Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«08» ноября 2022 года г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.,
при секретаре судебного заседания Шелковской А.А.,
с участием представителя истца Аветисяна А.М. Степановой А.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аветисяна А. М. к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о признании решения незаконным, обязании выплатить пенсию,
у с т а н о в и л:
Аветисян А.М. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о признании решения по прекращению выплате пенсии незаконным и обязании выплатить пенсию, указывая на то, что с10.06.1991 проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, является военным пенсионером, проходил службу в высокогорном районег. Ленинакан АрмянскойСССР. Приказом командира войсковой части п/п04436 от 24.05.2009 исключен из списка личного состава войсковой части. Выслуга лет на военной службе составляет более 28 лет, из которых 20 лет в календарном исчислении. С 01.07.2012 военным комиссариатомРостовской областиАветисяну А.М. назначена пенсия, которая выплачивалась истцу по месту жительства вг. Ростове-на-Дону. С01.06.2018пенсионные выплаты истцу приостановлены военным комиссариатом РО.Аветисяном А.М. подано заявление о восстановлении пенсионных выплат. Однако ответом№ от 21.09.2020 военного комиссариатаРостовской областив возобновлении пенсионных выплат ему отказано. Решением военного комиссариатаРостовской области Аветисяну А.М.отказано в возобновлении выплаты пенсии в связи с тем, что он состоит в трудовых отношениях по трудовому договору на должности гражданского персонала в войсковой части полевой почты 04436 МО, дислоцирующейся на территории Республики Армения вг.Гюмри, проживает по месту работы, соответственно получать пенсию должен за счет бюджета <...>.
Отказ в выплате пенсии истец считает незаконным, поскольку является гражданином РФ, состоит на регистрационном учете по адресу: <...>, 4, проходил службу в Вооруженных силах РФ и является военным пенсионером. С 15.02.2012 состоит в должности музыканта военного оркестра в войсковой части – полевая почта 04436 <...> на основании трудового договора № от 15.02.2012, заключенного между Аветисяном А.М. и войсковой частью 04436. Заработную плату получает в российских рублях, как гражданин РФ подлежит обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании. Проживание в республике Армения носит временный характер и обусловлено работой на территории российской военной базы в республике Армения, регулярно бывает по месту постоянного жительства в г. Ростове-на-Дону.
Не согласившись с решением военного комиссариата, истец обратился с настоящим иском и просил суд признать решение военного комиссариатаРостовской областио приостановлении выплаты пенсии на территории РФ незаконным, обязать военный комиссариат Ростовской областивыплатить истцу пенсию за период с 01.06.2018 по дату вынесения решения и выплачивать в дальнейшем ежемесячно. Впоследствии истец уточнил заявленные требования и просил суд обязать Военный комиссариатРостовской областивозобновить выплату пенсии за выслугу летАветисяну А. М. на территории Российской Федерациис 01 июля 2022 года с выплатой образовавшейся задолженности за период с 01 июля 2022 года по день возобновления выплаты пенсии, указав, что выплата истцу на основании решения производилась вплоть до 01 июля 2022 года. После отмены судебных актов ВС РФ ответчик приостановил выплату пенсии с 01 июля 2022 года.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании просила суд признать решение о прекращении выплаты пенсии незаконным и возобновить выплату пенсии с даты прекращения.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске истцу отказать. В обоснование позиции представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1). Государственные пенсии устанавливаются законом (ч.2).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Исходя из пункта «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Аветисян А.М.проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с10.06.1991 по15.04.2009.
Согласно выписке из приказа от24.05.2009истец исключен из списка личного состава войсковой части.
23.04.2010 отделом Управления Федеральной миграционной службы РФ по Краснодарскому краю в Славянском районе Аветисяну А.М. выдан паспорт гражданина РФ.
С01.07.2012истцу назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ через военный комиссариатРостовской области.
На основании трудового договора№14-2012 от15.02.2012, заключенного между войсковой части№04436 в лице командира войсковой части - полевая почта 04436, иАветисяном А.М., последний работает в должности музыканта военного оркестра в в\ч 04436, дислоцирующейся в <...>. Указанное подтверждается копией трудового договора, справками с места работы, копией трудовой книжки.
Письмом Военного комиссариата Ростовской областиАветисяну А.М. сообщено о прекращении выплаты пенсии в связи с тем, что назначение и выплата пенсии производится по месту жительства пенсионера, а истец согласно имеющимся у ответчика сведениям работает и проживает по месту работы на территории Республики Армения в г. Гюмри.
Истец обращался к ответчику с требованием о возобновлении выплаты пенсии, однако заявления оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным в городе Москве 13 марта 1992 года (статья 2 Соглашения).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений вышеназванных соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, место выплаты пенсии определяется местом его жительства или пребывания в пределах Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения, дальнейшей выплаты или прекращения на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру является установление его постоянного или преимущественного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства, установление факта выезда на постоянное место жительства в государство-участник Соглашений, а также возможность получения им данного вида пенсии по новому постоянному месту жительства.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П и от 2 июня 2011 года № 11-П; определения от 5 октября 2000 года № 199-О, от 4 марта 2004 года № 146-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 27 мая 2010 года № 741-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1597-О-О, от 5 июня 2012 года № 1059-О, от 17 июня 2013 года № 996-О).
Согласно дубликату свидетельства о регистрации по месту пребывания №, Аветисян А.М. с 20.06.2017 по 20.06.2022 зарегистрирован по месту пребывания: <...>. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № Аветисян А.М. зарегистрирован по месту пребывания: <...> с 16.05.2022 по 16.05.2027.
Аветисян А.М. жилой площади в г. Гюмри республики Армения не имеет, в период исполнения трудовых обязанностей проживает по месту работы в военном городке. Пенсию в период с 01.06.2018 на территории республики Армения не получал и по месту пребывания или жительства на территории Республики Армения не зарегистрирован. Согласно справке войсковой части полевая почта 187 от 11 июля 2022 года истец на территории военного города Гюмри проживает без регистрации.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО показал, что является собственником жилого дома по <...>. В принадлежащем ему домовладении зарегистрирован по месту жительства его родственник по линии отца Аветисян А.М., который занимает домовладение вместе с родителями свидетеля, которые также проживают в указанном домовладении. Он периодически приезжает и проживает в домовладении, в последний раз - в период пандемии. Здесь же находятся его вещи.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительствапризнаетсяместо, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор месте пребывания и жительства в пределах РФ» в соответствии сКонституциейРоссийской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Аветисяном А.М. в качестве места жительства избрано домовладение по <...>. При этом, сведений о том, что он имеет право пользования каким-либо иным жилым помещением, в том числе в республике Армения, отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона Республики Армения от 30.12.2010 г. № ЗР-243 «О государственных пенсиях» пенсия лицу, имеющему право на пенсию, назначается только в случае, если в Государственном регистре населения Республики Армения имеются данные об адресе регистрации лица, имеющего право на пенсию в Республике Армения. Основанием для отказа в назначении пенсии является: лицо, имеющее право на пенсию, согласно имеющимся в Государственном регистре населения Республики Армения данным, не зарегистрировано в Республике Армения по месту жительства. (п.7)
Как указано выше, истец имеет только одно жилое помещение, которое может являться его местом жительства, и находится оно на территории Российской Федерации. Такого помещения на территории республики Армения он не имеет, доказательств этому не представлено. Из чего следует, что нахождение истца по месту работы, даже продолжительное время, с учетом того, что он периодически проживает по месту регистрации на территории РФ, не может рассматриваться как переезд на новое место жительства в республику Армения.
Доводы ответчика о том, что истец имеет возможность получать аналогичную пенсию в республике Армения, опровергаются положениями законодательства республики Армения в области пенсионного обеспечения. В отсутствии регистрации по месту жительства в республике Армения, истец такой возможности лишен. Доказательства тому, что он имеет иное жилое помещение на территории республика Армения или такое помещение будет предоставлено ему для регистрации, отсутствуют.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт переезда истца на постоянное место жительства на территорию Республики Армения, ответчиком суду не представлено.
При установленных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Военного комиссариатаРостовской областиприостановлению выплаты пенсии истцу с01 июля 2022 года является незаконным.
Согласно части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Установив указанные выше обстоятельства, с учетом положений закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 суд приходит к выводу о законности заявленных истцом требований о выплате образовавшейся с 01 июля 2022 года задолженности по пенсии за период с 01 июля 2022 года по день возобновления выплаты пенсии.
В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснил в своем Постановлении "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" N 1 от 21.01.2016 Пленум Верховного Суда Российской Федерации лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием (п. 10 указанного постановления). Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя с учетом характера заявленного спора, объема и сложности работы, продолжительности времени, необходимого для ее выполнения, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума ВС РФ N 1 разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная ко взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Право и обязанность суда взыскать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах предусмотрено положениями части 1 статьи 100 ГПК РФ. Эта обязанность является одним из способов избежать необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Разумность пределов является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым на реализацию требования ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Разумность размеров как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела, произведенной оплаты представителя и т.д. При оценке разумности заявленных расходов необходимо обратить внимание на сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, на объем доказательной базы по конкретному делу, количество судебных заседаний, продолжительность подготовки к рассмотрению дела.
Учитывая вышеизложенные положения указанных норм процессуального права и акта их толкования, суд, проанализировав доказательства, представленные истцом в подтверждение факта понесенных судебных расходов и их размера, посчитал, что заявленная сумма оплаты за услуги представителя 35000 руб. является завышенной, не отвечает требованиям разумности. Учитывая необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон спора, сложность и продолжительность рассматриваемого спора, объем проделанной представителем истца работы, в связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, установив баланс между правами лиц, участвующих в деле, учитывая категорию дела (пенсионный спор), продолжительность рассмотрения и сложность спора (более 6 месяцев), общий объем произведенной представителем истца работы (участие судебных заседаниях), временные затраты на переезд, критерии разумности и справедливости, полагает необходимым определить ко взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату судебных расходов в размере 20000 руб., признав данную сумму разумной и справедливой.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Аветисяна А. М. к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о признании решения незаконным, обязании выплатить пенсию – удовлетворить.
Обязать Военный комиссариатРостовской областивозобновить выплату пенсии за выслугу летАветисяну А. М. на территории Российской Федерациис 01 июля 2022 года с выплатой образовавшейся задолженности за период с 01 июля 2022 года по день возобновления выплаты пенсии.
Взыскать с Военного комиссариатаРостовской области в пользу Аветисяна А. М. расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2022 года.