Решение по делу № 2-629/2024 (2-4151/2023;) от 18.12.2023

Отметка об исполнении по делу № 2-629/2024

61RS0012-01-2023-004937-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Персидской И.Г.

с участием помощника прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С.

при секретаре судебного заседания Жилиной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Отделу культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Волгодонска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Отделу культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности, указав следующее.

Прокуратурой г.Волгодонска проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МАУК «ДК им.Курчатова».

В ходе проверки установлено, что согласно паспорту антитеррористической безопасности МАУК «ДК им.Курчатова» присвоена первая категория опасности объекта (территории).

В нарушение п.23, п.п. «з» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, на момент проверки в МАУК «ДК им.Курчатова» отсутствовала система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Руководителю учреждения прокуратурой города 31.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, но указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования.

Согласно ответу, поступившему в прокуратуру города, директором учреждения начальнику отдела культуры города неоднократно направлялись письма о необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений требований антитеррористической защищенности.

Однако до настоящего времени нарушение не устранено, система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не установлена.

Имущество МАУК «ДК им.Курчатова» является муниципальной собственностью и находится в казне муниципального образования.

В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» отдел культуры города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе МАУК «ДК им.Курчатова», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.

Просит обязать Администрацию г.Волгодонска выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений антитеррористического законодательства для оборудования МАУК «ДК им.Курчатова», расположенного по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- отделу культуры г.Волгодонска направить денежные средства на обеспечение оборудования МАУК «ДК им.Курчатова», расположенного <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- МАУК «ДК им.Курчатова» устранить нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования помещения учреждения, расположенного по <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы в его обоснование, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации г.Волгодонска – Чижик Р.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснила, что Администрация г.Волгодонска является ненадлежащим ответчиком по делу. Только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, Администрация города Волгодонска не является главным распорядителем средств муниципального бюджета и не производит материально-техническое обеспечение Деятельности муниципальных учреждений. При этом понуждение администрации города Волгодонска к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества, закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими ершами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, на этом основании просил в иске отказать.

Представитель отдела культуры Гладышева Е.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, пояснила, что отдел культуры готов устранить выявленные нарушения при наличии финансирования этих мероприятий со стороны органа местного самоуправления.

Представитель МАУК «ДК им.Курчатова» Беляевская Е.Е., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, в судебном заседании пояснила, что денежные средства на деятельность учреждения выделяются отделом культуры г.Волгодонска. Средства распределяются, в первую очередь на выплату заработной платы, оплату услуг ЖКХ. На оснащение учреждения системой экстренного оповещения денежные средства отсутствуют. Для исполнения предписания прокурора директором учреждения неоднократно направлялись письма в отдел культуры с просьбой о финансировании данных мероприятий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ суд находит исковые требования прокурора г.Волгодонска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.

Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеприведенного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу п. п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно пп. а п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии со статьей 5 Закона о противодействии терроризму выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 (далее - Требования).

Как установлено подпунктом "з" пункта 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г.Волгодонска Ростовской области проверки выявлено, что помещение МАУК «ДК им.Курчатова», по адресу: <адрес>, не оборудована системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в связи с чем МАУК «ДК им.Курчатова» заместителем прокурора г.Волгодонска в марте 2023 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности объекта с требованием принять конкретные меры к устранению и дальнейшему недопущению требований закона.

В соответствии с постановлением Администрации г.Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» отдел культуры г.Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе МАУК «ДК им.Курчатова», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

Имущественный комплекс по адресу: ул.Курчатова, 20, г.Волгодонск, находится в муниципальной собственности города и передан МАУК «ДК им.Курчатова» для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.

Поскольку Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры не были устранены, что стороной ответчика не оспаривается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиками требований антитеррористического законодательства при эксплуатации здания по адресу: <адрес>, в котором располагается Учреждение. Финансирование мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности объекта культуры, осуществляющего деятельность в здании по указанному адресу, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - администрации МО «Город Волгодонск», наделенной в силу Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Устава муниципального образования, Положения об отделе культуры г.Волгодонска, Устава МАУК «ДК им.Курчатова» полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования.

Доводы представителя Администрации г.Волгодонска о том, что Администрация г.Волгодонска является ненадлежащим ответчиком по делу, со ссылкой на то, что понуждение администрации города Волгодонска к выделению финансирования, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, не является основанием для освобождения Администрации г. Волгодонска от гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности по обеспечению устранения выявленных прокурором нарушений законодательства по охране жизни и здоровья граждан в культурном учреждении, поскольку деятельность учреждения культуры, как юридического лица, финансируется собственником имущества - муниципальным образованием "Город Волгодонск", вопросы обеспечения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования на территории городского округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления и не позволяют учреждению культуры, отделу культуры г.Волгодонска самостоятельно, независимо от Администрации г.Волгодонска, обеспечить финансирование мер по устранению выявленных прокурором нарушений законодательства.

Согласно локальной сметы стоимость монтажа системы экстренного оповещения работников, учащихся и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объекте МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес> составила 2031040 руб.

Поскольку из справки о доходах и расходах МАУК «ДК им.Курчатова», доход учреждения, в том числе от субсидий на выполнение (государственного) муниципального задания за 2023 год составляет 62893625,27 руб., а расходы – 61243031,10 руб., финансовая возможность устранить нарушения в сфере антитеррористического законодательства путем оборудования МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес>. системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствует.

Исходя из указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации ответчиками работы в сфере антитеррористической защищенности объекта культурного учреждения, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства в его деятельность, угрозу и причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц из числа посетителей, работников культурного учреждения, в связи с чем исковые требования прокурора признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда об устранении нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обязания Администрации г.Волгодонска, отдел культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования помещения МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта ( территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок – не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Отделу культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности, удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Волгодонска, отдел культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» устранить нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 01 апреля 2024 года.

Судья

Отметка об исполнении по делу № 2-629/2024

61RS0012-01-2023-004937-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Персидской И.Г.

с участием помощника прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С.

при секретаре судебного заседания Жилиной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Отделу культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Волгодонска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Отделу культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности, указав следующее.

Прокуратурой г.Волгодонска проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МАУК «ДК им.Курчатова».

В ходе проверки установлено, что согласно паспорту антитеррористической безопасности МАУК «ДК им.Курчатова» присвоена первая категория опасности объекта (территории).

В нарушение п.23, п.п. «з» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, на момент проверки в МАУК «ДК им.Курчатова» отсутствовала система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Руководителю учреждения прокуратурой города 31.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, но указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования.

Согласно ответу, поступившему в прокуратуру города, директором учреждения начальнику отдела культуры города неоднократно направлялись письма о необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений требований антитеррористической защищенности.

Однако до настоящего времени нарушение не устранено, система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не установлена.

Имущество МАУК «ДК им.Курчатова» является муниципальной собственностью и находится в казне муниципального образования.

В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» отдел культуры города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе МАУК «ДК им.Курчатова», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.

Просит обязать Администрацию г.Волгодонска выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений антитеррористического законодательства для оборудования МАУК «ДК им.Курчатова», расположенного по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- отделу культуры г.Волгодонска направить денежные средства на обеспечение оборудования МАУК «ДК им.Курчатова», расположенного <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- МАУК «ДК им.Курчатова» устранить нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования помещения учреждения, расположенного по <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы в его обоснование, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации г.Волгодонска – Чижик Р.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснила, что Администрация г.Волгодонска является ненадлежащим ответчиком по делу. Только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, Администрация города Волгодонска не является главным распорядителем средств муниципального бюджета и не производит материально-техническое обеспечение Деятельности муниципальных учреждений. При этом понуждение администрации города Волгодонска к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества, закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими ершами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, на этом основании просил в иске отказать.

Представитель отдела культуры Гладышева Е.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, пояснила, что отдел культуры готов устранить выявленные нарушения при наличии финансирования этих мероприятий со стороны органа местного самоуправления.

Представитель МАУК «ДК им.Курчатова» Беляевская Е.Е., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, в судебном заседании пояснила, что денежные средства на деятельность учреждения выделяются отделом культуры г.Волгодонска. Средства распределяются, в первую очередь на выплату заработной платы, оплату услуг ЖКХ. На оснащение учреждения системой экстренного оповещения денежные средства отсутствуют. Для исполнения предписания прокурора директором учреждения неоднократно направлялись письма в отдел культуры с просьбой о финансировании данных мероприятий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ суд находит исковые требования прокурора г.Волгодонска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.

Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеприведенного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу п. п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно пп. а п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии со статьей 5 Закона о противодействии терроризму выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 (далее - Требования).

Как установлено подпунктом "з" пункта 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г.Волгодонска Ростовской области проверки выявлено, что помещение МАУК «ДК им.Курчатова», по адресу: <адрес>, не оборудована системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в связи с чем МАУК «ДК им.Курчатова» заместителем прокурора г.Волгодонска в марте 2023 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности объекта с требованием принять конкретные меры к устранению и дальнейшему недопущению требований закона.

В соответствии с постановлением Администрации г.Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» отдел культуры г.Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе МАУК «ДК им.Курчатова», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

Имущественный комплекс по адресу: ул.Курчатова, 20, г.Волгодонск, находится в муниципальной собственности города и передан МАУК «ДК им.Курчатова» для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.

Поскольку Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры не были устранены, что стороной ответчика не оспаривается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиками требований антитеррористического законодательства при эксплуатации здания по адресу: <адрес>, в котором располагается Учреждение. Финансирование мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности объекта культуры, осуществляющего деятельность в здании по указанному адресу, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - администрации МО «Город Волгодонск», наделенной в силу Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Устава муниципального образования, Положения об отделе культуры г.Волгодонска, Устава МАУК «ДК им.Курчатова» полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования.

Доводы представителя Администрации г.Волгодонска о том, что Администрация г.Волгодонска является ненадлежащим ответчиком по делу, со ссылкой на то, что понуждение администрации города Волгодонска к выделению финансирования, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, не является основанием для освобождения Администрации г. Волгодонска от гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности по обеспечению устранения выявленных прокурором нарушений законодательства по охране жизни и здоровья граждан в культурном учреждении, поскольку деятельность учреждения культуры, как юридического лица, финансируется собственником имущества - муниципальным образованием "Город Волгодонск", вопросы обеспечения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования на территории городского округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления и не позволяют учреждению культуры, отделу культуры г.Волгодонска самостоятельно, независимо от Администрации г.Волгодонска, обеспечить финансирование мер по устранению выявленных прокурором нарушений законодательства.

Согласно локальной сметы стоимость монтажа системы экстренного оповещения работников, учащихся и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объекте МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес> составила 2031040 руб.

Поскольку из справки о доходах и расходах МАУК «ДК им.Курчатова», доход учреждения, в том числе от субсидий на выполнение (государственного) муниципального задания за 2023 год составляет 62893625,27 руб., а расходы – 61243031,10 руб., финансовая возможность устранить нарушения в сфере антитеррористического законодательства путем оборудования МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес>. системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствует.

Исходя из указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации ответчиками работы в сфере антитеррористической защищенности объекта культурного учреждения, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства в его деятельность, угрозу и причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц из числа посетителей, работников культурного учреждения, в связи с чем исковые требования прокурора признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда об устранении нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обязания Администрации г.Волгодонска, отдел культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования помещения МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта ( территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок – не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Отделу культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности, удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Волгодонска, отдел культуры г.Волгодонска, МАУК «ДК им.Курчатова» устранить нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования МАУК «ДК им.Курчатова» по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 01 апреля 2024 года.

Судья

2-629/2024 (2-4151/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Волгодонска
Ответчики
Администрация г. Волгодонска
Отдел культуры г.Волгодонска
МАУК "ДК им.Курчатова"
Другие
Беляевская Елена Евгеньевна
Рубашкина Татьяна Викторовна
Гладышева Елена Вадимовна
Галицкая Олеся Валентиновна
Чибичьян Оксана Валерьевна
Чижик Роман Васильевич
Суд
Волгодонской районный суд Ростовской области
Судья
Персидская Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
volgodonskoy.ros.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Подготовка дела (собеседование)
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее