Председательствующий Царева Е.А.
УИД 19RS0001-02-2022-009420-69
Дело № 33-2641/2023 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2023 года г. Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Шалгинова С.Н.,
судей Немежикова А.П., Тришканевой И.С.,
при секретаре - помощнике судьи Бедненко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Изюмовой Ю.С. на дополнительное решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 мая 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Изюмовой Ю.С. к Багаеву Д.О. о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав представителя Багаева Д.О. Никифорова Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изюмова Ю.С. обратилась в суд с иском к Багаеву Д.О. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что приговором Абаканского городского суда от 3 октября 2022 года ответчик признан виновным в совершении кражи катализатора автомобиля истца, за истцом признано право на удовлетворение гражданского иска. Истец просила взыскать с ответчика причиненный материальный ущерб в размере стоимости катализатора в сумме 140789 рублей, расходы по установке катализатора 1045 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 апреля 2023 года с Багаева Д.О. в пользу Изюмовой Ю.С. в счет возмещения материального ущерба взыскано 29203 рубля.
Дополнительным решением суда от 19 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований Изюмовой Ю.С. о компенсации морального вреда отказано.
С дополнительным решением суда не согласна Изюмова Ю.С. В апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования о компенсации морального вреда в полном объеме. Указывает, что после похищения ответчиком автомобильного катализатора истец не могла пользоваться транспортным средством, на котором возила детей в дошкольные и лечебные учреждения, в связи с чем испытывала нравственные страдания и переживания.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного постановления исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором Абаканского городского суда от 3 октября 2022 года Багаев Д.О. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде исправительных работ на срок 10 месяцев (л.д. 4-7).
Данным приговором установлено, что 24 мая 2021 года Багаев Д.О., находясь в боксе автосервиса ООО «<данные изъяты>», тайно похитил катализатор стоимостью 21250 рублей из автомобиля марки <данные изъяты>, принадлежащего Изюмовой Ю.С., чем причинил последней значительный материальный ущерб.
Заявляя требования о компенсации морального вреда, истец указывала, что указанными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказан факт нарушения действиями ответчика ее личных неимущественных или нематериальных благ, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в пунктах 1, 4, и 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.).
Гражданин, потерпевший от преступления против собственности, например, при совершении кражи, мошенничества, присвоения или растраты имущества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и др., вправе предъявить требование о компенсации морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания вследствие нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага (часть первая статьи 151, статья 1099 ГК РФ и часть 1 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2020 года №23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу», по смыслу положений пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданский иск о компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) может быть предъявлен по уголовному делу, когда такой вред причинен потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права (например, права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, авторские и смежные права) либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и др.). Исходя из положений части 1 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи гражданский иск о компенсации морального вреда подлежит рассмотрению судом и в случаях, когда в результате преступления, посягающего на чужое имущество или другие материальные блага, вред причиняется также личным неимущественным правам либо принадлежащим потерпевшему нематериальным благам (например, при разбое, краже с незаконным проникновением в жилище, мошенничестве, совершенном с использованием персональных данных лица без его согласия).
Исходя из конституционно-правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2021 года № 45-П, часть первая статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривая возможность взыскания в судебном порядке денежной компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий), причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, как таковая не исключает компенсацию морального вреда в случае совершения в отношении гражданина любого преступления против собственности, которое нарушает не только имущественные права данного лица, но и его личные неимущественные права или посягает на принадлежащие ему нематериальные блага (включая достоинство личности), если при этом такое преступление причиняет лицу физические или нравственные страдания.
Вместе с тем нарушение имущественных прав гражданина в результате преступления само по себе не означает нарушение его личных неимущественных прав или нематериальных благ.
Так, из материалов дела следует, что автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий истцу, представляет собой грузовой фургон, используемый истцом в предпринимательской деятельности по ремонту бытовой техники; нахождение автомобиля на станции технического обслуживания ответчика с зимы 2020-2021 годов до сентября 2021 года не связано с преступными действиями ответчика по хищению катализатора, и отсутствие катализатора (каталитического нейтрализатора выхлопных газов) транспортного средства не воспрепятствовало Изюмову А.В., супругу истца, использованию автомобилем по назначению (л.д. 4-5, 9).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доказательств нарушения ответчиком личных неимущественных прав или нематериальных благ истца последней не представлено, в том числе не представлено доказательств тех обстоятельств, на которые было указано в апелляционной жалобе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
дополнительное решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Изюмовой Ю.С. без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 1 ноября 2023 года.
Председательствующий Шалгинов С.Н.
Судьи Немежиков А.П.
Тришканева И.С.