Дело № 3а-78/2018
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 05 декабря 2018 года
Кировский областной суд в составе:
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировской области к Пижанской районной Думе Кировской области о признании недействующим в части Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области,
у с т а н о в и л:
решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82 утверждено Положение о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области (далее - Положение).
Данное Положение 01 марта 2013г. опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Пижанского района № 4 (74), который являлся и является источником официального опубликования на основании решения Пижанской районной Думы от 22 апреля 2009г. № 31/263 «Об учреждении печатного средства массовой информации».
Решением Пижанской районной Думы от 26 апреля 2017г. № 8/65 в Положение внесены изменения, а именно раздел 4 Положения дополнен пунктом 4.7. Решение опубликовано 26 апреля 2017г. в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Пижанского района № 29 (170).
Решением Пижанской районной Думы от 28 июня 2017г. № 9/80 в Положение внесены изменения, абзац 2 пункта 4.7 изложен в новой редакции. Решение опубликовано 28 июня 2017г. в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Пижанского района № 30 (171).
Согласно пункту 4.7 Положения размер доплаты к пенсии может быть изменен в сторону уменьшения или увеличения, в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных бюджетом Пижанского муниципального района на текущий финансовый год, в зависимости от собственных доходов бюджета муниципального района, но не выше размера, определенного частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» (абзац 1).
Изменение размера доплаты к пенсии устанавливается в процентном отношении к назначенному размеру доплаты в соответствии со статьей 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» для лиц, получающих эту доплату на основании вышеназванного Закона области и Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Пижанский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82, но не менее трёх тысяч рублей (абзац 2).
Вопрос об изменении размера доплаты к пенсии рассматривается на заседании Пижанской районной Думы и оформляется решением Думы (абзац 3).
Заместитель прокурора Кировской области Гаврилов А.Ю. обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к Пижанской районной Думе Кировской области о признании абзацев 1, 2 пункта 4.7 Положения недействующими со дня вступления решения суда в силу в той мере, в которой изменение размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Пижанского района Кировской области, допускается меньше размера такой доплаты, определенной частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области». В обоснование указал, что согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО пенсионное обеспечение представляет собой одну из основных социальных гарантий лица, замещающего муниципальную должность Кировской области. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности Кировской области, регламентировано статьей 5 указанного закона Кировской области, которой определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поэтому нормативные правовые акты Пижанской районной Думы об этих социальных гарантиях противоречить данному закону Кировской области не могут.
В судебном заседании прокуроры Журков Н.В., Русанова О.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Пижанской районной Думы Кировской области Семенова М.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, что доплата к пенсии, установленная Положением, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местного бюджета помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, в связи с чем право лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности, на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах не нарушается. Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, лиц, замещавших муниципальные должности, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Муниципальные образования с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия таких выплат муниципальным служащим, лицам, замещавшим муниципальные должности, как в отношении вновь, так и ранее назначенных выплат. Частью 3 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Законодательное Собрание Кировской области.
Представитель Законодательного Собрания Кировской области Самсонов Д.М. заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что изменение размера доплаты к пенсии представительным органом местного самоуправления без установления такого права на законодательном уровне не соответствует требованиям законодательства и является недопустимым, так как необоснованно изменяет установленный, в том числе самим же органом местного самоуправления, объем социальных гарантий указанной категории лиц. Законодательство России не предусматривает возможности необоснованного произвольного снижения объема социальных гарантий граждан.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 названного выше Федерального закона.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной и непостоянной основе в органах местного самоуправления Кировской области, предусматривает Закон Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».
Согласно части 1 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Размер названной доплаты к пенсии определен частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО. Так, доплата к пенсии назначается в размере: 1) 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности не менее одного срока полномочий; 2) 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий (часть 3 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим стаж муниципальной службы 15 и более лет, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 2,5% ежемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 4 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим дополнительно неполный срок полномочий, освобожденным от замещаемой должности по основаниям, определенным частью 2 статьи 5, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 5% за каждый полный год дополнительного срока полномочий. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 5 статьи 5).
На основании части 8 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82 утверждено Положение о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, абзацы 1 и 2 пункта 4.7 которого оспариваются прокурором.
Данное решение, решения о внесении изменений в Положение приняты правомочным составом Думы, подписаны и обнародованы в соответствии с требованиями устава муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области.
Тем не менее, суд полагает ошибочными доводы представителя административного ответчика о том, что муниципальное образование с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, поскольку это является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. При принятии Положения не было учтено, что в силу абзаца 1 части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ лицам, замещавшим муниципальные должности Пижанского района Кировской области, социальные гарантии, в том числе в виде доплаты к пенсии, устанавливаются в соответствии с Законом Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО, поэтому нормативные правовые акты Пижанской районной Думы Кировской области об этих социальных гарантиях противоречить данному закону Кировской области не могут.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО пенсионное обеспечение представляет собой одну из основных социальных гарантий лица, замещающего муниципальную должность Кировской области. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности Кировской области, регламентировано статьей 5 указанного закона Кировской области, которой, как было сказано выше, определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
Вместе с тем на основании абзацев 1 и 2 пункта 4.7 оспариваемого Положения лицам, замещавшим муниципальные должности Пижанского района Кировской области, установление доплаты к пенсии допускается в размере меньшем, чем определено частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-ЗО, в связи с чем в этой мере абзацы 1 и 2 пункта 4.7 оспариваемого Положения подлежат признанию недействующими.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Кировской области Гаврилова Александра Юрьевича удовлетворить.
Признать недействующими абзацы 1 и 2 пункта 4.7 Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Пижанской районной Думы от 27 февраля 2013г. № 10/82, со дня вступления в законную силу решения суда, в той мере, в которой изменение размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, допускается меньше размера такой доплаты, определенного частями 3 - 5 статьи 5 Закона Кировской области от 8 июля 2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Сметанина О.Н.