***
***
Дело № 2-1694/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2022 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Корепиной О.С.,
при секретаре судебного заседания Лысовой И.А.,
с участием представителя истца Свиридовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности совершить определенные действие,
установил:
Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно защитные сооружения гражданской обороны. Так, в силу закона защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на территории Кольского района по адрес***, расположено защитное сооружение гражданской обороны № противорадиационное укрытие, общей площадью *** Государственная регистрация права собственности за муниципальным образованием п.г.т.Мурмаши в едином государственном реестре недвижимости не осуществлена, не учитывается в реестре муниципальной собственности, а также в реестре федерального имущества, его балансодержатель отсутствует, в настоящее время объект является бесхозяйным. Отсутствие у указанного объекта собственника может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимости, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан при возникновении опасности введения военных действий, а также террористической угрозы. Просил возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение № – противорадиационное укрытие, расположенное по адрес***, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от *** в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора привлечены: ГУ МЧС России по Мурманской области, администрация Кольского района Мурманской области, администрация муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Квартал».
В судебном заседании представитель истца –помощник прокурора Кольского района Свиридовская Е.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, согласно которого полагала иск прокурора не подлежащим удовлетворению. Указала, что основания для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества отсутствуют, в том числе учитывая, что действующим законодательством полномочия по создания, сохранению и учету существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены, в том числе, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Кроме того, исходя из технического состояния спорного защитного сооружения, отраженного в акте осмотра от ***, спорный объект критериям защитного сооружения не отвечает, по своим характеристикам не является противорадиационным укрытием, необоснованно поставлен на учет, и подлежит исключению из всех учтенных документов, в качестве защитного сооружения гражданской обороны. Полагала, что в данном случае вопросы по содержанию указанного объекта относятся к расходным обязательствам соответствующих субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, к компетенции Росимущества и ответчика как его территориального органа не относятся. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Мурманской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которого полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку защитные сооружения гражданской обороны могут считаться объектами инженерной инфраструктуры, предназначенными для использования в особый период, в связи с чем, с учетом Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», защитные сооружения должны быть отнесены исключительно к федеральной собственности. Согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области значится защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, № в реестре МЧС России, тип-противорадиационное укрытие, расположенное по адрес***, по результатам инвентаризации ЗС ГО *** года признано бесхозяйным (собственник не установлен), в связи с чем должно находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона и подлежит включению в реестр федерального имущества. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.
Представитель администрации Кольского района Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, из представленного письменного отзыва следует, что разрешение заявленных прокурором требований оставляют на усмотрение суда, указывая, что сведений о спорном объекте недвижимости, расположенном в пгт.Мурмаши, в журналах учета защитных сооружений администрации района не содержится. Ходатайствуют о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которого просила принять законное и обоснованное решение, при вынесении которого учесть, что администрация не является собственником многоквартирного дома адрес*** дом не находится в казне муниципального образования, подвал и ПРУ, расположенное в подвале в реестр муниципального имущества отдельными объектами не передавались и не числятся. МКД № по адрес*** находится в управлении ООО «Квартал» (до *** ООО «ЖКУ-Сервис») в соответствии с договором управления от ***, по сообщению которого реконструкция подвального помещения с целью размещения в нем противорадиационного укрытия никогда не осуществлялась, изменения в техпаспорт дома не вносились.
Представитель третьего лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого оставил разрешение заявленных прокурором требований на усмотрение суда, указав, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете, о государственной регистрации прав и ограничениях в отношении объекта недвижимого имущества –защитное сооружение № –ПРУ, расположенное по адрес***, площадью *** отсутствуют. Просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Квартал» в судебное заседание не явилась, представила отзыв, согласно которого исковые требования не признала, полагала требования прокурора незаконными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что представленный в материалы дела паспорт защитного сооружения не соответствует требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденных Приказом МЧС России от *** №, так как не содержит необходимые подписи уполномоченных лиц. Технический паспорт МКД № по адрес*** не содержит информации о наличии в составе дома помещений ПРУ. В подвальном помещении, в котором по данным паспорт ЗС ГО находится ПРУ, размещено общедомовое инженерное сантехническое и электрическое оборудование, необходимые для поставки в указанные МКД коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг собственникам МКД, данные подвальные помещения защитным сооружением ГО не являются, так как не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к убежищам ГО п. 31 ГОСТ 42.0.02-2001, ГОСТ 4.4.01-2014, СП 88.133330.2014. Плановые испытания объекта ГО для оценки его работоспособности не проводились, характерные наружные элементы санитарно-технических и других систем отсутствуют, рабочие акты и акты ввода объекта ГО в эксплуатацию, равно как и акты ввода в эксплуатацию специального оборудования данного объекта в материалы дела не представлены, их данные в паспорте не указаны.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы, кроме того, в целях охраны права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, имеющий значение для реализации государством своих полномочий в области гражданской обороны. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1, пунктом 1 статьи Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации в числе полномочий в области гражданской обороны определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В целях реализации указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктами 2, 4, 8 и 14 которого установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты гражданской обороны.
Убежищем является защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Противорадиационное укрытие (далее - ПРУ) - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Укрытием признается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно положениям раздела 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от *** №, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является его паспорт, в котором указываются основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
При утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно ЗС ГО снимаются с учета.
В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает его готовность к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны.
К акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагаются, в частности, паспорт защитного сооружения, выписка из реестра федерального имущества, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, техническое заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В силу пункта 6 Положения об учете и о контроле использования федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы осуществляют учет федерального имущества и ведение реестра.
На территории Мурманской области указанные функции возложены на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по адрес***, находится защитное сооружение гражданской обороны, имеющее инвентарный №, номер ЗС ГО в реестре ГУ МЧС России №, номер ЗС ГО в МЧС России №, тип ЗС ГО – ПРУ, год приемки в эксплуатацию ***
Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны ПРУ №, данное ЗС ГО имеет вместимость 694 человека, общую площадь ***, расположение – встроенное в 5-этажное здание, класс защиты П-2.
Из технического паспорта № здания, расположенного по адрес***, следует, что фундамент дома конструктивно выполнен из железобетонных блоков заводской заготовки, подвальные перекрытия железобетонные, согласно экспликации и плана подвала в помещении 1 литера А подвала дома имеются спецпомещения, уборные, умывальные, туалетные комнаты, вспомогательные помещения.
По информации, предоставленной ГУ-МЧС России по Мурманской области в ходе судебного разбирательства, ЗС ГО с инв. № зарегистрировано в журнале учета ЗС ГО, расположенных на территории Мурманской области.
По сообщению МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, сведения о защитных сооружениях гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, документами, подтверждающими отнесение спорного объекта к ЗС ГО, МТУ Росимущество не располагает.
Администрация Кольского района сообщила, что сведений о спорном объекте недвижимости, расположенном в пгт.Мурмаши, в журналах учета защитных сооружений администрации района не содержится.
Администрации МО г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области сообщила, что подвал спорного жилого дома и ПРУ в подвале в реестр муниципального имущества отдельными объектами не передавались и не числятся.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект правообладателя не имеет, при этом с учета как объект гражданской обороны не снят, доказательств тому, что он утратил защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно, в материалах дела не имеется.
Соответственно в силу вышеприведенных правовых норм, указанное защитное сооружение гражданской обороны - ПРУ, расположенное по адрес***, является федеральной собственностью и подлежит соответствующему учету.
Указанное ЗС ГО до настоящего времени в реестр федерального имущества не включено, что подтверждено стороной ответчика.
При таких обстоятельствах на ответчика надлежит возложить обязанность по обеспечению учета указанного убежища как объекта федеральной собственности, включению его в реестр федерального имущества.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества, судом отклоняются, поскольку при рассмотрении дела установлено, что указанный объект является федеральной собственностью в силу закона, учет которого обеспечивает в Мурманской области МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.
Довод представителя ООО «Квартал» о том, что подвальное помещение не отвечает признакам ЗСГО и подлежит снятию с учета, судом также не принимается во внимание, поскольку доказательств тому, что объект утратил защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно, что явилось бы основанием для рассмотрения вопроса о снятии с такого учета, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просил обязать ответчика совершить определенные действия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что суд полагает разумным, обоснованным и достаточным для проведения ответчиком необходимых мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ –░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № –░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░***, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░