Решение по делу № 2-84/2019 от 22.02.2019

Дело №2-84/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Бакчар Томской области 27 марта 2019 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Титаевой О.Н.,

при секретаре Леоненко Э.А.,

с участием: старшего помощника прокурора Балашова И.М.,

материального истца Березиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бакчарского района Томской области в защиту интересов Березиной А.В. к Администрации Вавиловского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с иском в защиту интересов Березиной А.В. к Администрации Вавиловского сельского поселения о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указав, что Березина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. До достижения Березиной А.В. восемнадцатилетнего возраста её родители были лишены родительских прав решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Березина А.В. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Березина А.В. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в жилых помещениях. В настоящий момент Березина А.В. жилого помещения в собственности, по договору социального найма не имеет и состоит на учёте в Вавиловском сельском поселении как нуждающаяся в жилом помещении. Ввиду отсутствия свободных жилых помещений в Вавиловском сельском поселении, Березина А.В. жильём не обеспечена, таким образом, лишена социальной защиты со стороны государства. Просит обязать Администрацию Вавиловского сельского поселения предоставить Березиной А.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Балашов И.М., материальный истец Березина А.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Администрации Вавиловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Администрация Бакчарского района, привлечённая в качестве третьего лица, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, о чём указала в отзыве, дополнив, что не возражает против удовлетворения иска.

Администрация Томской области, привлечённая в качестве третьего лица, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, также ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление, ссылаясь на п.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа-детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утверждённого постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 №562а, просили прокурору Бакчарского района Томской области в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Полагает, что внеочередное предоставление Администрацией Вавиловского сельского поселения жилого помещения Березиной А.В. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее Березиной А.В. При этом в случае удовлетворения исковых требований, просили учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения в порядке, установленном федеральным законодательством, увеличив временной промежуток исполнения решения суда.

В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие материального истца, представителей ответчика и третьих лиц.

    Заслушав помощника прокурора, материального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данное положение предполагает возложение ответственности за организацию социальной функции государства, как на федеральные органы власти, так и на органы власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Федеральный закон от 21.12.1996 N159) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159.

При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области (далее – органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее – государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 №562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.

В силу положений указанного Порядка предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством (пункт 3). Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (пункт 4). Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (пункт 4.1). Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот. В случае если проживание лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, специализированные жилые помещения предоставляются в пределах территории муниципального района, городского округа Томской области, на территории которых находится ранее занимаемое жилое помещение (пункт 6).

Согласно пункту 4 статьи 10 Закона Томской области от 06.09.2006 №212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Березина А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения ею 18-летнего возраста её родители О.А. и В.А. решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.

Совершеннолетия Березина В.А. достигла в 2018 году, жилого помещения в собственности не имеет, что следует из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области по состоянию на 15.03.2019.

Распоряжениями главы Вавиловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , Березина А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана нуждающейся в специализированном жилом помещении и внесена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области в порядке очереди.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по независящим от него обстоятельствам. В данном случае имеет место быть нарушение прав Березиной А.В. на обеспечение её жилым помещением, поскольку она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, проживает на территории Бакчарского района Томской области, своего жилья не имеет, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, Березина А.В. заявила о своем желании реализовать право на получение жилого помещения, как лицо соответствующей категории, что подтверждается её заявлением от 08.02.2018, при этом в соответствии с вышеуказанными распоряжениями главы сельского поселения, признана нуждающейся в специализированном жилом помещении и внесена в соответствующий список, но до настоящего времени жилым помещением Березина А.В. не обеспечена.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что основания для предоставления Администрацией Вавиловского сельского поселения жилого помещения Березиной А.В. в соответствии с действующими нормами предоставления, имеются.

Доводы представителя Администрации Томской области о нарушении прав иных лиц, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения согласно списку, отклоняются судом, поскольку истец вправе обратиться за восстановлением своего нарушенного права в суд вне зависимости от наличия либо отсутствия таких же прав у иных лиц.

Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными статьёй 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159 указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При таких обстоятельствах, в целях защиты прав и интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Березиной А.В.

С учётом изложенного, а также принимая во внимание положения Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", регламентирующего процедуру утверждения межбюджетных трансфертов на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регламентирующего порядок приобретения жилого помещения в целях предоставления истцу, мнение лиц, участвующих в деле, полагает разумным и обоснованным установление срока исполнения настоящего решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Вавиловского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300░░░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ - ░░░░░░░     ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 28.03.2019

2-84/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Березина А. В.
Березина Анастасия Владимировна
Прокурор Бакчарского района Томской области
Ответчики
Администрация Вавиловского сельского поселения
Другие
Администрация Томской области
Администрация Бакчарского района ТО
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Дело на сайте суда
bakcharsky.tms.sudrf.ru
22.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2019Передача материалов судье
26.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2019Подготовка дела (собеседование)
12.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2019Судебное заседание
27.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее