Дело №2-1526/2021
22RS0066-01-2020-004611-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» октября 2021 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барсуковой Н.Н.,
при секретаре Гофман О.В.,
с участием прокурора Боровковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Полагина С.Ф. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности по проведению ремонтных работ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с исковым заявлением к ООО «СибирьЭнергоРесурс», в котором просил возложить на ответчика обязанность выполнить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по проспекту Строителей,10 в г. Барнауле путем выполнения кровельного покрытия по выровненному основанию, выполнению прочной склейки между основанием и полотнищем кровельного покрытия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что истец является собственником <адрес>
На основании договора от 17.09.2015 №12ОПР/02КР-05.08.2015 о проведении капитального ремонта, заключенного между НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и ООО «СибирьЭнергоРесурс» подрядчиком в период с 23.09.2015 года по 21.10.2015 года выполнялись работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по проспекту Строителей,10 в г. Барнауле.
Заключением эксперта ООО «ЦНПЭ «Алтай-Эксперт» от 03.09.2019 года установлено, что причинами затопления квартир вышеназванного многоквартирного жилого дома является застой воды над квартирами, отслоение покрытия кровли от основания, нарушение герметичности примыкания. Причиной образования данных дефектов явилось выполнение кровельного покрытия по неподготовленному (не выровненному основанию).
Указанные обстоятельства явились основанием для предъявления настоящего иска.
Определением суда от 06.10.2020 дело передано для рассмотрения по подсудности в Индустриальный районный суд г.Барнаула.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от 14.01.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «СибирьЭнергоРесурс» на надлежащего НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», дело передано по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
В судебном заседании старший помощник прокурора Боровкова Е.П. настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом результатов проведенного по делу экспертного исследования.
Представитель ответчика Гоголинский Д.Е. против удовлетворения исковых требований возражал, представлен письменный отзыв.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Жилфонд» Гладких А.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Истец и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времен и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Положениями главы 17 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы формирование фондов капитального ремонта региональным операторам, а также деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора относятся, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3 - 5, 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
По рассматриваемому делу установлено, что на основании договора от 17.09.2015 №12ОПР/02КР-05.08.2015 о проведении капитального ремонта, заключенного между НО «Региональный оператор Алтайского края» Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и ООО «СибирьЭнергоРесурс», подрядчиком в период с 23.09.2015 по 21.10.2015 выполнялись работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по проспекту Строителей,10 в г. Барнауле (том 1 л.д.23-34).
23.10.2015 работы были завершены и приняты в эксплуатацию актом комиссионной приемки работ по капитальному ремонту элементов жилого здания (крыши) (том 1 л.д.22,35-61).
Согласно экспертному заключению от 29.08.2021 №21 ООО «Строительный надзор и контроль» по результатам экспертного осмотра наплавляемой кровли пятиэтажного многоквартирного жилого <адрес> установлено, что кровля выполнена мягкая, из рулонных кровельных материалов, водосток организован с уклоном в сторону дворового фасада. Выявлены следующие нарушения строительных норм и правил:
-наблюдаются множественные участки кровли со следами застаивания на них воды, следовательно, подготовительный слой, обеспечивающий разуклонку выполнен с отклонениями от строительных норм и правил (п.5.6.1 СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализация редакции СНиП 3.04.01-87»);
-выявлены отслоения покрытия кровли от основания, нарушена герметичность примыкания (п.10.4 МДС 12-33.2007 «Кровельные работы»;
-выявлены механические повреждения мягкой кровли;
Следовательно, работы по устройству мягкой наплавляемой кровли выполнены с нарушением строительных норм, вследствие чего вода, просачиваясь в местах неплотного сопряжения конструктивных элементов, пропитывает нижерасположенные элементы строительных конструкций.
Для устранения выявленных дефектов необходимо выполнение следующих работ:
-демонтаж кровельного покрытия над местами застоя воды;
-устранение ям и впадин, выравнивание основания кровли;
-выполнение нового кровельного покрытия над выровненным основанием.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям, установленным статьей 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а потому принимается судом в качестве допустимого доказательства по рассматриваемому делу.
При этом, принимая выводы экспертного заключения как допустимые и достоверные, суд учитывает, что аналогичные выводы относительно причин затопления отдельных квартир многоквартирного дома по <адрес> содержит экспертное исследование от 03.09.2019 №359С/19 ООО «ЦНПЭ «Алтай-Эксперт» (л.д.69-73).
С учетом изложенного, ненадлежащее проведение капитального ремонта, заключающееся в некачественном выполнении ремонтных работ кровли явились причиной нарушения жилищных прав жителей многоквартирного <адрес>.
Доводы представителя ответчика относительно предъявления требований за пределами установленного подпунктом «ж» пункта 135 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615 5-летнего срока не влекут необоснованности исковых требований, поскольку Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, 5-летний срок предоставления гарантий на оказанные услуги и (или) выполненные работы установлен для подрядных организаций. При этом, названный нормативный акт принят после заключения договора подряда на ремонт крыши многоквартирного дома по <адрес>.
Кроме того, работы по капитальному ремонту крыши приняты на основании акта от 23.10.2015, исковое заявление поступило в суд 27.08.2020, то есть до истечения гарантийного срока (л.д.4,22).
Доводы представителя ответчика о необходимости привлечения к ответственности подрядной организации противоречат положениям части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы именно региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором ( пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениям статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования городского округа г. Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 164-168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в интересах Полагина С.Ф. удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» устранить недостатки выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного жилого дома по <адрес> а именно:
-произвести демонтаж кровельного покрытия над местами застоя воды;
-устранить ямы и впадины, выровнять основание кровли;
-произвести новое кровельное покрытие над выровненным основанием;
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования города Барнаула в размере 300 руб. 00 корп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Барсукова