Дело № 2а-239/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2020 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ефременковой В.В., с участием помощника судьи Глушцовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» к судебному приставу-исполнителю Отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Бачерикову Ярославу Андреевичу, Управлению ФССП по Калининградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Черняховский городской округ» обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, либо его снижении, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области от 29.01.2019 года по исполнительному производству № от 14.11.2018 выданного на основании Решения Черняховского городского суда, по которому администрация является должником, о проведении ремонта дорог по улицам Молодогвардейцев и Юбилейной в п. Тимофеевка Черняховского района Калининградской области.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, условленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Бачериковым Я.А. было вынесено постановление № от 29.01.2019 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое поступило в адрес администрации муниципального образования «Черняховский городской круг» 13.01.2020 г. С этой даты администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» стало известно о наличии указанного постановления.
Администрация МО «Черняховский городской округ» принимает все возможные меры по исполнению судебного решения, подготовлена сметная документация по ремонту дорожного покрытия. Примерная стоимость работ свыше двух миллионов рублей. Бюджет муниципального образования на 2019 г. сформирован и указанные суммы планируется предусмотреть на 2020 год.
В судебное заседание представитель административного истца администрации МО «Черняховский городской округ» не явился. Просит дело рассмотреть в его отсутствие. Просит требования удовлетворить.
Административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), с учетом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 7 ст. 112 вышеуказанного Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с п. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием для освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
В суде установлено, что решением Черняховского городского суда Калининградской области от 05 сентября 2018 года, вступившим в законную силу, исковые требования прокурора города Черняховска удовлетворены. На Администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ» возложена обязанность в срок до 01 июля 2019 года осуществить ремонт дороги по улицам Молодогвардейцев, Юбилейная в пос.Тимофеевка Черняховского района Калининградской области; в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу по ул.Молодогвардейцев, ул.Юбилейная в пос.Тимофеевка Черняховского района Калининградской области окосить обочины дороги, удалить древесно-кустарную растительность в целях обеспечения видимости приближающегося транспорта.
14.11.2018 года ОСП Черняховского района УФССП по Калининградской области возбуждено исполнительное производство №, с установлением пятидневного срока для добровольного выполнения требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением должником, требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, условленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава исполнителя Отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Бачериковым Я.А. 29.01 2019 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление поступило в администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ» 13 января 2020 года.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, должник администрация МО «Черняховский городской округ» указал, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. В качестве таких мер указано на подготовку сметной документации по ремонту дорожного покрытия, указанных в решении суда дорог, отсутствие достаточных денежных средств в бюджете для финансирования ремонтных работ.
Суд считает, что оснований для полного освобождения Администрации МО «Черняховский городской округ» от уплаты исполнительского сбора не имеется, при этом суд исходит из того, что должник не совершал умышленных действий по намеренному уклонению от исполнения судебного решения.
Суд учитывает, что бюджетное финансирование администрации осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением бюджетных расходов, иные расходы финансированием не обеспечены.
Принимая во внимание, достаточно большой объем и стоимость работ, а также сложное имущественное положение должника, оценив представленные стороной истца доказательства, а также степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу об уменьшении исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 29 января 2019 года по исполнительному производству № с 50000 рублей до 37 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 29 ░░░░░░ 2019 ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 37500 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░