Административное дело № 2а-904/2022 (2а-5051/2021)
УИД: 47RS0005-01-2021-006831-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2022 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,
при секретаре Пикало С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литовки Евгения Петровича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, начальнику отдела по архитектуре и градостроительству Ступневой Т. А., председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмаку С.В. о признании отказа в согласовании схемы земельного участка недействительным; об обязании повторно рассмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Литовка Евгений Петрович обратился с учетом уточнения в Выборгский городской суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, в котором просил: обязать аадминистрацию муниципального образования «Выборгский арайон» Ленинградской области повторно рассмотреть его, Литовка Евгения Петровича, заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, в установленные законом сроки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником нежилого здания - котельная, площадью 48,3кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности принадлежит ему на основании договора купли-продажи от 30 августа 1999 года, государственная регистрация права собственности произведена 30 сентября 1999 года, кадастровый номер объекта №.
Под указанное строение был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым № №, закрепленного за ЗАО «Киперорт».
Согласно сведениям из ЕГРН из земельного участка с кадастровым №, образовано 46 земельных участков, поставленных на кадастровый учет в соответствии с межеванием, и предоставленных гражданам. Данные изменения были проведены на основании Постановления Главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области № 3015 от 18 июля 2006 года. Указанным постановлением был утвержден план территориального землеустройства земельного участка, находящегося в аренде у ЗАО «Киперорт», рекомендовано НДП «Каменка» в соответствии с утвержденным проектом решить вопрос о переводе земельного участка из категории «особо охраняемых территорий и объектов» в категорию земель «земли сельхозназначения» в соответствии с целевым назначением земли. Некоммерческому дачному партнерству « Каменка» согласно постановления №3015 выделено 60 301 кв.м., из них под земли рекреационного назначения выделено 44 816 кв.м.., 46 000 кв.,- выделено в пользование физическим лицам. Отсутствие данных сведений в КУМИГ администрации не может являться законным основанием для отказа в предоставлении мне спорного участка.
Кроме того земельный участок, в отношении которого административный истец просит согласовать схему расположения на кадастровом плане, расположен в границах государственного природного комплексного заказника «Выборгский». Согласно п. 12.2 Положения о Заказнике в пределах земельных участков интенсивного природопользования разрешается предоставление земельных участков под личное строительство, личное подсобное хозяйство.
В августе 2021 года административный истец обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью 1000 кв.м.
3 сентября 2021 года он получил отказ в утверждении схемы на основании пп.1 п. 8. ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Отказано было в связи с тем, что указанный земельный участок находится в аренде АО «Киперорт», и сведениями об изменении договора аренды администрация не располагает.
Соглашением договора аренды земельного участка от 24 июля 2020 года, указанный договор аренды, заключенный между АО «Киперорт» и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области, был расторгнут с 1 октября 2020 года.
В связи с изложенным административный истец отказ считает неправомерным.
В судебном заседании 11 января 2022 года в суд поступило уточненное административное исковое заявление Литовки Е.П. в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором административный истец просит:
- признать отказ администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 3 сентября 2021 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным;
- обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области повторно рассмотреть мое, Литовка Евгения Петровича, заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, в установленные законом сроки.
В ходе судебного рассмотрения дела, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, начальник отдела по архитектуре и градостроительству Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Ступнева Т.А., председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С.В., в качестве заинтересованное лица Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Административный истец Литовка Е.П. и его представитель по доверенности Середа Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменном заявлении требования поддержали и просили их удовлетворить.
Административные ответчики администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, начальник отдела по архитектуре и градостроительству КУМИГ Ступнева Т.А., председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С.В. в судебное заседание не явились, о дате месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, представителей не направили.
Заинтересованные лица Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, АО "Киперорт" в судебное заседание не явились, о дате месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела без явки участников процесса, не просивших суд об отложении разбирательства по делу.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.
Часть 1 статьи 4 КАС РФ гарантирует право каждому заинтересованному лицу на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из приведенных выше норм законодательства следует, что для признания решений, действия (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимы совокупность двух условий: несоответствие ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что Литовка Е.П. является собственником нежилого здания - котельная, площадью 48,3кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Приморское городское поселение, Глебычевский массив, пос.Каменка. Право собственности принадлежит ему на основании договора купли-продажи от 30 августа 1999 года, государственная регистрация права собственности произведена 30 сентября 1999 года за №47-01/01-1/1998-16526-2.
Объекту недвижимости - котельная, площадью 48,3кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №.
Под указанное строение был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым № №, закрепленного за ЗАО «Киперорт».
Постановлением Главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области № 3015 от 18 июля 2006 года был утвержден план территориального землеустройства земельного участка, находящегося в аренде на 49 лет у ЗАО «Киперорт», расположенного на территории МО «Глебычевское сельское поселение», в районе пос. Прибылово (п-ов Киперорт) площадью 14,8940 га (категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов с образованием земельных участков.
В соответствии с утвержденным проектом НДП «Каменка» было рекомендовано решить вопрос о переводе земельного участка из категории «особо охраняемых территорий и объектов» в категорию земель «земли сельхозназначения» в соответствии с целевым назначением земли. Некоммерческому дачному партнерству « Каменка» согласно постановления №3015 выделено 60 301 кв.м., из них под земли рекреационного назначения выделено 44 816 кв.м.., 46 000 кв.,- выделено в пользование физическим лицам. Отсутствие данных сведений в КУМИГ администрации не может являться законным основанием для отказа в предоставлении мне спорного участка.
Согласно сведениям из ЕГРН из земельного участка с кадастровым №, образовано 46 земельных участков, поставленных на кадастровый учет в соответствии с межеванием, и предоставленных гражданам. Данные изменения были проведены на основании Кроме того земельный участок, в отношении которого административный истец просит согласовать схему расположения на кадастровом плане, расположен в границах государственного природного комплексного заказника «Выборгский».
В августе 2021 года административный истец обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью 1000 кв.м.
Письмом от 03 сентября 2021 года начальник отдела по архитектуре и градостроительству КУМИГ администрации сообщила, что принято решение об отказе об утверждении схемы земельного участка в связи с тем, что указанный земельный участок находится в аренде АО «Киперорт», сведениями об изменении договора аренды администрация не располагает.
Согласно соглашению договора аренды земельного участка от 24 июля 2020 года, указанный договор аренды, заключенный между АО «Киперорт» и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области, был расторгнут с 1 октября 2020 года.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (ч. 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Пунктом 17 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).(ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя (п. 2.8 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 приведенного Федерального закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно требованиям ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Кроме того, в силу п. 1 указанной статьи, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Из анализа указанных норм следует, что по результатам рассмотрения заявления Литовки Е.Н. администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области должно было быть принято решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Как установлено судом администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области соответствующих решений, согласно пункту 2.10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, не принималось, заявление было рассмотрено в порядке положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, заявление Литовки Е.П. о согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, по существу не рассмотрено, чем нарушены права и законные интересы административного истца, что в свою очередь свидетельствует о бездействии административного ответчика, оспариваемое бездействие не отвечает требованиям приведенных нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы истца.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований Литовки Е.П. о признании отказа в согласовании схемы земельного участка недействительным; об обязании повторно рассмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Литовки Евгения Петровича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, начальнику отдела по архитектуре и градостроительству Ступневой Т. А., председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмаку С.В. о признании отказа в согласовании схемы земельного участка недействительным; об обязании повторно рассмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 3 сентября 2021 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области повторно рассмотреть мое, Литовка Евгения Петровича, заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, в установленные законом сроки.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья: Ю.С. Грачева
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2022 года.
УИД: 47RS0005-01-2021-006831-71
Подлинный документ подшит в деле № 2а-904/2022 (2а-5051/2021;), находящемся в производстве Выборгского городского суда Ленинградской области.