44RS0002-01-2020-003927-93
Дело № 2-2356/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» ноября 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,
при секретаре Стяжковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голышева А. В. к Министерству Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Голышев А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои исковые требования тем, что приговором Красносельского районного суда Костромской области от 12 мая 2021 г. он был оправдан по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ. Апелляционным определением Костромского областного суда от 22 июля 2021 г. приговор Красносельского районного суда Костромской области оставлен без изменения. Таким образом, истец указывает, что он незаконно привлекался к уголовной ответственности с 05 октября 2018 г. Фактически с 24 июля 2019 г. до вынесения приговора он не имел реальной возможности выезжать за пределы г. Костромы, что сказывалось на его личной жизни. Также в связи с привлечением к уголовной ответственности и избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении он не имел возможности выезжать в командировки по работе и, соответственно, получать более высокую заработную плату. В период предварительного следствия и судебного разбирательства он постоянно морально страдал, также страдали и его родители, родственники. Истец считает, что незаконными действиями ему причинен моральный вред, который он оценивает в 2 300 000 рублей.
В судебном заседании истец Голышев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. При определении размера компенсации морального вреда просил учитывать: длительность уголовного преследования, категорию дела, избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и срок ее действия, указал, что у него производился обыск, который видели соседи, также у него были проблемы со сменой работы, он пытался устроиться в ООО «Золотые узоры» на должность менеджера отдела продаж и ООО «Империал» и ему было отказано в приеме, взяли только в ООО «Империал» на должность монтировщика.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, согласно отзыву, считал заявленную истцом сумму чрезмерной.
Представитель 3-го лица прокуратуры Костромской области Хрящева Е.Ю. в судебном заседании иск считала обоснованным в части, полагала, что с учетом всех обстоятельств по делу компенсация морального вреда не должна превышать 150 000 рублей.
Выслушав истца, представителя 3-го лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 53 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, если вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Судом установлено, что 14 сентября 2018 г. в отношении Голышева А.В. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ.
25 июня 2019 года Голышеву А.В. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ, этой же датой избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
09 июля 2019 года Голышеву А.В. было перепредъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ,
24 июля 2019 в отношении Голышева А.В. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
19 августа 2019 г. утверждено обвинительное заключение, согласно которому срок предварительного следствия по делу составил 10 месяцев 25 суток, дело направлено в суд.
Приговором Красносельского районного суда Костромской области от 12 мая 2021 г., оставленным без изменения апелляционным постановлением Костромского областного суда от 22 июля 2021 г., Голышев А.В. признан невиновным по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ и на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 и п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ оправдан за отсутствием в его деянии состава преступления. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена. За Голышевым А.В. признано право на реабилитацию.
В соответствии со ст.133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса;
4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
Поскольку Голышев А.В. незаконно подвергался уголовному преследованию, он имеет право на возмещение морального вреда. Сам факт указанного предполагает возникновение нравственных страданий у человека и не требует специального доказывания. Получение компенсационной суммы есть мера реабилитации потерпевшего, возможность минимизировать последствия негативных эмоций и переживаний, которые испытывал истец на протяжении всего времени рассмотрения уголовного дела.
Размер компенсации морального вреда определяется судом по правилам ст. ст. 1099, 1101 ГК РФ с учетом требований разумности и справедливости, характера причиненных потерпевшему страданий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10 (в редакции от 06.02.2007г.) указал, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В данном случае при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает следующее: реабилитация является полной; срок незаконного уголовного преследования, который составляет более двух с половиной лет, тяжесть предъявленного обвинения (средней тяжести); объем процессуальных действий, которые были совершены в отношении истца как подозреваемого, обвиняемого, избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и срок ее действия; индивидуальные особенности истца, ранее не судимого.
Доводы истца о том, что ему было отказано в приеме на работу в ООО «Золотые узоры» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку согласно ответу ООО «Золотые узоры» в 2019-2020 годах Голышев А.В. по вопросу трудоустройства в ООО «Золотые узоры» не обращался.
Учитывая вышеизложенное, исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая конкретные обстоятельства дела, на которые было указано выше, характера перенесенных истцом страданий, суд считает необходимым взыскать в пользу Голышева А.В. в возмещение морального вреда сумму 200 000 рублей, которую считает соответствующей требованиям разумности и справедливости.
В остальной части иска суд считает необходимым отказать.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Поскольку моральный вред был причинен истцу в результате уголовного преследования, осуществляемого органами, финансируемыми из федерального бюджета, компенсация морального вреда обоснованно определена ко взысканию за счет казны Российской Федерации, а обязанность по исполнению решения суда следует возложить Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Голышева А. В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в порядке реабилитации удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации в пользу Голышева А. В. компенсацию морального вреда в сумме 200 000 (двести тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Коровкина
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2021 года