Дело № 2-4455/2023
64RS0046-01-2023-005300-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 г. г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,
при секретаре Ивановой Е.Ю.,
с участием представителя истцов администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Кардашевой А.Ю.,
председателя СНТСН «Тюльпан-65» Галкина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Тюльпан-65» обязать организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов,
установил:
администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с иском к СНТСН «Тюльпан-65» обязать организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов.
Свои требования истцы обосновывают тем, что в границах муниципального образования «Город Саратов» располагается СНТСН «Тюльпан-65». Ввиду увеличения приезжающих членов СНТ в товарищество, на территории муниципального образования «Город Саратов» увеличивается количество несанкционированных свалок, в связи с чем, в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», а также в администрацию муниципального образования «Город Саратов» поступают жалобы от жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от данного СНТСН «Тюльпан-65».
На территории, находящейся в пользовании СНТСН «Тюльпан-65» отсутствуют оборудованные места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования члены СНТСН «Тюльпан-65» обязаны были в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки.
Отсутствуют доказательства подтверждающие проведение общего собрания по вопросу организации площадки и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, заключения товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов, в связи, с чем истцы обратились в суд с иском.
В судебном заседании представитель истцов исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель СНТСН «Тюльпан-65» в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что на территории товарищества невозможно размещение указанной контейнерной площадки для накопления ТКО с соблюдением действующих нормативов (по расстоянию не менее 20 м. от строений и др.), товарищество неоднократно обращалось в органы муниципальной власти в целях организации на прилегающей к СНТ территории муниципалитета соответствующей контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии в пределах 100 метров от границы товарищества.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального городского округа относится, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбор, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с данными Правилами уборка территорий подразумевает вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Раздел 9 Правил предусматривает, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, должны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Вывоз бытовых отходов производства и потребления из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляют указанные организации и домовладельцы, а также иные производители отходов производства и потребления самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.
Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления необходимо устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).
Урны (баки) следует содержать в исправном и опрятном состоянии, очищать по мере накопления мусора и не реже одного раза в месяц промывать и дезинфицировать.
В судебном заседании установлено, что в границах муниципального образования «Город Саратов» располагается СНТСН «Тюльпан-65» по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕРГЮЛ.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под имуществом общего пользования понимается расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для таких целей, как создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
ДД.ММ.ГГГГ СНТСН «Тюльпан-65» направило главе муниципального образования г. Саратова, письмо, согласно которому, в целях соблюдения положений Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и иного действующего законодательства, просили в рассмотреть вопрос об организации выделения места и предоставления (размещения) для нужд товарищества контейнерной площадки и контейнеров для накопления ТКО на прилегающей к СНТСН «Тюльпан-65» территории муниципального образования «Город Саратов» (Ленинский р-н), в связи с невозможностью размещения такой площадки на территории товарищества с соблюдением действующих нормативов (по расстоянию от строений и др.) и в целях недопущения захламления отходами территорий муниципалитета и товарищества.
Согласно письму администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» от 24.04.2023, рассмотрев обращение СНТСН «Тюльпан-65» СНТ СН «Электрик- 95» по вопросу создания контейнерной площадки твердых коммунальных отходов между <адрес>, сообщено, что специалистами комитета с выездом на место установлено, что на вышеуказанной территории расположено СНТ СН «Электрик- 95». Действующим законодательством Российской Федерации установлена прямая обязанность садовых товариществ, обустраивать места (площадки) накопления ТБО на собственных или иных обслуживаемых СНТ территориях.
В связи, с чем СНТСН «Тюльпан-65» необходимо самостоятельно принять меры по созданию мест (площадок) накопления ТКО для нужд возглавляемого садового товарищества.
Согласно п. 5.10 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), на территории садоводства запрещается организовывать свалки отходов. На земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены места (площадки) накопления ТКО (по таблице 5.1). По заданию на проектирование предусматривают раздельный сбор мусора. Площадки накопления ТКО должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ садовых земельных участков. Расстояние от площадок накопления ТКО до жилых домов устанавливается по СанПиН 2.1.3684. На садовом участке предусматривают размещение компостной площадки, ямы или ящика.
В соответствии с Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 г. № 853 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Саратовской области» сбор и накопление ТКО на территориях индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ осуществляется в специально предназначенные для их сбора и накопления емкости, в том числе пакеты, мешки.
Пакеты, мешки или другие специально предназначенные для сбора и накопления ТКО емкости предоставляются Региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг либо по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО. По согласованию с Региональным оператором могут также использоваться другие специально предназначенные емкости, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Региональный оператор определяет новые места сбора и накопления ТКО, исходя из целесообразности их размещения, с учетом санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с Соглашением, а также по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО.
Содержание мест сбора и накопления ТКО в пакетах, мешках или других специально предназначенных для их сбора и накопления емкостях, размещаемых на территориях индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ, осуществляется собственниками, пользователями указанных мест сбора и накопления ТКО, если их содержание не осуществляется Региональным оператором в соответствии с Соглашением.
Вывоз ТКО с мест их сбора и накопления осуществляется Региональным оператором по договору на оказание услуг или оператором по обращению с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО.
Частота вывоза ТКО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями договора на оказание услуг, договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12.11.2010 N 2750 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальной услуги" утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" (приложение).
Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» "Приложение к постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.06.2020 № 1051 (ред. от 19 августа 2022 г.) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" наименование муниципальной услуги - "Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" (далее - муниципальная услуга). (п. 2.1.) Муниципальная услуга предоставляется комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов". Информация о месте нахождения комитета: <адрес> (п. 2.2.) Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача решений о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО. (п. 2.3.) Для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет в комитет, территориальное управление: письменную заявку на согласование создания места (площадки) накопления ТКО по форме согласно приложению к регламенту; схему размещения места (площадки) накопления ТКО, отражающую данные о планируемом нахождении места (площадки) накопления ТКО на карте муниципального образования "Город Саратов" (масштаб 1:2000), (п. 2.6).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12.11.2010 N 2750 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальной услуги" утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов" (приложение).
Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов" "Приложение к постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.06.2020 № 1031 (ред. от 19.08.2022) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов" наименование муниципальной услуги - "Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов" (п. 2.1.) Муниципальная услуга предоставляется комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов". Информация о месте нахождения комитета: <адрес>. (п. 2.2.) Результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее - реестр). (п. 2.3.)
Для предоставления муниципальной услуги заявитель не позднее трех рабочих дней со дня начала использования созданного места (площадки) накопления ТКО представляет в комитет, территориальное управление: письменную заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме согласно приложению к регламенту; схему размещения места (площадки) накопления ТКО на карте муниципального образования "Город Саратов" (масштаб 1:2000) (п. 2.6).
Однако СНТСН «Тюльпан-65» за муниципальной услугой "Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов" в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "<адрес>" не обращалось, соответственно решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО не выдавалось.
При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования члены СНТСН «Тюльпан-65» обязаны были в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки, а в случае отсутствия возможности создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в границах товарищества, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Обращение в администрацию с просьбой об оказании содействия в предоставлении места под накопление и сбор мусора не свидетельствуют о выполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности по организации накопления, сбору и вывозу отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства, поскольку в установленном законом порядке, с целью получения земельного участка для установки контейнеров, необходимые меры по получению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством, для размещения мусорных контейнеров, ответчиком предприняты не были.
А также отсутствуют материалы, подтверждающие проведение общего собрания по вопросу организации площадки и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством. Так же не представлены доказательства, подтверждающие заключение товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов с региональным оператором в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 1, 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 4, 7, 17, 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходя из того, что ответчик за муниципальными услугами "Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" и "Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов", не обращался, в нарушение санитарных норм и правил на территории СНТСН «Тюльпан-65» отсутствуют предусмотренные площадки для сбора мусора либо в случае отсутствия возможности создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ, товарищество не воспользовалось муниципальной услугой «Принятие решения об использовании земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения объектов, и предоставляемой комитетом по управлению имуществом города Саратов с последующим созданием на таком земельном участке места (площадки) накопления ТКО, СНТСН «Тюльпан-65» не приняты меры по созданию мест (площадок) накопления ТКО для нужд возглавляемого садового товарищества, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих проведение общего собрания товарищества по вопросу организации площадок и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и возложении обязанности СНТСН «Тюльпан-65» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-65» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.11.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░