дело № 2-1521/2024
23RS0031-01-2023-012560-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мохового М.Б.,
при секретаре Тонаканян Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 с административным иском о признании незаконным бездействия ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» в предоставлении социальных выплат на приобретение жилых помещений; обязании предоставить социальную выплату на основании выданного 14.06.2023г. государственного жилищного сертификата. Также, истица обратилась к ответчику с иском признании решения о возврате заявления социальной выплаты и документов от 16.11.2023г.; обязании перечислить социальную выплату на основании выданного 14.06.2023г. государственного жилищного сертификата.
В ходе судебного разбирательства определением от 29.01.2024г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского производства.
Определением Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.06.2024г. гражданские дела по иску ФИО1 к ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» объединены.
Требования мотивированы тем, что истица является вынужденным переселенцем из <адрес>. 14.06.2023г. она получила государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения №. Настоящим сертификатом удостоверяется, что она имеет право на получение за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории».
Также в сертификате указаны члены ее ФИО7: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В июне 2023 года истица вместе со своими детьми, переехала в <адрес> Краснодарского края, где получила временную регистрацию для поиска и покупки собственного жилья. Проживает по указанному адресу по настоящее время вместе с четырьмя детьми.
ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор купли - продажи земельного участка с жилым домом с рассрочкой платежа. Согласно условиям договора продавцы обязались передать в общую долевую собственность покупателей, то есть истицы и ее несовершеннолетних детей, земельный участок площадью 1243 кв. м. с кадастровым номером №:39 и жилой дом с кадастровым номером №:65 общей площадью 67,8 кв. м., расположенные по адресу: Краснодарский край, <адрес> Б.
Согласно условиям договора часть суммы договора за жилой дом в размере 7 986 330 рублей, будет оплачена истицей в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставляемой в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения №, выданного Министерством труда и социальной политики <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, путем перечисления в установленные законом порядке и сроки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала в учреждение заявление о перечислении социальной выплаты и документы, в том числе копию паспорта гражданина Российской Федерации, согласно которому ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: Респ. Донецкая Народная, <адрес>, мкр. Журавлевка, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 5 Правил в случае отсутствия у граждан выданных компетентным органом Украины, либо <адрес>, либо Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ документов, содержащих сведения об их проживании в <адрес> или части <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченный орган субъекта российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган <адрес> с целью подтверждения проживания гражданина, членов его ФИО7 на территории <адрес> или части <адрес>.
Учреждением был направлен запрос с целью подтверждения проживания ФИО1 и членов ее ФИО7 на территории <адрес> или части <адрес> в межведомственную комиссию при <адрес> по вопросам взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ответу межведомственной комиссии (от ДД.ММ.ГГГГ за №) ФИО1 на данный момент одобрен государственный жилищный сертификат в связи с чем, подтверждение факта постоянного проживания не относится к компетенции межведомственной комиссии.
Предоставленные ФИО1 документы не являются достаточными для подтверждения факта проживания на территории <адрес> и части <адрес>.
На основании вышеизложенного учреждением принято решение о возврате заявления о перечислении социальной выплаты и документов.
Истица считает данное решение незаконным, поскольку фактическое проживание было подтверждено органом, выдавшим сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ министерством труда и социальной политики, а также подтверждается следующими документами: Справка Военно - гражданской администрации голопристанского муниципального округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ которая свидетельствует о том что, ФИО1 проживала по адресу <адрес>, п/у Крупской, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (момент эвакуации); Свидетельство о рождении ФИО2, которое свидетельствует о том, что она родилась в <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая актовая запись №; Свидетельство о рождении ФИО4 которое свидетельствует о том, что она родилась в <адрес> село старая Зубаревка о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая актовая запись №; Свидетельство о рождении ФИО3 которое свидетельствует о том, что он ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес>; Форма АДИ-РЕГ ФИО3, которое свидетельствует о том, что он родился в <адрес>, дата регистрации формы ДД.ММ.ГГГГ; Форма АДИ-РЕГ ФИО4, которое свидетельствует о том. что она родилась в Старая Зубаревка, <адрес>, дата регистрации формы 03.07.2023г.; Форма АДИ-РЕГ ФИО2, которое свидетельствует о том, что она родилась в Старая Зубаревка, <адрес>, дата регистрации формы 03.07.2023г; Свидетельство о регистрации по месту пребывания ФИО4, которое свидетельствует о том, что она ДД.ММ.ГГГГ родилась в <адрес>; Свидетельство о регистрации по месту пребывания ФИО2, которое свидетельствует о том, что она ДД.ММ.ГГГГ родилась в <адрес>; Справка от ДД.ММ.ГГГГ.№ о взятии на учет лица, перемещенного с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, которая свидетельствует о том, что ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО2 были перемещены ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; Копия Декларации и трудового договора которые свидетельствуют о то, что ФИО1 заключила трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ с указанным местом проживания: <адрес>. Голая пристань, пер. Крупской 6; Копии удостоверений детей льготников, которые свидетельствуют о том, что они находились в <адрес>, с датами выдачи 27.09.2016г., ДД.ММ.ГГГГ, 13.11.2020г., ДД.ММ.ГГГГ; Копия медицинских документов КНП «Голопристанская РЛ», где указанно место проживания ФИО1, <адрес>, пер. Левадний №; справка из колледжа №-д от ДД.ММ.ГГГГ выданная ФИО5 ФИО6 Заведением «Херсонский Профессиональный спортивный колледж» который находиться в <адрес>. 2а.
Таким образом, истица считает, что она и ее ФИО7 соответствуют критериям указанным в п. 6 Постановления Губернатора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, (в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №) Предоставление сертификатов осуществляется гражданам, отвечающим следующим критериям: подпункт 3 граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не были зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Краснодара от 16.05.2024г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Управление по вопросам ФИО7 и детства администрации МО г. Краснодар.
Истица и ее представитель в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, причин неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, уважительных причин неявки суду не сообщил, ранее представил возражения на иск, в которых просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица - министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-ФИО6 хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, причин неявки суду не сообщил, ранее представил возражения на иск, в которых просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - Управления по вопросам ФИО7 и детства администрации МО г. Краснодар в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, причин неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Учитывая, что в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчика, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания, если причину их неявки суд признает неуважительной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и <адрес> покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" (здесь и далее в редакции на момент подачи истцом заявления на предоставление государственного жилищного сертификата) установлена мера финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после 24.02.2022г. покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;
в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В целях реализации указанного мероприятия постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства" и создании межведомственной комиссии по реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории".
В соответствии с пунктом 1 Правил, установлены цели, условия и порядок предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Согласно п. 1 Порядка (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) установлен порядок и условия предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства.
В соответствии с п. 3 Порядка уполномоченным органом на предоставление сертификата является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-ФИО6 хозяйства Краснодарского края. Предоставление сертификата осуществляется уполномоченным органом с участием ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка».
Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы публично-правовой компании «Фонд развития территорий», в которой происходит фиксация всех заявлений, поданных гражданином в рамках реализации Постановления Правительства РФ № и принятых по ним решений уполномоченных органов, 10.03.2023г. ФИО1 было подано заявление в министерство труда и социальной защиты <адрес> о предоставлении государственного жилищного сертификата.
К заявлению приложена копия паспорта гражданина Российской Федерации на имя ФИО1 (серия 39 22 №, выданного МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), в которой на странице 5 паспорта адрес регистрации по месту жительства указан: Донецкая Народная Республика, <адрес>, мкр. Журавлевка, <адрес> 24.09.2013г.
Кроме того была предоставлена копия справки от ДД.ММ.ГГГГ № о взятии на учет лица, перемещенного с временно эвакуированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, а также была предоставлена копия справки Военно-гражданской администрации Голопристанского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № свидетельствующая о фактическом проживании ФИО1 по адресу: <адрес>, п/у Крупской, <адрес>, которая была выдана на основании свидетельских показаний.
14.06.2023г. министерством труда и социальной защиты <адрес> было принято решение о предоставлении ФИО1 и членам ее ФИО7 государственного жилищного сертификата № от 14.06.2023г.
21.08.2023г. ФИО1 подала в учреждение заявление о перечислении социальной выплаты и документы, в том числе, представила копию паспорта гражданина Российской Федерации, согласно которому ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: Донецкая Народная Республика, <адрес>, мкр. Журавлевка, <адрес> 24.09.2013г.
В соответствии с п. 5 Правил в случае отсутствия у граждан, выданных компетентным органом Украины, либо <адрес>, либо Российской Федерации до 13.10.2022г. документов, содержащих сведения об их проживании в <адрес> или части <адрес> до 13.10.2022г. уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган <адрес> с целью подтверждения проживания гражданина, членов его ФИО7 на территории <адрес> или части <адрес>.
Принятие решений о подтверждении факта постоянного проживания гражданина, членов его ФИО7 на территории <адрес> или части <адрес> может осуществляться коллегиальным органом, образованным <адрес> (временно исполняющим обязанности <адрес>).
Согласно постановлению Совета министров - Правительства Военно гражданской администрации <адрес> от 10.11.2022г. №-пп, таким коллегиальным органом является Межведомственная комиссия при <адрес> по вопросам взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам Российской Федерации, покинувшим <адрес> и <адрес>.
Согласно сведениям, содержащимся в АИС «Реформа ЖКХ», органом, выдавшим государственный жилищный сертификат, запрос в межведомственную комиссию с целью подтверждения факта проживания ФИО1 и членов ее ФИО7 на территории <адрес> или части <адрес> не направлялся.
В связи с указанным обстоятельством министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-ФИО6 хозяйства Краснодарского края был самостоятельно направлен запрос в межведомственную комиссию с целью подтверждения проживания ФИО1 и членов ее ФИО7 на территории <адрес> или части <адрес>, в целях подтверждения права ФИО1 на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Согласно ответу межведомственной комиссии (от ДД.ММ.ГГГГ №) учитывая, что ФИО1 на момент обращения в данную комиссию был одобрен Государственный жилищный сертификат, подтверждение факта постоянного (проживания не относится к компетенции межведомственной комиссии.
Подпунктом «м» пункта 4 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации может принять решение об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину единовременных выплат па обзаведение имуществом и (или) социальных выплат до их перечисления, в том числе в случае выявления несоответствия критериям, указанным в пункте 2 Правил, или требованиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 4 Правил, а также в случае выявления указанного несоответствия уполномоченным органом иного субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что предоставленные ФИО1 документы не являются достаточными для подтверждения факта проживания на территории <адрес> и части <адрес>, в соответствии с нормами Правил и Порядка, 16.11.2023г. учреждением было принято законное и обоснованное решение о возврате заявления о перечислении социальной выплаты и документов.
Как указано в подп. «а» п.2 Правил (подп. 1 п. 6 Порядка), граждане должны были покинуть место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
В соответствии с ч. 1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствие со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В Перечне, утвержденном в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, населенный пункт, указанный в паспорте гражданина РФ на имя истца в штампе о регистрации по месту жительства - <адрес>, ДНР, отсутствует.
Также, в соответствии с подп. «в» п.2 Правил (подп. 3 п. 6) - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцы должны были быть зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, указанной в подпункте 1 настоящего пункта и не быть зарегистрированными по месту жительства на иной территории - истец на указанную юридически значимую дату зарегистрирован был в Донецкой Народной Республике, <адрес>, мкр. Журавлевка, <адрес>.
В связи с несоответствием истца критериям, установленным п. 6 Порядка и соответственно п. 2 Правил, право на получение государственного жилищного сертификата в рамках вышеуказанных нормативным правовых актов у ФИО1 отсутствует, соответственно учреждением было вынесено обоснованное решение о возврате заявления отказе в перечислении социальной выплаты 16.11.2023г.
Кроме того, истцом было подано заявление о перечислении социальной выплаты 29.03.2024г. и 16.05.2024г. учреждением было вынесено решение об отказе в перечислении социальной выплаты ФИО1 в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ министерством труда и социальной защиты <адрес> решения об отмене решения о предоставлении государственного жилищного сертификата ФИО1 и членам ее ФИО7, соответственно с 11.12.2023г. у ФИО1 и членов ее ФИО7 отсутствует государственный сертификат, удостоверяющий право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с чем, предоставление социальной выплаты в соответствии с Правилами и Порядком не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд также принимает во внимание, что решение от ДД.ММ.ГГГГ министерства труда и социальной защиты <адрес>, истцом не оспорено, соответственно ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» принимая оспариваемое решение, правильно применил нормы законодательства, регулирующего данные правоотношения, и обоснованно отказал в предоставлении государственного жилищного сертификата.
Учитывая установленные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании решения незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: