Судья Сопачева М.В. |
Дело № 33-2261 УИД 44RS0001-01-2020-003968-07 (№ дела в суде первой инстнации 2-3085/2020) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Лукьяновой С.Б.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.,
при секретаре Миронове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения Костромской области на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 24 августа 2020 года, которым исковые требования прокурора города Костромы в интересах Иванова Александра Витальевича удовлетворены.
На департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность обеспечить Иванова Александра Витальевича, 24.02.1972 года рождения, лекарственными препаратами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верашпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав прокурора Рылову Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Костромы, действуя в интересах Иванова А.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Костромы по обращению Иванова А.В., ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Иванов А.В. является инвалидом <данные изъяты>: <данные изъяты> При получении набора социальных услуг Иванов А.В. имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами. Вместе с тем до настоящего времени Иванов А.В. не обеспечен в необходимом объеме лекарственными средствами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор», «Метопролол». В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно или со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, возложены на ответчика.
В связи с этим прокурор просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Иванова А.В. лекарственными средствами «Тромбоасс» не менее 3 000 мг в месяц, «Клопидогрел» не менее 2 250 мг в месяц, «Верошпирон» не менее 750 мг в месяц, «Тикагрелор» (Брилинта) не менее 5 400 мг в месяц до 31 декабря 2020 года, «Метопролол» не менее 1 500 мг в месяц.
В качестве третьего лица в деле участвовало ОГБУЗ «Городская больница города Костромы».
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе департамент здравоохранения Костромской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что Иванов А.В. обеспечивается лекарственными средствами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор», «Метопролол». Кроме того, по информации ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» в соответствии с клиническими рекомендациями «Тикагрелор» и «Клопидогрел» в рамках проводимой дезагрегатной терапии у пациентов с инфарктом миокарда и нестабильной стенокардией являются взаимоисключающими лекарственными препаратами и одновременно не назначаются.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Костромы просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предоставили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 41 и Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (п. 2 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ).
Организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 5 п. 1 ст. 29 ФЗ № 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; к их числу отнесены, в частности, инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 ФЗ№ 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, в число которых включены препараты: «Ацетилсалициловая кислота», «Клопидогрел», «Метопролол», «Спиронолактон» и «Тикагрелор».
Приказом Минздрава от 09 января 2020 года № 1н утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в который включены лекарственные препараты: «Ацетилсалициловая кислота», «Клопидогрел», «Метопролол» и «Тикагрелор».
Согласно ч. 3 ст. 6.5 ФЗ № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2, 4 ст. 4.1 ФЗ № 178-ФЗ).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2019 года № 511-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
В соответствии с п. 38 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно Положению о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденному Постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится, в частности:
- организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из п. 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.
В соответствии с п. 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Иванов А.В., 24 февраля 1972 года рождения, является <данные изъяты>, состоит на учете в ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» с диагнозами: <данные изъяты>
22 июня 2019 года Иванов А.В. перенес <данные изъяты> в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.».
Лечащим врачом Иванову А.В. в связи с имеющимися у него заболеваниями рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: «Тромбоасс» («Ацетилсалициловая кислота») 100 мг 1 раз в день, «Клопидогрел» 75 мг 1 раз в день, «Верошпирон» («Спиронолактон») 25 мг 1 раз в день, «Тикагрелор» 90 мг 2 раза в день до конца 2020 года, «Метопролол» 50 мг 2 раза в день.
Иванов А.В. как инвалид должен обеспечиваться лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Тем не менее, как установлено судом и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, в истекшем периоде 2020 года Иванов А.В. в необходимом объеме указанными лекарственными препаратами обеспечен не был.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что Иванов А.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде бесплатного предоставления лекарственного обеспечения, назначенные лекарственные препараты необходимы ему по медицинским показаниям. Между тем Иванов А.В. лекарственными препаратами «Тромбоасс» «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» в необходимом объеме обеспечен не был. Обязанность по бесплатному обеспечению истца необходимыми лекарственными препаратами возложена на департамент здравоохранения Костромской области, невыполнение которым возложенных на него обязанностей свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. В связи с этим суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного иска.
Приведенные выводы суда соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела, судом в решении они подробно мотивированы со ссылками на нормы действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы суда.
Утверждения заявителя жалобы о том, что Иванов А.В. обеспечивается вышеуказанными лекарственными средствами, противоречат материалам дела и объяснениям представителя департамента здравоохранения Костромской области, которые были даны в суде первой инстанции.
Доводы о том, что препараты «Тикагрелор» и «Клопидогрел» являются взаимоисключающими и одновременно не назначаются, не могут повлечь отмену или изменение решения суда, поскольку каждый из указанных препаратов был Иванову А.В. назначен, при этом препарат «Тикагрелор» (или «Брилинта») назначен лишь до декабря 2020 года, остальные препараты – для постоянного приема. В решении судом указано на возложение на ответчика обязанности обеспечить Иванова А.В. лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме. В связи с этим противоречий в решении суда не усматривается, вопрос об обеспечении Иванова А.В. двумя названными лекарственными средствами может быть решен в процессе исполнения судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения Костромской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: