Решение по делу № 33а-6468/2019 от 08.11.2019

Судья Андреева С.А. Дело № 2а-567/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 декабря 2019 года № 33а-6468/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Ширяевской Е.С., Сотникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 июля 2019 года, которым административное исковое заявление Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа» удовлетворено.

Признано незаконным и отменено предписание об устранении нарушений требований в области гражданской обороны №21 от 25 апреля 2019 года старшего инспектора ФИО2 и старшего дознавателя ФИО12 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области, выданное Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Борисовская средняя общеобразовательная школа».

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Главного управления МЧС России по Вологодской области Митягиной Э.Н., судебная коллегия

установила:

25 апреля 2019 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – ОНД и ПР по Бабаевскому и Чагодощенскому районам ГУ МЧС России по Вологодской области) Сушковой Е.С. и старшим дознавателем ОНД и ПР по Бабаевскому и Чагодощенскому районам ГУ МЧС России по Вологодской области Морозовой А.А. в адрес Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа») вынесено предписание № 21 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО). Установлен срок устранения нарушений – 06 апреля 2020 года (л.д. 10-14).

Со ссылкой на неправомерность указанного предписания МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и отмене.

В обоснование требований указало, что защитное сооружение на балансе МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» не значится, по договору о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, не передавалось. К полномочиям МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» задачи в области гражданской обороны не отнесены. На территории Вологодской области и Бабаевского муниципального района все ЗС ГО, стоящие на учете в ГУ МЧС России по Вологодской области, находятся в федеральнойсобственности, поэтому их содержание и обслуживание за счет средств бюджета района или организаций не подлежит.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Вологодской области ставит вопрос об отмене вынесенного судебного решения, указывая, что ЗС ГО, расположенное на территории БДОУ МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» стоит на учете в ГУ МЧС России по Вологодской области, в связи с чем, обязательные требования в области гражданской обороны подлежат применению вполной мере и оснований для отмены предписания не имеется.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Вологодской области Митягина Э.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности).

В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее также Административный регламент), пунктом 2 которого предусмотрено, что исполнение государственной функции осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - территориальные органы).

В силу положений статьи 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

По смыслу приведенных правовых норм, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, к объектам гражданской обороны относится противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны статус защитного сооружения гражданской обороны (далее также – ЗС ГО) как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (приложение № 6).

Как следует из пункта 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

В силу пункта 2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Из приведенных нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым.

Как установлено материалами дела, по адресу: Вологодская <адрес>, находится здание МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа», которому 25 апреля 2019 года ГУ МЧС России по Вологодской области выдано предписание № 21 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в подвальном помещении здания школы.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, паспорт защитного сооружения гражданской обороны, который в соответствии с названными выше Правилами влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым на момент проведения проверки не оформлялся, его подлинник в судебное заседание суда первой и апелляционной инстанции не представлен.

Таким образом, ГУ МЧС России по Вологодской области не представлено доказательств наличия паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что статус противорадиационного укрытия, в отношении которого выдано предписание, как объекта защитного сооружения гражданской обороны в установленном законом порядке не определен.

Правильным также является указание в решении суда на то, что документов, подтверждающих передачу указанного противорадиационного укрытия и возложений обязанностей по его содержанию на МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа не представлено.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народно-хозяйственных целях.

Из приведенной нормы следует, что противорадиационное убежище, учтенное в Главном управлении МЧС России по Вологодской области как защитное сооружение гражданской обороны, должно было быть передано МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» по договору по решению органов государственной власти, в ведении которых оно находится.

Как следует из материалов дела таких доказательств в суд органом исполнительной власти, предписание которого обжаловалось, не представлено.

Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области по состоянию на 17 июня 2019 года, представленного Главным управлением МЧС России по Вологодской области, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>,является муниципальной собственностью (л.д. 57).

Доказательства того, что защитное сооружение гражданской обороны передано по договору МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» в материалах дела отсутствуют.

Согласно сведениям комитета по управлению имуществом администрации Бабаеского муниципального района, в реестре муниципальной собственности Бабаевского муниципального района противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>,не значится.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что статус противорадиационного убежища, в отношении которого выдано предписание, как объекта защитного сооружения гражданской обороны в установленном законом порядке не определен, доказательств наличия на балансе МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» защитного сооружения гражданской обороны не представлено.

Оценивая доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанностей по поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности на МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа», судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии со статьей 2 данного закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно статье 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена также и к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 2 Порядка противорадиационные укрытия и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 9 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях, определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Учитывая данные обстоятельства возложение обязанностей на МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» по поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности не отвечает требованиям вышеизложенного законодательства и также целям и задачам, установленным для образовательных учреждений Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Таким образом, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-6468/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа"
Ответчики
Управление надзорной деятельности и профилактической работы
Старший инспектор отдела надзорной деятельности и ПР. работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам УНД и ПР. ГУ МЧС России по Вологодской области капитан внутренней службы Сушкова Екатерина Сергеевна
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам ГУ МЧС России по Вологодской области
Старший дознаватель отдела надзорной деятельности и ПР. работы по Бабаевскому и Чагодощенскому районам УНД и ПР. ГУ МЧС России по Вологодской области капитан внутренней службы Морозова Анастасия Андреевна
Главное управление МЧС России по Вологодской области
Другие
Комитет по управлению имуществом Администрации Бабаевского муниципального района
ТУ Росимущества в Вологодской области
Администрация Бабаевского муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
11.11.2019[Адм.] Передача дела судье
04.12.2019[Адм.] Судебное заседание
27.01.2020Передача дела судье
27.01.2020Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Передано в экспедицию
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
25.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее