Решение от 14.07.2020 по делу № 3а-215/2020 от 20.05.2020

Мотивированное решение изготовлено 24.07.2020 Дело № 3а-215/2020 25OS0000-01-2020-000197-39 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Е.А. Медведевой,

при секретаре И.А. Тороповой,

с участием представителя административного истца В.В. Соколова,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветошкина С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Находкинского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 26458,0 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 110 м от ориентира по направлению на северо-запад, адрес ориентира: <адрес> установленная названным актом, составляет 15 889 087,32 рублей.

Не согласившись с указанной кадастровой стоимостью, Ветошкин С.И. 13 марта 2018 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 06 апреля 2018 года № 6/13 установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости – 5440600 рублей, с которой административный истец также не согласен.

Ветошкин С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере равной его рыночной стоимости 2 963 800,00 рублей по состоянию на 01 февраля 2015 года. В обоснование требований указал, что он является арендатором данного земельного участка. Установленная постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчете № 55-о/2020 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленном ЗАО «Дальком-аудит» 23 апреля 2020 года, чем нарушаются его (административного истца) права и законные интересы, поскольку влечет за собой увеличение арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно указал, что в 2018 году Ветошкин С.И. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре определения кадастровой стоимости земельного участка, при этом закон не возлагает обязанность на физических лиц предварительно обращаться в указанную Комиссию.

В судебное заседание не явился административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Сведениями о неявке сторон по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.

Вместе с тем, от представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края поступил письменный отзыв на административный иск, в котором просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает доводы письменных возражений.

В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 и 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, заинтересованного лица, с участием представителя административного истца.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Ветошкин С.И. указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у него на праве аренды, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28), с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов административного дела усматривается, что 13 января 2015 года между Администрацией Находкинского городского округа («Арендодатель») и Ветошкиным С.И. («Арендатор») заключен договор аренды № 6011ф15 (дубликат от 22.10.2015 № 515) земельного участка, согласно которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок площадью 26458,0 кв.м., с кадастровым номером 25:31:030001:502, расположенный по <адрес>

Срок аренды установлен с 24 декабря 2014 года по 23 декабря 2019 года (пункт 1.4 Договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора за указанный в п. 1.1. настоящего договора земельный участок арендная плата определяется на основании постановлений администрации Приморского края от 19.03.2009 г. № 71-па «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края» и от 30.12.2010 г. № 437-па «О результатах государственной кадастровой оценки земли населенных пунктов Приморского края» по ставкам арендной платы за земельный участок, установленным на территории Находкинского городского округа органом местного самоуправления. Изменения размера арендной платы происходят на основании принимаемых актов уполномоченных органов без дополнительного соглашения между сторонами. Перерасчет арендной платы производится с момента вступления в силу нормативного акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы. При подписании договора арендная плата устанавливается согласно расчетам, являющимся Приложениями № 2, № 3.

Согласно абзацу «а» пункта 1 постановления администрации Приморского края от 19.03.2009 № 71-па размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается по формуле: А = К x Сan, где А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; Сan - ставка арендной платы за использование земельного участка. Ставка арендной платы устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

Аналогичные положения установлены пунктом 4 постановления от 11.03.2015 № 75-па (в редакции от 09.11.2018), которым признано утратившим силу постановление Администрации Приморского края от 19 марта 2009 года № 71-па «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Поскольку сумма арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд соглашается с доводами административного истца о том, что установленной кадастровой стоимостью земельного участка, затрагиваются его права и законные интересы, как плательщика арендной платы.

Из пояснений представителя административного истца следует, что в настоящее время договор аренды пролонгирован. Данное утверждение представителя административного истца не оспорено представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц, доказательств обратного не представлено в материалы дела.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 18 февраля 2020 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 5440 600 рублей, которая определена по состоянию на 01 февраля 2015 года, утверждена – 06 апреля 2018 года и внесена в реестр объектов недвижимости – 17 апреля 2018 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 06 апреля 2018 года № 6/13 (решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 06 апреля 2018 года № 6/13, принятого по результатам рассмотрения заявления Ветошкина С.И. от 13 марта 2018 года).

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен Отчет № 55-о/2020, составленный оценщиками ЗАО «Дальком-аудит» Бахваловым Е.А., Елизовой Т.Ю. 23 апреля 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 26458,0 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха. <адрес>, по состоянию на 01 февраля 2015 года составляет 2963 800 рублей.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательств несоответствия Отчета № 55-о/2020 от 23 апреля 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка как административными ответчиками, так и заинтересованным лицом, не заявлялось.

Проанализировав Отчет № 55-о/2020 от 23 апреля 2020 года, составленный оценщиками ЗАО «Дальком-аудит» Бахваловым Е.А., Елизовой Т.Ю., суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 оценщиками составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.

Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельного участка. Оценщиками проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка.

В Отчете применен только один оценочный подход – сравнительный, от применения доходного и затратного подходов оценщики обосновано отказались. В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Поскольку Отчет № 55-о/2020 от 23 апреля 2020 года составлен специалистами, имеющими необходимое образование, специальность, стаж работы; выводы, в соответствии с требованиями части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает его допустимым доказательством.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований Ветошкина С.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 2963800 рублей по состоянию на 01 февраля 2015 года.

Датой подачи административного искового заявления считать – 13 марта 2018 года (дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю).

Довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Право арендатора недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, прямо предусмотрено законом. Данное право и было реализовано административным истцом.

Довод представителя заинтересованного лица о пропуске административным истцом срока на обращения в суд с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у него на праве аренды, суд отклоняет, поскольку как указывалось ранее, Ветошкин С.И. 13 марта 2018 года обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №

Иные доводы, приведенные административным ответчиком и заинтересованным лицом в обоснование своей правовой позиции, также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 26458,0 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░. <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2963800 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 13 ░░░░░ 2018 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-215/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ветошкин Сергей Иванович
Ответчики
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Медведева Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация административного искового заявления
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Подготовка дела (собеседование)
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2020Судебное заседание
14.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее