Решение от 09.11.2022 по делу № 2-1694/2022 от 22.09.2022

    ***

    ***

    Дело № 2-1694/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2022 года                         город Кола Мурманской области

    Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Корепиной О.С.,

при секретаре судебного заседания Лысовой И.А.,

с участием представителя истца Свиридовской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности совершить определенные действие,

установил:

Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно защитные сооружения гражданской обороны. Так, в силу закона защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на территории Кольского района по адрес***, расположено защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие, общей площадью *** Государственная регистрация права собственности за муниципальным образованием п.г.т.Мурмаши в едином государственном реестре недвижимости не осуществлена, не учитывается в реестре муниципальной собственности, а также в реестре федерального имущества, его балансодержатель отсутствует, в настоящее время объект является бесхозяйным. Отсутствие у указанного объекта собственника может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимости, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан при возникновении опасности введения военных действий, а также террористической угрозы. Просил возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение – противорадиационное укрытие, расположенное по адрес***, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от *** в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора привлечены: ГУ МЧС России по Мурманской области, администрация Кольского района Мурманской области, администрация муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.

Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Квартал».

В судебном заседании представитель истца –помощник прокурора Кольского района Свиридовская Е.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, согласно которого полагала иск прокурора не подлежащим удовлетворению. Указала, что основания для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества отсутствуют, в том числе учитывая, что действующим законодательством полномочия по создания, сохранению и учету существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены, в том числе, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Кроме того, исходя из технического состояния спорного защитного сооружения, отраженного в акте осмотра от ***, спорный объект критериям защитного сооружения не отвечает, по своим характеристикам не является противорадиационным укрытием, необоснованно поставлен на учет, и подлежит исключению из всех учтенных документов, в качестве защитного сооружения гражданской обороны. Полагала, что в данном случае вопросы по содержанию указанного объекта относятся к расходным обязательствам соответствующих субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, к компетенции Росимущества и ответчика как его территориального органа не относятся. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Мурманской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которого полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку защитные сооружения гражданской обороны могут считаться объектами инженерной инфраструктуры, предназначенными для использования в особый период, в связи с чем, с учетом Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», защитные сооружения должны быть отнесены исключительно к федеральной собственности. Согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области значится защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер , в реестре МЧС России, тип-противорадиационное укрытие, расположенное по адрес***, по результатам инвентаризации ЗС ГО *** года признано бесхозяйным (собственник не установлен), в связи с чем должно находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона и подлежит включению в реестр федерального имущества. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Представитель администрации Кольского района Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, из представленного письменного отзыва следует, что разрешение заявленных прокурором требований оставляют на усмотрение суда, указывая, что сведений о спорном объекте недвижимости, расположенном в пгт.Мурмаши, в журналах учета защитных сооружений администрации района не содержится. Ходатайствуют о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которого просила принять законное и обоснованное решение, при вынесении которого учесть, что администрация не является собственником многоквартирного дома адрес*** дом не находится в казне муниципального образования, подвал и ПРУ, расположенное в подвале в реестр муниципального имущества отдельными объектами не передавались и не числятся. МКД по адрес*** находится в управлении ООО «Квартал» (до *** ООО «ЖКУ-Сервис») в соответствии с договором управления от ***, по сообщению которого реконструкция подвального помещения с целью размещения в нем противорадиационного укрытия никогда не осуществлялась, изменения в техпаспорт дома не вносились.

Представитель третьего лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого оставил разрешение заявленных прокурором требований на усмотрение суда, указав, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете, о государственной регистрации прав и ограничениях в отношении объекта недвижимого имущества –защитное сооружение –ПРУ, расположенное по адрес***, площадью *** отсутствуют. Просил о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Квартал» в судебное заседание не явилась, представила отзыв, согласно которого исковые требования не признала, полагала требования прокурора незаконными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что представленный в материалы дела паспорт защитного сооружения не соответствует требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденных Приказом МЧС России от *** , так как не содержит необходимые подписи уполномоченных лиц. Технический паспорт МКД по адрес*** не содержит информации о наличии в составе дома помещений ПРУ. В подвальном помещении, в котором по данным паспорт ЗС ГО находится ПРУ, размещено общедомовое инженерное сантехническое и электрическое оборудование, необходимые для поставки в указанные МКД коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг собственникам МКД, данные подвальные помещения защитным сооружением ГО не являются, так как не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к убежищам ГО п. 31 ГОСТ 42.0.02-2001, ГОСТ 4.4.01-2014, СП 88.133330.2014. Плановые испытания объекта ГО для оценки его работоспособности не проводились, характерные наружные элементы санитарно-технических и других систем отсутствуют, рабочие акты и акты ввода объекта ГО в эксплуатацию, равно как и акты ввода в эксплуатацию специального оборудования данного объекта в материалы дела не представлены, их данные в паспорте не указаны.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы, кроме того, в целях охраны права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, имеющий значение для реализации государством своих полномочий в области гражданской обороны. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1, пунктом 1 статьи Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Согласно статье 6 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации в числе полномочий в области гражданской обороны определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В целях реализации указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктами 2, 4, 8 и 14 которого установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты гражданской обороны.

Убежищем является защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Противорадиационное укрытие (далее - ПРУ) - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Укрытием признается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно положениям раздела 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от *** , статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.

Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является его паспорт, в котором указываются основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

При утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно ЗС ГО снимаются с учета.

В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия.

В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает его готовность к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны.

К акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагаются, в частности, паспорт защитного сооружения, выписка из реестра федерального имущества, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, техническое заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В силу пункта 6 Положения об учете и о контроле использования федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы осуществляют учет федерального имущества и ведение реестра.

На территории Мурманской области указанные функции возложены на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по адрес***, находится защитное сооружение гражданской обороны, имеющее инвентарный , номер ЗС ГО в реестре ГУ МЧС России , номер ЗС ГО в МЧС России , тип ЗС ГО – ПРУ, год приемки в эксплуатацию ***

Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны ПРУ , данное ЗС ГО имеет вместимость 694 человека, общую площадь ***, расположение – встроенное в 5-этажное здание, класс защиты П-2.

Из технического паспорта здания, расположенного по адрес***, следует, что фундамент дома конструктивно выполнен из железобетонных блоков заводской заготовки, подвальные перекрытия железобетонные, согласно экспликации и плана подвала в помещении 1 литера А подвала дома имеются спецпомещения, уборные, умывальные, туалетные комнаты, вспомогательные помещения.

По информации, предоставленной ГУ-МЧС России по Мурманской области в ходе судебного разбирательства, ЗС ГО с инв. зарегистрировано в журнале учета ЗС ГО, расположенных на территории Мурманской области.

По сообщению МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, сведения о защитных сооружениях гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, документами, подтверждающими отнесение спорного объекта к ЗС ГО, МТУ Росимущество не располагает.

Администрация Кольского района сообщила, что сведений о спорном объекте недвижимости, расположенном в пгт.Мурмаши, в журналах учета защитных сооружений администрации района не содержится.

Администрации МО г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области сообщила, что подвал спорного жилого дома и ПРУ в подвале в реестр муниципального имущества отдельными объектами не передавались и не числятся.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект правообладателя не имеет, при этом с учета как объект гражданской обороны не снят, доказательств тому, что он утратил защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно, в материалах дела не имеется.

Соответственно в силу вышеприведенных правовых норм, указанное защитное сооружение гражданской обороны - ПРУ, расположенное по адрес***, является федеральной собственностью и подлежит соответствующему учету.

Указанное ЗС ГО до настоящего времени в реестр федерального имущества не включено, что подтверждено стороной ответчика.

При таких обстоятельствах на ответчика надлежит возложить обязанность по обеспечению учета указанного убежища как объекта федеральной собственности, включению его в реестр федерального имущества.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества, судом отклоняются, поскольку при рассмотрении дела установлено, что указанный объект является федеральной собственностью в силу закона, учет которого обеспечивает в Мурманской области МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

Довод представителя ООО «Квартал» о том, что подвальное помещение не отвечает признакам ЗСГО и подлежит снятию с учета, судом также не принимается во внимание, поскольку доказательств тому, что объект утратил защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно, что явилось бы основанием для рассмотрения вопроса о снятии с такого учета, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил обязать ответчика совершить определенные действия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что суд полагает разумным, обоснованным и достаточным для проведения ответчиком необходимых мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

             ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ –░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░***, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░

2-1694/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кольского района
Ответчики
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Другие
Управление Росреестра по Мурманской области
ГУ МСЧ России по Мурманской области
ООО "Квартал"
Администрация Кольского района Мурманской области
Администрация МО Мурмаши Кольского района Мурманской области
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Корепина Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
kola.mrm.sudrf.ru
22.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2022Передача материалов судье
26.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее