Решение по делу № 3а-78/2018 от 09.11.2018

Дело № 3а-78/2018

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 05 декабря 2018 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировской области к Пижанской районной Думе Кировской области о признании недействующим в части Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области,

у с т а н о в и л:

решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82 утверждено Положение о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области (далее - Положение).

Данное Положение 01 марта 2013г. опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Пижанского района № 4 (74), который являлся и является источником официального опубликования на основании решения Пижанской районной Думы от 22 апреля 2009г. № 31/263 «Об учреждении печатного средства массовой информации».

Решением Пижанской районной Думы от 26 апреля 2017г. № 8/65 в Положение внесены изменения, а именно раздел 4 Положения дополнен пунктом 4.7. Решение опубликовано 26 апреля 2017г. в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Пижанского района № 29 (170).

Решением Пижанской районной Думы от 28 июня 2017г. № 9/80 в Положение внесены изменения, абзац 2 пункта 4.7 изложен в новой редакции. Решение опубликовано 28 июня 2017г. в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Пижанского района № 30 (171).

Согласно пункту 4.7 Положения размер доплаты к пенсии может быть изменен в сторону уменьшения или увеличения, в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных бюджетом Пижанского муниципального района на текущий финансовый год, в зависимости от собственных доходов бюджета муниципального района, но не выше размера, определенного частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» (абзац 1).

Изменение размера доплаты к пенсии устанавливается в процентном отношении к назначенному размеру доплаты в соответствии со статьей 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» для лиц, получающих эту доплату на основании вышеназванного Закона области и Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Пижанский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82, но не менее трёх тысяч рублей (абзац 2).

Вопрос об изменении размера доплаты к пенсии рассматривается на заседании Пижанской районной Думы и оформляется решением Думы (абзац 3).

Заместитель прокурора Кировской области Гаврилов А.Ю. обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к Пижанской районной Думе Кировской области о признании абзацев 1, 2 пункта 4.7 Положения недействующими со дня вступления решения суда в силу в той мере, в которой изменение размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Пижанского района Кировской области, допускается меньше размера такой доплаты, определенной частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области». В обоснование указал, что согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО пенсионное обеспечение представляет собой одну из основных социальных гарантий лица, замещающего муниципальную должность Кировской области. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности Кировской области, регламентировано статьей 5 указанного закона Кировской области, которой определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поэтому нормативные правовые акты Пижанской районной Думы об этих социальных гарантиях противоречить данному закону Кировской области не могут.

В судебном заседании прокуроры Журков Н.В., Русанова О.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Пижанской районной Думы Кировской области Семенова М.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, что доплата к пенсии, установленная Положением, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местного бюджета помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, в связи с чем право лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности, на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах не нарушается. Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, лиц, замещавших муниципальные должности, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Муниципальные образования с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия таких выплат муниципальным служащим, лицам, замещавшим муниципальные должности, как в отношении вновь, так и ранее назначенных выплат. Частью 3 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Законодательное Собрание Кировской области.

Представитель Законодательного Собрания Кировской области Самсонов Д.М. заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что изменение размера доплаты к пенсии представительным органом местного самоуправления без установления такого права на законодательном уровне не соответствует требованиям законодательства и является недопустимым, так как необоснованно изменяет установленный, в том числе самим же органом местного самоуправления, объем социальных гарантий указанной категории лиц. Законодательство России не предусматривает возможности необоснованного произвольного снижения объема социальных гарантий граждан.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 названного выше Федерального закона.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной и непостоянной основе в органах местного самоуправления Кировской области, предусматривает Закон Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».

Согласно части 1 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Размер названной доплаты к пенсии определен частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО. Так, доплата к пенсии назначается в размере: 1) 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности не менее одного срока полномочий; 2) 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий (часть 3 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим стаж муниципальной службы 15 и более лет, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 2,5% ежемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 4 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим дополнительно неполный срок полномочий, освобожденным от замещаемой должности по основаниям, определенным частью 2 статьи 5, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 5% за каждый полный год дополнительного срока полномочий. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 5 статьи 5).

На основании части 8 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82 утверждено Положение о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, абзацы 1 и 2 пункта 4.7 которого оспариваются прокурором.

Данное решение, решения о внесении изменений в Положение приняты правомочным составом Думы, подписаны и обнародованы в соответствии с требованиями устава муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области.

Тем не менее, суд полагает ошибочными доводы представителя административного ответчика о том, что муниципальное образование с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, поскольку это является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. При принятии Положения не было учтено, что в силу абзаца 1 части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ лицам, замещавшим муниципальные должности Пижанского района Кировской области, социальные гарантии, в том числе в виде доплаты к пенсии, устанавливаются в соответствии с Законом Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО, поэтому нормативные правовые акты Пижанской районной Думы Кировской области об этих социальных гарантиях противоречить данному закону Кировской области не могут.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО пенсионное обеспечение представляет собой одну из основных социальных гарантий лица, замещающего муниципальную должность Кировской области. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности Кировской области, регламентировано статьей 5 указанного закона Кировской области, которой, как было сказано выше, определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии.

Вместе с тем на основании абзацев 1 и 2 пункта 4.7 оспариваемого Положения лицам, замещавшим муниципальные должности Пижанского района Кировской области, установление доплаты к пенсии допускается в размере меньшем, чем определено частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО, в связи с чем в этой мере абзацы 1 и 2 пункта 4.7 оспариваемого Положения подлежат признанию недействующими.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Кировской области Гаврилова Александра Юрьевича удовлетворить.

Признать недействующими абзацы 1 и 2 пункта 4.7 Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82, со дня вступления в законную силу решения суда, в той мере, в которой изменение размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, допускается меньше размера такой доплаты, определенного частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 8 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.

3а-78/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Кировской области
Ответчики
Пижанская районная Дума Кировской области
Другие
Законодательное собрание Кировской области
Суд
Кировский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
09.11.2018Регистрация административного искового заявления
12.11.2018Передача материалов судье
12.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.11.2018Предварительное судебное заседание
05.12.2018Судебное заседание
07.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2018Дело оформлено
28.01.2019Дело передано в архив
05.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее