Решение по делу № 2а-3070/2021 от 06.05.2021

Изготовлено 9 августа 2021 года Дело № 2а – 3070/2021

УИД: 76RS0016-01-2021-002586-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Зарубиной В.В.,

при секретаре Белых А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ермакова Александра Сергеевича к Призывной комиссии Дзержинского и Ленинского районов города Ярославля, Военному комиссариату Дзержинского и Ленинского районов города Ярославля о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Ермаков А.С. обратился с административным иском к административным ответчикам о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, отмене решения призывной комиссии Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля № 6 от 02.07.2020 о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении на призывную комиссию, сотрудников военного комиссариата Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля обязанности зачислить Ермакова А.С. в запас и выдать ему военный билет. В обоснование иска указано, что Ермаков состоит на воинском учете в военном комиссариате по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля. Ему исполнилось 27 лет. Оспариваемым решением он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С данным решением административный истец не согласен, считает, что в течение всего периода ему предоставлялась отсрочка от службы в армии на законных основаниях, свое место работы и место жительства не скрывал. Оснований для выдачи справки взамен военного билета у призывной комиссии не имелось.

В судебном заседании Ермаков А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что повестку в военкомат он получал в 2019 году на весенний призыв, явился, прошел медкомиссию, получил отсрочку. На осенний призыв он тоже явился, но решение о его призыве не выносилось, категорию ему не присваивали, повестку о явке на призывной пункт он не получал. 1 или 2 апреля 2020 года пришел в военкомат, сообщил, что ему исполнилось 27 лет, прошел медкомиссию и собеседование с служащим военкомата, о том, что вместо военного билета он получит справку, Ермакову А.С. не сказали. В феврале 2021 года ему предложили обратиться за военным билетом, но когда он пришел, ему выдали справку. Он выполнял все указания военкомата, проходил медицинские обследования, куда его направляли.

Представители административных ответчиков, заинтересованные лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке в порядке ст. 150 КАС РФ.

Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения).

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а также за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по контролю за своевременным прохождением призывником медицинского освидетельствования, вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Как указал Ермаков А.С. в административном исковом заявлении, подтвердил в судебном заседании, в 2011 году он закончил среднюю общеобразовательную школу , с 2011 года по 2013 год обучался в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского по специальности «Лингвистика» на факультете иностранных языков, профиль: «перевод и переводоведение». С 2013 по 2016 год он обучался в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на естественно-географическом факультете по специальности «туризм и социально-культурный сервис». Приказом от августа 2016 года Ермаков был зачислен на очное обучение в Ярославский государственный педагогический университет им К.Д.Ушинского на факультет социального управления по специальности «психология и социальная педагогика». В 2017 году ему был предоставлен академический отпуск до сентября 2018 года. По окончании этого срока он к учебе не приступил.

В отношении Ермакова А.С. были проведены мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет.

В 2019 году административный истец получил повестку в военный комиссариат в зимнем призыве, где ему была предоставлена отсрочка в связи с заключением о годности к военной службе по категории «Г» - временно не годен к военной службе.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Доказательств направления Ермакова А.С. на обследование материалы дела не содержат.

Согласно выписки из книги протоколов призывной комиссии Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля (протокол № 6 от 02.07.2020, комиссией в отношении Ермакова А.С. принято решение: зачислить в запас. П. 1.1 ст. 28 ФЗ № 53 от 28.03.1998 и ст. 34 ПП РФ от 20.05.2014 № 465. Не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение принято единогласно.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Доказательств законности принятого 02.07.2020 решения административные ответчики не представили. Несмотря на неоднократные запросы, личное дело призывника Ермакова А.С. в суд не поступило, что препятствует суду установить, направлялись ли административному истцу повестки о явке в военкомат, направлялся ли он на медицинское обследование, соответствуют ли действительности доводы Ермакова А.С. о предоставлении ему отсрочки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административные ответчики доводы Ермакова А.С. не опровергли, в связи с чем требование о признании решения от 02.07.2020 незаконным подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок для обращения в суд административным истцом не пропущен. Как он указал в административном иске, об оспариваемом решении узнал 2 февраля 2021 года, в суд Ермаков А.С. обратился 2 мая 2021 года с соблюдением установленного законом трехмесячного срока. Доказательств того, что Ермаков А.С. знал или должен был узнать ранее о принятом 02.07.2020 решении, в материалах дела не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

признать незаконным решение призывной комиссии Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля от 02.07.2020 о признании Ермакова Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать призывную комиссию Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о зачислении Ермакова Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в запас и выдаче военного билета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Судья В.В.Зарубина

2а-3070/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ермаков Александр Сергеевич
Ответчики
Призывная комиссия Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля
Военный комиссариат Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославль
Судья
Зарубина В.В.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.jrs.sudrf.ru
06.05.2021Регистрация административного искового заявления
06.05.2021Передача материалов судье
11.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее