Судья: Малахова Е.Б. | Дело <данные изъяты>RS0<данные изъяты>-83 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 09 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Абдулгалимовой Н.В.,
судей Бессудновой Л.Н., Мироновой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевым Н.О.,
с участием прокурора Шумской А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению Чеховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» об обязании принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения,
по апелляционной жалобе Муниципального предприятия <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» на решение Чеховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Мироновой Т.В.,
установила:
Чеховский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом имеющихся уточнений) к Муниципальному предприятию <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» об обязании принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения: водозаборного узла, расположенного по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, д. Беляево, стр. 216; канализационной насосной станции <данные изъяты> Любучаны, расположенной по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, <данные изъяты>, стр. 31; водозаборного узла <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, <данные изъяты>, стр. 58а; водозаборного узла, расположенного по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, д.Зыкеево, стр. 1/1, а именно: обустройство ограждения территории КНС, ВЗУ, обеспечивающее пресечение несанкционированного проникновения на территорию объекта посторонних лиц и транспорта; оборудование системой охранного освещения, а также системой охранной телевизионной, системой охранной сигнализации, передающей сигнал тревоги сотрудникам подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения при попытке несанкционированного проникновения нарушителя.
Свои требования мотивирует тем, что МП «ЖКХ <данные изъяты>» осуществляет деятельность по водоснабжению населения г.о. Чехов, в хозяйственном ведении предприятия и эксплуатации находятся вышеуказанные объекты, которым присвоена 4 категория антитеррористической защищенности. В ходе проведения Чеховской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности было установлено, что данные объекты не имеют ограждений, доступ на территорию не ограничен, объекты не оборудованы «тревожной кнопкой», отсутствует физическая охрана. Таким образом, указанные объекты, которые эксплуатируются МП «ЖКХ <данные изъяты>», не отвечают требованиям антитеррористической защищенности, что влечет нарушение порядка реализации мер государственной политики в области противодействия терроризму и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данный объект жизнеобеспечения уязвим для несанкционированных посягательств террористической и диверсионной направленности. Несанкционированное проникновение на территорию объекта может повлечь совершение диверсионных действий на объекте и также поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Решением Чеховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено: обязать Муниципальное предприятие <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» принять меры к обеспечению антитеррористической безопасности, а именно обустройству ограждения территорий КНС, ВЗУ, обеспечивающего пресечение несанкционированного проникновения на территорию объектов посторонних лиц и транспорта; оборудованию системой охранного освещения, а также системой охранной телевизионной, системой охранной сигнализации, передающей сигнал тревоги сотрудникам подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения при попытке несанкционированного проникновения нарушителя, в отношении следующих объектов:
- водозаборного узла, расположенного по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, д. Беляево, стр. 216;
- канализационной насосной станции <данные изъяты> Любучаны, расположенной по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, <данные изъяты>, стр. 31;
- водозаборного узла <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, <данные изъяты>, стр. 58а;
- водозаборного узла, расположенного по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, д.Зыкеево, стр. 1/1.
Не согласившись с решением суда, муниципальное предприятие <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает на то, что к участию в деле в качестве соответчика не был привлечен собственник очистных сооружений – орган местного самоуправления, ответственный за исполнение закона, что предъявленные исковые требования недостаточно детализированы и могут вызвать проблемы в исполнении.
Помощник прокурора в судебном заседании апелляционной инстанции полагал решение суда не подлежащим отмене, поддержал письменные возражения на жалобу ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> в ходе проверки соблюдения исполнения требований законодательства, регламентирующего обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения г.о.<данные изъяты>, установлено, что МП «ЖКХ <данные изъяты>» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению населения г.о. Чехов, в хозяйственном ведении предприятия и эксплуатации находятся: водозаборный узел по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, д. Беляево, стр. 216; канализационная насосная станция <данные изъяты> Любучаны, расположенная по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, <данные изъяты>, стр. 31; водозаборный узел <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, <данные изъяты>, стр. 58а; водозаборный узел, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о. Чехов, д.Зыкеево, стр. 1/1.
При этом, как усматривается из выписок из ЕГРН, документов, представленных Администрацией г.о. Чехов:
- водозаборный узел д. Зыкеево, стр. 1/1, кадастровый <данные изъяты>, принят в муниципальную собственность от ТОО «Молодинское» и закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «ЖКХ <данные изъяты>» в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>; право муниципальной собственности зарегистрировано в ЕГРН <данные изъяты>, право хозяйственного ведения – <данные изъяты>;
- водозаборный узел <данные изъяты> <данные изъяты>, стр. 58а принят в муниципальную собственность и закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «ЖКХ <данные изъяты>» в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, права на объект не зарегистрированы;
- канализационная насосная станция <данные изъяты> <данные изъяты>, стр. 31, кадастровый <данные изъяты> в реестре муниципального имущества городского округа Чехов не значится; в соответствии с постановлением Администрации Чеховского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> объект закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «ЖКХ <данные изъяты>»; право хозяйственного ведения зарегистрировано в ЕГРН <данные изъяты>;
- водозаборный узел д. Беляево, стр. 216, кадастровый <данные изъяты>, принят в муниципальную собственность от колхоза «Ленинское знамя» и закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «ЖКХ <данные изъяты>» в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>; право муниципальной собственности зарегистрировано в ЕГРН <данные изъяты>.
Всем вышеуказанным объектам присвоена четвертая категория антитеррористической защищенности.
При этом указанные объекты не имеют ограждений, доступ на территорию не ограничен, объекты не оборудованы тревожной кнопкой, отсутствует физическая охрана.
Данные обстоятельства подтверждаются актами выездной проверки от <данные изъяты>
Судом установлено, что в адрес МП ЖКХ <данные изъяты> направлялись представления об устранении нарушений федерального законодательства, в ответ на которые ответчик сообщил, что предприятие определило объем необходимых затрат и организует и проведет необходимые мероприятия при принятии положительного решения по направленному в администрацию городского округа Чехов в лице Управления ЖКХ Администрации городского округа Чехов запросу о рассмотрении вопроса о выделении субсидий на указанные выше цели.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма закреплены в Федеральном законе от <данные изъяты> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно статье 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <данные изъяты>, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, форма паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1055 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также форм паспорта безопасности этих объектов (территорий)" и постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1467 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1467 настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, включая вопросы их категорирования, охраны, оборудования инженерно-техническими средствами охраны, информирования об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах водоснабжения и водоотведения и реагирования на полученную информацию, контроля за выполнением настоящих требований, а также разработки паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1467 категорирование осуществляется в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, включенных в перечень объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию (далее - перечень объектов).
Перечень объектов формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании данных о коммунальной инфраструктуре субъекта Российской Федерации.
Перечень объектов формируется по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня объектов письменно уведомляет соответствующие организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения, о принятом решении.
В случае ввода в эксплуатацию нового (или ликвидации существующего) объекта водоснабжения и водоотведения уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня завершения необходимых мероприятий по вводу объекта водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию (ликвидации объекта водоснабжения и водоотведения) вносит соответствующие изменения в перечень объектов в порядке, предусмотренном для его формирования, и уведомляет об этом соответствующие организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту "в" пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1467 настоящие требования не распространяются на объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в сформированные в соответствии с пунктом 12 настоящих требований перечни объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию.
Пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1467 установлено, что для проведения категорирования объекта водоснабжения и водоотведения решением руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, в течение 2 месяцев со дня получения уведомления о включении этого объекта водоснабжения и водоотведения в перечень объектов создается комиссия по обследованию и категорированию объекта водоснабжения и водоотведения.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения, в котором отражаются сведения, собранные об объекте водоснабжения и водоотведения, присваиваемая объекту водоснабжения и водоотведения категория с указанием критериев категорирования, на основании которых она присвоена, оценка состояния антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения, а также мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения (пункт 20 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1467).
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, а также формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 Требования установлено, что под объектами водоснабжения и водоотведения для целей настоящих требований следует понимать территориально обособленные (расположенные в пределах внешнего периметра, границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации) комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей).
В силу п. 26 Требований обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объект водоснабжения и водоотведения;
б) выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте водоснабжения и водоотведения режима и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов;
в) пресечение попыток совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения;
г) минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения и ликвидацию угроз террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения;
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения;
е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте водоснабжения и водоотведения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п. 30 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения путем его охраны, реализации на нем пропускного и внутриобъектового режимов, а также выполнения функций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуются в рамках частной охранной деятельности или ведомственной охраны, на объекте водоснабжения и водоотведения должно быть организовано круглосуточное дежурство постов подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, сотрудники которого в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащаются на объектах водоснабжения и водоотведения третьей и четвертой категории - специальными средствами.
В соответствии с п. 39 Требований бесконтрольное нахождение посетителей и представителей сторонних организаций на территории объекта водоснабжения и водоотведения не допускается.
Согласно пункту 36 Требований объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются:
а) инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения;
б) техническими средствами охраны - системой охранного освещения, системой охранной телевизионной, а также системой охранной сигнализации, передающей сигнал тревоги сотрудникам подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения при попытке несанкционированного проникновения нарушителя, и системой тревожно-вызывной сигнализации (за исключением объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в пункте 35 настоящих требований), с помощью которой сотрудники подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работники объекта водоснабжения и водоотведения при необходимости могут оперативно передать сигнал тревоги на пульт централизованной охраны вневедомственной охраны полиции или дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы ведомственной охраны либо частной охранной организации, сотрудники которых в установленном в договоре на оказание охранных услуг порядке принимают меры реагирования на данную сигнальную информацию.
В соответствии с п. 37 Требований для организации прохода людей и проезда транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также (при наличии соответствующей технической возможности) к местам расположения критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения оборудуются контрольно-пропускные пункты, которые располагаются с учетом организации движения транспорта и прохода людей.
Контрольно-пропускные пункты должны обеспечивать требуемую пропускную способность, находиться в закрытом (исключающем свободный проход (проезд) состоянии, охраняться и контролироваться подразделением охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также оборудоваться инженерными средствами защиты и техническими средствами охраны системой контроля и управления доступом, техническими средствами досмотра, системой охранной сигнализации, системой охранного освещения, системой охранной телевизионной и системой тревожно-вызывной сигнализации).
Органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Судом установлено, что спорные объекты находятся в ведении МП <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>». Ответчик в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, осуществляет права владения и пользования в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.
Согласно договору <данные изъяты> от <данные изъяты> о закреплении за муниципальным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения, ответчик обязан обеспечивать сохранность и использование закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик обязан принимать меры к защищенности объектов (территории), находящихся в его ведении (эксплуатации). Должные меры к недопущению доступа посторонних лиц на указанные объекты и охране ответчиком в данном случае приняты не были.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и обусловлены представленными сторонами доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка. Нормы материального права при рассмотрении дела применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Вопреки доводам жалобы, МП ЖКХ <данные изъяты>, владея на законном праве объектами (водозаборные узлы, канализационная насосная станция), обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объектов, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объектов посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача водоснабжения населению г.о. <данные изъяты>, в связи с чем, на него обоснованно возложена обязанность обеспечить уровень антитеррористической защищенности объектов.
Положения абзаца 2 части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяют право суда по своей инициативе привлекать к участию в деле соответчиков лишь в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения.
Из анализа данной процессуальной нормы права следует, что суд вправе, но не обязан, по своей инициативе привлечь к участию в деле соответчика, только лишь при невозможности рассмотрения дела без его участия в связи с характером спорного правоотношения, чего в настоящем гражданско-правовом споре не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ не указал срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, а также не указал конкретный перечь необходимых работ, не могут повлечь изменение или отмену состоявшегося судебного акта, поскольку данные вопросы могут быть разрешены в ином порядке.
Иные доводы, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе отсутствуют. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия <данные изъяты> «Жилищно-коммунальное хозяйство <данные изъяты>» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи