38RS0№-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 ноября 2019 года ....
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Кочедыковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к жилищно-строительному кооперативу «Сотрудник ОМОН», Ф., С. К., М., ФИО6, ФИО7, администрации Мамонского муниципального образования о признании недействительными договоров аренды, истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, признании объектов недвижимости самовольными постройками, обязании снести данные объекты и освободить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу «Сотрудник ОМОН», Ф., С. К., М., ФИО6, ФИО7, администрации Мамонского муниципального образования, в котором просит: истребовать у Жилищно-строительный кооператив «Сотрудник ОМОН», Ф., **/**/**** г.р., П., **/**/**** г.р., С. К., **/**/**** г.р., М., **/**/**** г.р., ФИО7, **/**/**** г.р., копии оспариваемых договоров переуступки права аренды на спорные земельные участки; признать недействительным в силу ничтожности: договор переуступки права аренды земельного участка от **/**/****, расположенного по адресу: ...., площадью 1115 кв.м., кадастровый №, заключенный между Жилищно-строительный кооператив «Сотрудник ОМОН» и Ф., договор переуступки права аренды земельного участка от **/**/****, расположенного по адресу: ...., с Мамоны, площадью 1389 кв.м., кадастровый №, заключенный между Жилищно-строительный кооператив «Сотрудник ОМОН» и П.; договор переуступки права аренды земельного участка от **/**/**** №, расположенного по адресу: ...., с..... муниципальное образование, ...., мкр Западный, ...., площадью 1393 кв.м., кадастровый №, заключенный между Жилищно-строительный кооператив «Сотрудник ОМОН» и гражданином С. К.; договор переуступки права аренды земельного участка от **/**/**** №, расположенного по адресу: ...., площадью 1346 кв.м., кадастровый №, заключенный между Жилищно-строительный кооператив «Сотрудник ОМОН» и М.; договор переуступки права аренды земельного участка от **/**/**** №, расположенного по адресу: ...., площадью 1415 кв.м., кадастровый №, заключенный между Жилищно-строительный кооператив «Сотрудник ОМОН» и ФИО7;
истребовать из незаконного владения ответчика Ф. в пользу истца земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: ...., площадью 1115 кв.м., входящий в состав лесного фонда Мегетская дача Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества квартал 69, часть выделов 2,4, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки |
X |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: ...., площадью 1115 кв.м., к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды Ф. на земельный участок с кадастровым №
истребовать из незаконного владения ответчика П., в пользу истца земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: ...., с Мамоны, площадью 1389 кв.м., входящий в состав лесного фонда Мегетская дача Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества квартал 69, часть выдела 4, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым .... расположенного по адресу: ...., с Мамоны, площадью 1389 кв.м., к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды П. на земельный участок с кадастровым ....
истребовать из незаконного владения ответчика гражданина С. К., в пользу Истца часть земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: ...., с..... муниципальное образование, ...., площадью 1182 кв.м., входящего в состав лесного фонда Мегетская дача Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества квартал 69, часть выдела 3, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении части земельного участка с кадастровым номером № .... площадью 1182 кв.м., к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды ответчика на земельный участок с кадастровым №
истребовать из незаконного владения ответчика М. в пользу Истца часть земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: ...., с Мамоны, площадью 610 кв.м., входящего в состав лесного фонда Мегетская дача Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества квартал 69, часть выдела 9, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки |
X |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении части земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: ...., с Мамоны, площадью 610 кв.м., к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды М. на земельный участок с кадастровым №;
истребовать из незаконного владения ответчика ФИО7, в пользу Истца часть земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: расположенного по адресу: ...., с Мамоны, площадью 376 кв.м., входящего в состав лесного фонда Мегетская дача Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества квартал 69, часть выдела 9, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки |
X |
Y |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: ...., площадью 376 кв.м., к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды ФИО7 на земельный участок с кадастровым №
признать объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, самовольными постройками;
обязать Ф. снести объект с кадастровым № и освободить земельный участок с кадастровым №
обязать П. снести объект с кадастровым № и освободить земельный участок с №
обязать Сулейманова Теймура Гумбат оглы снести объект кадастровый № и освободить земельный участок с кадастровым №
обязать М. снести объект с кадастровым № освободить земельный участок с кадастровым №
обязать ФИО7 снести объект с кадастровым № и освободить земельный участок с кадастровым №
В обоснование заявленных требований истец указал, что **/**/**** между администрацией Мамонского муниципального образования и Жилищно-строительным кооперативом «Сотрудник ОМОН» был заключен договор № аренды земельных участков, в соответствии с которым во временное пользование предоставлены 319 земельных участков, в том числе с кадастровыми № № расположенные по адресу: ...., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, (далее - спорные земельные участки). Срок аренды участка до **/**/****.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок:
кадастровый № предоставлен Ф. в пользование по договору переуступки права аренды от **/**/****;
кадастровый № предоставлен ФИО6 по договору переуступки права аренды от **/**/****,
кадастровый № предоставлен С. К. по договору переуступки права аренды от **/**/**** №;
кадастровый № предоставлен М. по договору переуступки права аренды от **/**/**** №;
кадастровый № предоставлен ФИО7 по договору переуступки права аренды от **/**/**** №.
В соответствии с абз. 2 п. 32 Пленума Верховного суда № от **/**/**** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении, споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если во время судебного разбирательства по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения спорное имущество было передано ответчиком другому лицу во временное владение, суд по правилам абзаца второго части 3 статьи 40 ГПК РФ или части 2 статьи 46 АПК РФ привлекает такое лицо в качестве соответчика.
Истец полагает, что заключенные договоры аренды между ответчиками, являются недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорные земельные участки являются земельными участками лесного фонда.
**/**/**** вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 № ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Иркутской области (далее - Рабочая группа).
В рамках деятельности указанной Рабочей группы было дано поручение ФИО22 «Рослесинфорг» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства с спорными земельными участками.
По результатам указанного совмещения выявлено, что границы земельного участка:
кадастровый №, расположенный по адресу: ...., площадью 1115 кв.м., из земель населенных пунктов полностью пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача квартал №, часть выделов 2 и 4. Площадь пересечения 1115 кв.м.;
кадастровый №, расположенный по адресу: ...., площадью 1389 кв.м., из земель населенных пунктов полностью пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача квартал №, часть выдела 4. Площадь пересечения 1389 кв. м.
кадастровый №, расположенный по адресу: ...., с..... муниципальное образование, .... ...., площадью 1393 кв.м., из земель населенных пунктов полностью пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача квартал №, часть выдела 3. Площадь пересечения 1182 кв. м.;
кадастровый №, расположенный по адресу: ...., площадью 1346 кв.м., из земель населенных пунктов полностью пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача квартал №, часть выдела 9. Площадь пересечения 610 кв. м.;
кадастровый №, расположенный по адресу: ...., площадью 1415 кв.м., из земель населенных пунктов полностью пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача квартал №, часть выдела 9. Площадь пересечения 376 кв. м.
По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на спорные земельные участки с кадастровыми номерами № в рамках заседания указанной Рабочей группы было принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении данных земельных участков.
Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорные земельные участки в части пересечений с землями лесного фонда незаконно находится в пользовании ответчиков.
Согласно приказу Рослесхоза от **/**/**** № (в редакции приказа Рослесхоза от **/**/**** №) «Об определении количества лесничеств на территории .... и установлении их границ» определены границы Мегетской дачи Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества Иркутской области (копия приказа прилагается).
Так, в лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства Иркутского лесничества, копия таксационного описания) оспариваемые земельные участки полностью либо частично расположены на землях лесного фонда в квартале 69 части выделов 2, 3, 4, 9 Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача.
Факт наложения границ оспариваемых земельных участков на земли лесного фонда подтверждается письмом ФИО22 «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» от **/**/**** № с заключениями 122/1, 122/2, 122/4, 122/5, 122/7.
Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ЖСК «Сотрудник ОМОН» И., ответчики ФИО6, ФИО7, представитель ответчика С.-Т., представитель ответчика П. – ФИО20, представитель администрации Мамонского муниципального образования В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде.
Третье лицо Д., представители третьих лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, ФИО22 «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Управления Росреестра по Иркутской области, администрации Иркутского районного муниципального образования, ответчики Ф., С. К., М. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон и их представителей, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо (лица) владеет этим земельным участком или его частью незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, разъяснениям Европейского Суда по правам человека, бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том, кто его отрицает (Постановление Европейского Суда по правам человека «Дело «М. против Российской Федерации» от **/**/****, жалоба №, §68).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что **/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования (Арендодатель) и ЖСК «Сотрудник ОМОН» (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с п. 1.1. которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное пользование земельный участок из земель населенных пунктов Марковского муниципального образования с кадастровым №, площадью 558296 кв.м., по адресу: ...., в районе .... под индивидуальное жилищное строительство.
Срок действия данного Договора аренды установлен с **/**/**** по **/**/**** (п. 2.1. Договора).
Дополнительным соглашением от **/**/****, заключенным между этими же сторонами, в договор аренды от **/**/**** были внесены изменения в части п. 2.1. – срок действия настоящего Договора устанавливается с момента государственной регистрации в Управлении Росреестра по .... и составляет 49 лет.
Данный договор аренды земельного участка, а, равно как и дополнительное соглашение к нему, никем в установленном законом порядке не оспаривались. При этом следует отметить, что договор аренды и дополнительное соглашение к нему были подписаны сторонами и прошли государственную регистрацию в Управлении Росреестра по .....
**/**/**** между администрацией Мамонского муниципального образования (Арендодатель) и ЖСК «Сотрудник ОМОН» (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с п. 1.1. которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное пользование образованные из земельного участка с кадастровым № земельные участки в количестве 319.
Срок действия данного Договора аренды установлен с момента государственной регистрации и до окончания срока действия договора № аренды земельного участка, предусмотренного п. 2.1. вышеуказанного договора в редакции, измененной дополнительным соглашением № от **/**/****.
Данный договор также был подписан сторонами и прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по .....
Между ЖСК «Сотрудник ОМОН» были заключены договоры переуступки права аренды, в том числе в отношении спорных земельных участков с № №
На основании договора переуступки права аренды от **/**/**** арендатором земельного участка с кадастровым № является Ф.; договора переуступки права аренды от **/**/**** арендатором земельного участка с кадастровым номером № является ФИО6, договора переуступки права аренды от **/**/**** арендатором земельного участка с кадастровым № является С. К.; договора переуступки права аренды от **/**/**** арендатором земельного участка с кадастровым № является ФИО7
Указанные договоры переуступки права аренды земельных участков зарегистрированы Управлением Росреестра по .... в установленном законом порядке.
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, сведения о координатах характерных точек границ внесены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установлено и материалами дела подтверждается, что на земельных участках располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами № №
Как указывалось выше, по сведениям ЕГРН вышеуказанные земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.
Заявляя в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела требования о признании недействительными договоров переуступки права аренды, заключенных между ЖСК «Сотрудник ОМОН» и Ф., П., С. К., М., ФИО7 в отношении спорных земельных участков, а также требования об истребовании из незаконного владения ответчиков данных земельных участков, Федеральное агентство лесного хозяйства ссылается на факт нахождения земельных участков на землях лесного фонда, представляя в подтверждение своих доводов ряд доказательств.
Так, по результатам графического совмещения материалов лесоустройства, ФИО22 «Рослесинфорг» выявлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами № № полностью пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участковое лесничества, Мегетская дача.
Согласно приказу Рослесхоза от **/**/**** № (в редакции приказа Рослесхоза от **/**/**** №) «Об определении количества лесничеств на территории .... и установлении их границ» определены границы Мегетской дачи Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества .....
По мнению истца, по лесоустроительным материалам, в частности планшета лесоустройства Иркутского лесничества, таксационного описания, спорные земельные участки полностью расположены на землях лесного фонда в кварталах № Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Мегетская дача, что подтверждается письмом ФИО22 «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» от **/**/****.
В качестве доказательства, подтверждающего факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, истец также ссылается на вступившее в законную силу решение Иркутского областного суда от **/**/****, которым были удовлетворены требования Федерального агентства лесного хозяйства к Думе Мамонского муниципального образования о признании недействующим решения Думы Мамонского муниципального образования Иркутского района Иркутской области от 25.09.2013 № 14-73/д «Об утверждении генерального плана Мамонского сельского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области» в части включения в границы .... земель лесного фонда.
Как было указано выше, границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:130821:2809, 38:06:130821:2895, 38:06:130821:2818, 38:06:130821:2765, 38:06:130821:2832 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Оснований полагать, что земельные участки используются ответчиками не по назначению и вопреки условиям ранее заключенных договора аренды, договоров переуступки права аренды у суда не имеется, как и не имеется оснований полагать, что требования Федерального агентства лесного хозяйства в рамках рассмотрения настоящего дела заявлены законно и обоснованно.
Согласно ст. 29 Закона РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» местная администрация являлась органом управления в районе и осуществляла исполнительно - распорядительные функции на основании и во исполнение решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий.
Статьей 60 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» районная администрация наделялась полномочиями предоставлять в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки из всех земель в границах района, с последующей регистрацией права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование земельными участками и договоров аренды.
Согласно ст. 23 Земельного кодекса РСФСР районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Статья 37 Закона РСФСР от 08 августа 1978 года «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» допускала возможность передачи земель в ведение Совета народных депутатов. Такая же возможность предусматривалась в рамках проводимой земельной реформы Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года № «О земельной реформе», порядок проведения которой был установлен статьей 16 указанного Закона.
Установлено, что Распоряжением Совета Министров РСФСР от **/**/**** №-р Иркутскому горисполкому для жилищного строительства (с правом вырубки леса) было разрешено изъятие земельного участка из гослесфонда Иркутского лесхоза – 260 га в пределах ....,78-80,86 Мегетского лесничества.
**/**/**** Ленинскому районному исполнительному комитету г. Иркутска выдан Государственный акт серии A-I № на право пользования землей (бессрочное и бесплатное пользование) площадью 276,2 га для строительства жилого поселка индивидуальных застройщиков.
Из пояснительной записки ФГБУ «Прибайкаллеспроект» к указанному Государственному акту, датированной **/**/****, следует, что на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от **/**/**** №-Р и решения исполнительного комитета областного Совета народных депутатов от **/**/**** № было разрешено изъятие земельного участка из гослесфонда Иркутского лесхоза – 260 га в пределах ...., 78-80, 86 Мегетского лесничества (в настоящее время Пригородное лесничество Мегетская дача). При выкопировок земельного участка (проекта границ или иного картографического материала) не найдено. На основании вышеуказанных документов был составлен Государственный акт на право пользования землей A-I № на площади 276,2 га.
При камеральном изучении документов путем наложения плана землепользования по Госакту на материалы лесоустройства 1985 года выявлено, что в Госакт было включено лишь 205,1 га земель лесного фонда в составе ...., 78, 79, 80, 86. Не включено в Госакт 54,9 га земель лесного фонда, выделенных решением Иркутского областного Совета народных депутатов от **/**/**** №. Следовательно, Госакт на право пользования землей, не в полной мере соответствует вышеуказанному решению.
На основании Госакта на право пользования землей A-I №, земельный участок поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый № с площадью 222,47 га, что также не соответствует ни Госакту, ни решению Иркутского областного Совета народных депутатов от **/**/**** №.
Во исполнение указанного решения, учитывая интересы землепользователя, лесоустройство предлагает дополнительно включить в состав земельного участка ЖСК «Сотрудник ОМОН» земли лесного фонда на площади 54,9 га в кварталах 69, 79, 80, 86 Мегетской дачи Пригородного лесничества ОГУ «Иркутский лесхоз».
Указанная пояснительная записка подписана временно исполняющим обязанности генерального директора ФГУП «Прибайкаллеспроект» и адресована ЖСК «Сотрудник ОМОН», мэру ...., ТО по Иркутскому району «Роснедвижимости», а также директору ОГУ «Иркутский лесхоз».
Впоследствии постановлениями главы Иркутского района от 28.04.2004 №1245 «О прекращении права постоянного бессрочного пользования Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска» и от 12.07.2004 № 2036 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска» прекращено право бессрочного пользования Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска на земельный участок общей площадью 50 га, расположенный слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, ранее предоставленное решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от 12.12.1988 №585 «Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства».
В дальнейшем данные земельные участки переведены из земель запаса в земли поселения и предоставлены ЖСК «Сотрудник «ОМОН» для индивидуального жилищного строительства на основании постановлений главы .... от **/**/**** № «О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК «Сотрудник «ОМОН» и от **/**/**** № «О предоставлении в аренду ЖСК «Сотрудник ОМОН» земельного участка для индивидуального жилищного строительства».
Первый заместитель главы администрации .... ФИО17 утвердил проект границ земельных участков общей площадью 105 га, предоставляемых Администрацией ЖСК «Сотрудник ОМОН» в ...., квартал «Александровский Посад», согласованный с отделом архитектуры и градостроительства администрации .... (план земельного участка составлен **/**/****).
На основании приказа Агентства лесного хозяйства по .... от **/**/**** № утвержден акт выбора участка лесного фонда от **/**/**** № с прилагаемым планом расширения ЖСК «Сотрудник «ОМОН» в лесах 1 группы ФГУ «Иркутский лесхоз» в .....
При этом из справки Иркутского лесхоза от **/**/****, адресованной ЖСК «Сотрудник ОМОН», следует, что кварталы 69, 78, 79, 80, 86 выведены из Гослесфонда под индивидуальное жилищное строительство с правом вырубки леса согласно распоряжения Совета Министров РСФСР от **/**/**** №-Р и решения Исполнительного комитета Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от **/**/**** №.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от **/**/**** №**/**/****/728 «О переводе лесных земель» согласован выбор участка лесного фонда общей площадью 217,7 га с переводом земель лесного фонда в земли поселения с целью расширения ЖСК «Сотрудник «ОМОН».
Постановлением администрации .... от **/**/**** № «Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: ....» утвержден проект границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка площадью 2224704 кв.м. с кадастровым номером 38:06:0:0245 на землях населенных пунктов Мамонского муниципального образования для организации жилищного строительства.
Во исполнение решения Федерального Арбитражного суда .... от **/**/**** и Четвертого арбитражного апелляционного суда от **/**/****, как уже указывалось выше, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике .... муниципального образования и Жилищно-строительным кооперативом «Сотрудник ОМОН» был заключен:
договор аренды земельного участка от **/**/**** №, кадастровый №, площадью 491704 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство;
договор аренды земельного участка от **/**/**** №, кадастровый №, площадью 558296 кв.м., расположенный по адресу: ...., в районе ...., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство.
В Генеральном плане Мамонского поселения Иркутского муниципального района ...., утвержденном решением Думы Мамонского муниципального образования от **/**/**** №/д земельный участок принадлежавшей по договору аренды ЖСК «Сотрудник ОМОН» общей площадью 105 га был отображен в составе микрорайона Западный .....
Указанное позволяет сделать вывод о том, что фактически земельные участки с кадастровыми №, а, следовательно, и образованные из данного земельного участка спорные земельные участки с кадастровыми № находятся в границах .... муниципального образования.
**/**/**** ЖСК «Сотрудник ОМОН» был получен порубочный билет № (серия А №) площадью 50 га на основании решения Исполнительного комитета .... Совета народных депутатов от **/**/**** №
Приказом Агентства лесного хозяйства по .... от **/**/**** № «Об утверждении акта выбора участка лесного фонда» был утвержден акт выбора трассы лесного фонда № от **/**/**** с прилагаемым планом для расширения жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Сотрудник ОМОН» в лесах 1 группы ФГУ «Иркутский лесхоз» в .....
**/**/**** по заявлению ЖСК «Сотрудник ОМОН» были назначены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами № (постановление администрации Мамонского муниципального образования от **/**/**** №).
**/**/**** администрацией Мамонского муниципального образования утвержден проект планировки и межевания территории ЖСК «Сотрудник ОМОН» (Постановление администрации Мамонского муниципального образования от **/**/**** №).
Таким образом, земельный участок с кадастровым № был размежеван согласно утвержденному проекту планировки и межевания территории ЖСК «Сотрудник ОМОН».
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, в результате межевания данного земельного участка с кадастровым № образовались земельные участки, в том числе спорные земельные участки с кадастровыми №, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанные акты местного органа управления (распоряжение Совета Министров РСФСР от 29.09.1988 № 1049-Р, решение Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12.12.1988 № 585) вынесены до принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года и провозглашения Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, а также до разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований Федеральным законом № 101-ФЗ от **/**/****.
На момент предоставления земельного участка под организацию ЖСК «Сотрудник ОМОН» действовала Конституция СССР в редакции 1990 года, согласно которой местные Советы народных депутатов входили в систему органов государственной власти и решали все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, что было предусмотрено ст.ст. 89, 145-150 Конституции.
Согласно ст. 29 Закона РСФСР от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» местная администрация являлась органом управления в районе и осуществляла исполнительно - распорядительные функции на основании и во исполнение решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий. Статьей 60 Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» районная администрация наделялась полномочиями предоставлять в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки из всех земель в границах района, с последующей регистрацией права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование земельными участками и договоров аренды.
Такие же полномочия были закреплены в п. 3 ст. 23 ЗК РСФСР, согласно которому районные Советы народных депутатов наделялись правом изымать (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельные участки в целях их дальнейшего предоставления гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, предоставлять в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района. Указанные полномочия по изъятию, предоставлению и передаче земель могли передаться исполнительным и распорядительным органам районных Советов народных депутатов.
На момент принятия решения об отводе земельного участка ЖСК «Сотрудник ОМОН» действовал Закон РСФСР от **/**/**** «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР», статья 37 которого допускала возможность передачи земель в ведение Совета народных депутатов. Такая же возможность предусматривалась в рамках проводимой земельной реформы Законом РСФСР от **/**/**** № «О земельной реформе», порядок проведения которой был установлен статье 16 указанного Закона.
Пунктом 3 Указа Президента РФ № 112 от 25 января 1992 года было предусмотрено, что правоудостоверяющие документы (свидетельства и государственные акты) по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» и Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», выданные до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действительными.
В силу п. 9 и п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 действовавшего на тот момент Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения кадастровый номер, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 ст. 6 Закона № 122-ФЗ также было установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Указанное позволяет суду сделать вывод, что земельный участок под организацию ЖСК «Сотрудник ОМОН» изначально был предоставлен уполномоченным органом государственной власти и в порядке, предусмотренном действовавшим на тот момент законодательством. Само по себе то обстоятельство, что в выданный ЖСК «Сотрудник ОМОН» Государственный акт не была включена вся площадь земельного участка, предоставленного актами органов исполнительной власти, а только 205,1 га земель лесного фонда в составе кв. 69, 78, 79, 80, 86, не может являться основанием для удовлетворения требований истца, учитывая, что Государственный акт является лишь правоудостоверяющим документом, тогда как правоустанавливающими документами под организацию ЖСК «Сотрудник ОМОН» был предоставлен земельный участок большей площади, в границы которого вошел, в том числе и спорные земельные участки, правообладателями которых в настоящее время являются ответчики по делу.
Положениями ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как следует из содержания ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая, что под заинтересованным лицом в смысле положений п. 2 ст. 166 ГК РФ следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле, в связи с чем лицо, не являющееся стороной оспариваемой сделки, при обращении в суд должно доказать: наличие нарушения его прав и законных интересов; что оспариваемая сделка прямо нарушает его права и интересы; признание сделки недействительной и применение последствий недействительности сделки повлечет восстановление его нарушенных прав и интересов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Федеральным агентством лесного хозяйства исковых требований в части признания недействительными договоров переуступки права аренды, заключенных **/**/****, **/**/****, **/**/****, **/**/**** в отношении спорных земельных участков и истребовании данных земельных участков из незаконного владения ответчиков.
При этом суд также учитывает то обстоятельство, что истец в рамках рассмотрения настоящего дела оспаривает договоры переуступки права аренды, заключенные **/**/****, **/**/****, **/**/****, **/**/**** между ЖСК «Сотрудник ОМОН» и гражданами – ответчиками по делу, тогда как фактически данные договоры переуступки права аренды заключались между гражданами и ФИО18, как физическим лицом, а не как председателем ЖСК «Сотрудник ОМОН».
Поскольку требования истца о признании объектов недвижимости с кадастровыми № самовольными постройками и обязании ответчиков снести данные объекты, освободив земельные участки, производны от требований истца о признании недействительными договоров переуступки права аренды и истребовании земельных участков из незаконного владения ответчиков, при этом оснований полагать, что спорные объекты недвижимости с кадастровыми № являются самовольными, не имеется, суд оснований для удовлетворения данных требований также не усматривает.
Требования истца об указании в решении, что решение суда является основанием для внесения изменений в ЕГРН сведений об отнесении земельных участков с кадастровыми № №, к землям лесного фонда, а также о погашении записей о правах аренды на указанные земельные участки, фактически направлены на обход предусмотренной и урегулированной законом процедуры по переводу земель из одной категории в другую.
Следует отметить, что в ЕГРН в отношении всех спорных земельных участках сведения о категории земель: земли населенных пунктов, разрешенном использовании: под индивидуальное жилищное строительство, были внесены еще до 01 января 2016 года. При этом 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», принятие которого направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Согласно ч. 3, п. 10 ч. 6 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона № 280-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Согласно п. 10 ч. 6 ст.14 Федерального закона №172-ФЗ в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в ЕГРН, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и представленные в материалы дела доказательств суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, исходя из того, что на граждан не может быть возложена ответственность за нарушение порядка формирования земельного участка, предоставленного ЖСК «Сотрудник ОМОН», допущенного органами исполнительной власти.
При этом суд полагает возможным отметить, что согласно прецедентной позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от **/**/**** № по делу «Гладышева против России», любое вмешательство в собственность должно не только быть законным и иметь законную цель, но и удовлетворять требованиям пропорциональности. Должен быть установлен справедливый баланс между потребностями, вытекающими из общих интересов общества, и необходимостью защиты основных прав человека. Необходимый баланс не будет достигнут, если заинтересованное лицо несет индивидуальное и чрезмерное бремя. Кроме того, именно государство обладает исключительной компетенцией по определению условий и процедур, в порядке которых оно отчуждает свои активы лицам, которые, как оно считает, имеют на это право, а также обладает исключительной компетенцией по осуществлению надзора за соблюдением этих условий. Риск совершения ошибки органом государственной власти должно нести государство, и эти ошибки не должны исправляться за счет заинтересованного лица.
Суд также полагает возможным согласиться с заявлением ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, исходя из следующего.
Последствия нарушения требований закона или иного правового акта при совершении сделок определены ст. 168 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 этой же статьи).
Срок исковой давности по недействительным сделкам установлен ст. 181 ГК РФ, в соответствии с которой срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки (п. 1).
По ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как было установлено судом **/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования (Арендодатель) и ЖСК «Сотрудник ОМОН» (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №, предметом которого явился земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 558296 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство.
Впоследствии, а именно **/**/**** между администрацией Мамонского муниципального образования (Арендодатель) и ЖСК «Сотрудник ОМОН» в лице председателя ФИО18 (Арендатор) был заключен договора аренды № в отношении образованных из земельного участка с кадастровым № площадью 538501 кв.м., земельных участков, в том числе и спорных земельных участков с кадастровыми номерами 38№, категория земель которых была определена как земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.
Пунктом 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
С настоящим иском Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд **/**/****.
Полагая, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям не пропущен, истец ссылается на созданную в 2018 году рабочую группу по защите имущественных прав и интересов Российской Федерации, где Федеральному агентству лесного хозяйства было поручено осуществить такую защиту, обратившись в суд с иском.
Вместе с тем, ответчики при рассмотрении настоящего дела представили доказательства, что органы государственной власти, в том числе представляющие интересы Российской Федерации, должны были знать о нарушении своего права еще в 2013 году, когда земельный участок с кадастровым №, а затем и образованные из него земельные участки с кадастровыми №, №, были предоставлены в аренду ответчикам.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Истцом по делу выступает орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке, и, который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить соответствующие сведения о фактическом использовании земельного участка, его правообладателях, постановке на государственный кадастровый учет.
Таким образом, истец по делу должен был знать об обстоятельствах выбытия земельных участков, являющихся предметом спора, из государственной собственности до проведения проверки их фактического использования.
Кроме того, следует отметить, что публичная правовая природа учетных и регистрационных систем также позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию и учет, узнали или должны были узнать о предоставлении спорного имущества в аренду с момента получения соответствующих сведений, свидетельствующих о предоставлении участков в аренду, в частности с момента регистрации как первоначального договора аренды, так и последующих договоров переуступки права аренды в Управлении Росреестра по .....
В 2015 году спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимого имущества как земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным исковым требованиям. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░», ░., ░. ░., ░., ░░░6, ░░░7, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ **/**/****.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░