Дело № 2-5079/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Коренецкой Е.В.,
при помощнике Гладышевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенко Людмилы Николаевны к территориальному отделу «Калининградский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обеспечении жилым помещением на условиях договора социального найма с участием третьих лиц Военного комиссариата Калининградской области, филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс»,
УСТАНОВИЛ:
Лысенко Л.Н. обратилась в суд с иском, в котором указывает, что работает в военном комиссариате Калининградской области < ИЗЪЯТО > лет, имеет стаж работы в Вооруженных силах СССР и РФ с < Дата > года по настоящее время. С 12.05.1993 состояла в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий при военном комиссариате Калининградской области с составом семьи < ИЗЪЯТО > человека. В настоящее время жилищная комиссия военного комиссариата упразднена, во включении в реестр лиц, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, истцу отказано с указанием, что порядок предоставления жилых помещений служащим МО РФ не определен. Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25.05.2012 за истцом признано право на получение жилья с возложением на военный комиссариат обязанности восстановить её в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма. Приказом военного комиссара Калининградской области от 09.06.2021 № истица восстановлена в очереди на получение жилого помещения и за ней признано право на получение жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом заявления о дополнении исковых требований, просит обеспечить её однокомнатной квартирой по договору социального найма от Министерства обороны РФ по нормам, установленным действующим законодательством в г. Калининграде, взамен ранее распределенной, утраченной.
В судебном заседании истец Лысенко Л.Н. исковые требования поддержала, пояснив, что приказом военного комиссара Калининградской области № от 09.06.2021 во исполнение решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25.05.2012 она была восстановлена в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма с мая 1993 года с признанием за ней права на получение жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Калининградской области – Солдатов О.Г., действующий на основании доверенности, пояснил, что комиссариат не имеет жилых помещений, которые могут быть предоставлены на основании договора социального найма, решение суда от 25.05.2012 было исполнено изданием приказа от 09.06.2021, вместе с тем учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, комиссариат не ведет.
Ответчики территориальный отдел «Калининградский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, третье лицо филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Территориальный отдел «Калининградский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» представил письменные возражения, в которых указывает, что не наделен полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, не состоящих в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обеспечение жильем лиц гражданского персонала осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Основания для обеспечения Лысенко Л.Н. жилым помещением по договору социального найма от Минобороны России отсутствуют.
Заслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено, Лысенко Л.Н. является лицом из гражданского персонала Министерства обороны РФ, работающей в военном комиссариате Калининградской области.
Решением жилищной комиссии Калининградского областного военного комиссариата от 15.08.1993 Лысенко Л.Н. в порядке исключения была поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения в общую очередь.
Жилищная комиссия военного комиссариата Калининградской области была упразднена, в 2010 году функции жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей были возложены на ФГУ «Западное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25.05.2012 за Лысенко Л.Н. признано право на получение жилого помещения по договору социального найма, на военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность восстановить Лысенко Л.Н. в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма с мая 1993 года. Указанным решением отказано в удовлетворении требований Лысенко Л.Н. об обеспечении жилым помещением за счет жилищного фонда Минобороны РФ по договору социального найма.
Из положений ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как следует из данной правовой нормы, право на жилищное обеспечение от Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по последнему перед увольнением месту службы, а также военнослужащие, увольняемые с военной службы после 01.01.2005.
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит исчерпывающий перечень категорий военнослужащих, имеющих право на жилищное обеспечение.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обеспечение жилыми помещениями, в том числе по договорам социального найма, по линии Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета исключительно лиц, наделенных определенным статусом.
Лысенко Л.Н. таким статусом не наделена, является гражданской служащей военного комиссариата Калининградской области, ни на момент постановки на учет, ни в настоящее время военнослужащей не являлась и не является.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации права на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, а именно в Северо-Западном регионе – филиал «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия которого входит в том числе предоставление жилого помещения в соответствии с утвержденными Инструкциями.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждены Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, ведется по очередности, исходя из даты их принятия на учёт.
Порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии гражданам, проходящим гражданскую службу, работающим по трудовому договору в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации определен Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 485.
Право на обеспечение Лысенко Л.Н. жилым помещением как гражданского служащего военного комиссариата Калининградской области сохранено, исходя из п. 61 «Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020 - 2022 годы», утвержденного Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 24.12.2019, Министром обороны РФ 27.12.2019, согласно которому, лица из числа гражданского персонала обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Лица гражданского персонала, принятые на учет до 01.03.2005 по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем какими-либо нормативно-правовыми документами порядок учета лиц из числа гражданского персонала для обеспечения их жилыми помещениями по социальному найму не определен.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет средств федерального бюджета по линии Министерства обороны РФ в каком-либо ином порядке, кроме определенного вышеуказанными Инструкциями, не предусмотрено, как и обеспечение лиц, не включенных в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Сведений о принятии в установленном порядке Лысенко Л.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
Поскольку Лысенко Л.Н. в единый реестр военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем, не включена, оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации, к компетенции которого отнесены вопросы обеспечения реализации права на жилище военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, обязанности по обеспечению её жилым помещение не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысенко Людмилы Николаевны к территориальному отделу «Калининградский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обеспечении жилым помещением на условиях договора социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2022 года.
Судья Е.В. Коренецкая