АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-6068/08
дата оглашения резолютивной части 01.12.2008 г.
полный текст изготовлен 08.12.2008 г.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи О.В.Захарова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В.Дроздовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Горохову Игорю Юрьевичу
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя – Хромина А.В. по доверенности №6 от 14.01.2008 года,
от лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении - не явился;
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя И.Ю. Горохова за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыва, заявлений, ходатайств не представил. На основании ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований о привлечении Горохова И.Ю. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по основаниям, изложенным в заявлении, указывая, что выявленные нарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, зафиксированы в надлежащим образом оформленном протоколе.
Из материалов дела следует, что Горохов И.Ю., 04.07.1971 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 24.01.2006, ОГРН 306702402400011, действует на основании свидетельства серия 70 № 001177030. Предпринимателю 11.09.2006 выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, № АСС-70-059307 со сроком действия с 11.09.2006 по 11.09.2011, на основании которой И.Ю. Горохов осуществляет деятельность по перевозке пассажиров.
06.06.2008 года в отношении индивидуального предпринимателя Горохова И.Ю. государственным инспектором отдела автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Кайп Е.Н. составлен протокол № 001883 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, с указанием на выявление 31.10.2008 в 10 час. 25 мин. в г. Томске, ул. Котовского, 19 в результате проведенной проверки нарушений, а именно:
- предпринимателем Гороховым И.Ю. осуществляется перевозка пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту № 442 без договора с заказчиком перевозок – Администрацией Томской области, без паспорта маршрута, утвержденного заказчиком перевозок, без графиков (расписаний) движения, согласованных с заказчиком перевозок.
-предприниматель Горохов И.Ю., осуществляющий перевозку пассажиров по регулярному автобусному маршруту №442 не предоставляет льготный проезд пассажирам, имеющим на это право.
Привлечение И.Ю. Горохова к ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за указанные выше нарушения является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителя административного органа, суд считает привлечение индивидуального предпринимателя И.Ю. Горохова к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и наложение на него соответствующего административного взыскания обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Статьей 2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия в соответствии со ст.2 данного закона представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров установлен п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к их числу относится: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Законом Томской области от 10.04.2001 г. № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» предусмотрена организация перевозок пассажиров в Томской области на основе заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между перевозчиком, т.е юридическим или физическим лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и органами государственной власти и местного самоуправления либо уполномоченными ими юридическими лицами, выступающими заказчиками перевозок.
Согласно п.5.2.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Согласно п.5.2.2 указанного выше положения, а также согласно «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 г., владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, что маршрут № 442 является межмуниципальным (междугородним) маршрутом.
Таким образом, поскольку маршрут №442 является межмуниципальным (междугородним), договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа должен быть заключен перевозчиком с заказчиком – Администрацией Томской области, паспорт маршрута, графики (расписания) движения по указанному маршруту подлежат также согласованию с Администрацией Томской области. При этом, обязанность заключить договор, согласовать паспорт и графики (расписание) движения с Администрацией Томской области возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих.
«Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденными приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987г. №176, в разделе 2 «Особые условия перевозок пассажиров» установлена обязанность перевозчика по предоставлению льготного и бесплатного проезда для отдельных категорий пассажиров.
Законом Томской области от 20.01.2005г. №14-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте», постановлением Администрации Томской области от 12.10.2007г. №155а «О порядке предоставления и использования единого социального проездного документа на территории Томской области» определен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч.2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Из объяснения представителя заявителя, а также из представленных заявителем материалов следует, что предпринимателем Гороховым И.Ю. деятельность по перевозкам пассажиров на автобусе по регулярному пригородному маршруту №442, проходящему как по территории г.Томска, так и по территории ЗАТО Северск, осуществляется.
В объяснительной, приложенной к протоколу серии ТМО №001883 об административном правонарушении предприниматель Горохов И.Ю. указал, что перевозку пассажиров осуществляет на основании договора аренды автомобиля с экипажем №БП-44 от 20.05.2008 г.; паспорт маршрута, схема и другие документы находятся у Алексеева А.П. - директора ООО «Росич». Доказательств, подтверждающих, что Алексеевым А.А. заключен договор с уполномоченным лицом, выступающим заказчиком перевозок, не представлено.
Данные обстоятельства указывают на нарушение обязательных требований, установленных Законом Томской области от 10.04.2001 г.№ 21-ОЗ, выполнение которых относится к условиям осуществления деятельности по выданной лицензии.
Договор с заказчиком перевозок на право оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярному автобусному маршруту №442, паспорт и графики движения, согласованные с Администрацией Томской области Гороховым И.Ю. на момент проверки, а также в материалы дела не представлены, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт передачи автотранспортного средства с экипажем в аренду.
Таким образом, имеющимися в деле актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснением предпринимателя, данными административному органу, путевым листом №20/9 за период с 20 по 26.09.2008 г., подтверждено нарушение предпринимателем Гороховым И.Ю. ряда требований по обеспечению безопасности дорожного движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с условиями, указанными в выданной лицензии, а именно – осуществление перевозки пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту № 442 без договора с заказчиком перевозок – Администрацией Томской области, без паспорта маршрута, утвержденного заказчиком перевозок, без графиков (расписаний) движения, согласованных и утвержденных заказчиком перевозок. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ за совершение указанных правонарушений не истек.
Факт непредставления льготного проезда пассажиру, имеющему на это право, также подтвержден материалами дела - заявлением гражданина Куницкого В.В., единым социальным проездным билетом Куницкого В.В. СЕ 0007587 сроком действия с 01.09.2008 г. по 30.09.08 г., билетно-учетным листом за 20.09.2008 г., объяснением Горохова И.Ю.
Отказывая в предоставлении льготного проезда гражданам, имеющим на это право в транспорте общего пользования, предпринимателем нарушаются лицензионные требования и условия по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, представленными заявителем доказательствами подтверждено нарушение предпринимателем Гороховым И.Ю. требований по обеспечению безопасности дорожного движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с выданной лицензией.
Между тем, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении N 2 от 27.01.2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в Постановлении N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения.
Поскольку правонарушение (применительно к непредставлению льготного проезда пассажиру) совершено 19.09.2007 г., что следует из заявления гражданина Куницкого В.В. (л.д.15), то срок давности привлечения к административной ответственности по этому эпизоду на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции истек.
Согласно положениям ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (и примечания к ней) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
С учетом изложенного, наличие события правонарушения (осуществление перевозки пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту № 442 без договора с заказчиком перевозок – Администрацией Томской области, без паспорта маршрута, утвержденного заказчиком перевозок, без графиков (расписаний) движения, согласованных с заказчиком перевозок) , вина лица, в отношении которого составлен протокол, подтверждены материалами дела об административном правонарушении.
Содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным в ст.28.2 главы 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях; протокол содержит сведения, перечисленные в ч.2 ст.28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др., также имеется отметка о разъяснении прав.
В связи с изложенным, имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя Горохова И.Ю. к ответственности по ст.14.1 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначения ему административного наказания.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность согласно п.2 ст.4.3 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;
Учитывая, что Горохов Игорь Юрьевич раннее привлекался к ответственности за аналогичные нарушения (решение Арбитражного суда Томской области от 21.03.2008 г. по делу № А67-811/08, решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2008 года по делу № А67-2698/08), что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, суд считает необходимым назначить максимальное административное наказание в рамках санкции, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 – 175, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст.2.4, 3.1, 4.1, 4.2, ч.3 ст.14.1, ст. ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.8 – 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Признать Горохова Игоря Юрьевича, 04.07.1971 года рождения, место рождения г.Томск, проживающего по адресу: Томская область, г.Северск, ул.Крупской, д.31 кв.19, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области 24.01.2006 года, ОГРН 306702402402400011, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Получатель штрафа УФК по Томской области (УГАДН по ТО), ИНН 7021016438, КПП 701701001, код ОКАТО 69401000000, счет 40101810900000010007, наименование банка ГРКЦ ГУ ЦБ по Томской области г. Томск, БИК 046902001, код доходов бюджета РФ 10611630000010000140.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней.
Судья О.В.Захаров