через водовыпуск № <...> в водный объект - залив «Камышинский» Волгоградского водохранилища производится в связи с отсутствием очистных сооружений ливневой канализации.
Однако доказательств, подтверждающих возложение обязанности по строительству, ремонту и реконструкции объектов ливневой канализации на территории городского округа - город Камышин на МБУ <адрес> «Благоустройство», материалы административного дела не содержат.
Таким образом, судья городского суда правомерно пришла к выводу об отсутствии в действиях МБУ г.Камышина «Благоустройство» состава административного правонарушения, поскольку субъектом данного административного правонарушения является орган местного самоуправления, то есть администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области.
Оснований не согласится с выводами судьи городского суда у судьи вышестоящей инстанции не имеется.
Довод поданной в областной суд жалобы государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области С.Г.В. о том, что МБУ г.Камышина «Благоустройство», владея на праве оперативного управления сооружениями ливневой канализации г.Камышина, является фактическим водопользователем, в связи с чем юридическое лицо, является надлежащим субъектом административной ответственности за выявленное правонарушение, является ошибочным. Администрацией городского округа - город Камышин Волгоградской области не возлагалось обязанностей на МБУ <адрес> «Благоустройство» по строительству, ремонту и реконструкции объектов ливневой канализации на территории городского округа - город Камышин, следовательно исполнение данной обязанности относится к органу местного самоуправления.
Что касается ссылок государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области С.Г.В. в жалобе на позицию судей, отраженную в решении Первомайского районного суда г.Краснодара от ДД.ММ.ГГГГг. по делу № <...> и решении Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>г., то они не могут быть приняты во внимание в рамках рассмотрения данного административного дела, поскольку они содержат обоснование сделанных судами выводов применительно к обстоятельствам конкретного дела.
Кроме того, действующие нормы КоАП РФ не содержат каких либо положений о преюдиции вынесенных в рамках рассмотрения иных дел об административных правонарушений судебных актов.
Значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения жалоба государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области С.Г.В., не содержит.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи городского суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения г.Камышина «Благоустройство» оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда подпись А.Ю. Коробицын