Решение по делу № 2-5636/2021 от 12.04.2021

Дело № 2-5206/2021

45RS0026-01-2021-007317-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Резепиной Е.С.,

при ведении протокола помощником судьи Ковелиной Е.А.,

с участием истцов Байкалова Р.В., Волкова Р.П., Юзеева Д.М., представителя истцов Дмитриенко С.Ю., представителя ответчика Беловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байкалова Романа Валерьевича, Волкова Романа Петровича, Юзеева Дамира Маэлсовича к Муниципальному казенному учреждению «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кургана» о признании приказов незаконными, начислении и выплате надбавки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Байкалов Р.В., Волков Р.П., Юзеев Д.М. обратились в суд с исковыми заявлениями к Муниципальному казенному учреждению «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кургана» (далее – МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» о признании приказов незаконными, начислении и выплате надбавки, компенсации морального вреда.

Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 24.06.2021 дела № 2-5206/2021 по иску Байкалова Р.В. к МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» о признании приказов незаконными, начислении и выплате надбавки, компенсации морального вреда, № 2-5635/2021 по иску Юзеева Д.М. к МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» о признании приказов незаконными, начислении и выплате надбавки, компенсации морального вреда, № 2-5636/2021 по иску Волкова Р.П. к МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» о признании приказов незаконными объединены в одно производство под № 2-5206/2021.

При рассмотрении дела истцы исковые требования изменили в порядке положения статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Измененные исковые требования были приняты судом.

В обоснование измененных исковых требований указано, что истцы работают в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана». В январе и феврале 2021 года Байкалову Р.В., Волкову Р.П. и Юзееву Д.М. был значительно уменьшен размер надбавок к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, являющейся составной частью их денежного содержания. Истцы считают действия начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» по уменьшению размера премий незаконными, поскольку они добросовестно выполняли трудовые обязанности и все критерии для выплаты надбавки, предусмотренные локальными нормативными актами, ими были соблюдены. В связи с незаконными действиями работодателя истцы испытывали моральные и нравственные, страдания, в связи с чем, имеют право на компенсацию морального вреда, которую они оценивают в размере 3 000 руб. в пользу каждого.

Просят суд признать незаконными приказы начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» от ДД.ММ.ГГГГ -к «О выплате надбавки к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности за январь 2021 года» и от ДД.ММ.ГГГГ -к «О выплате надбавки к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности за февраль 2021 года» в части размера надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности Байкалову Р.В., Волкову Р.П. и Юзееву Д.М.; обязать МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» начислить и выплатить Байкалову Р.В., Волкову Р.П. и Юзееву Д.М. надбавку за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности за январь и февраль 2021 года в размере 35% от должностного оклада, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб. в пользу каждого.

Истцы Байкалов Р.В., Волков Р.П., Юзеев Д.М., их представитель Дмитриенко С.Ю., действующая на основании доверенностей, на доводах измененного иска настаивали, просили удовлетворить измененные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» - Белова Н.А., действующая на основании доверенности, выражала несогласие с заявленными исковыми требованиями по доводам отзыва на исковое заявление, просила в удовлетворении измененных исковых требований отказать.

Заслушав истцов, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 01.01.2008 Байкалов Роман Валерьевич принят на работу в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» в аварийно-спасательный отряд по профессии, должности спасатель 2 класса (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время занимает должность спасателя 1 класса.

ДД.ММ.ГГГГ Юзеев Дамир Маэлсович принят на работу в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» в аварийно-спасательный отряд по профессии, должности спасатель 3 класса (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время занимает должность спасателя 1 класса.

ДД.ММ.ГГГГ Волков Роман Петрович принят на работу в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» в аварийно-спасательный отряд по профессии, должности спасатель 1 класса (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время занимает должность спасателя 1 класса.

В соответствии с п. 9 указанных трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ работникам устанавливается: тарифно-квалификационная характеристика работника;должностной оклад в размере; надбавка (доплата и другие выплаты в % к окладу).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к указанным трудовым договорам были заключены дополнительные соглашения в части оплаты труда.

В соответствии с п. 1 дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к трудовым договорам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 9 трудового договора изложен в следующей редакции:

«9. Оплата труда «Работника» устанавливается в соответствии с решением Курганской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кургана», постановлениями Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях выплаты материальной помощи работникам отдельных муниципальных казенных учреждений города Кургана», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке премирования работников отдельных муниципальных казенных учреждений города Кургана», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы и ежемесячной выплаты за сложность, качество и оперативность работникам муниципальных казенных учреждений города Кургана».

За выполнение трудовых обязанностей Работнику по занимаемой должности устанавливается заработная плата, которая включает в себя:

- должностной оклад в кратном соотношении 2,05 к минимальному размеру должностного оклада муниципального служащего по младшей должности муниципальной службы «специалист» в размере 9197 руб. 24 коп.;

- выплаты компенсационного характера (надбавки и доплаты): надбавка за особые условия работы в размере до 20 процентов должностного оклада; материальная помощь в размере 16,67 процентов должностного оклада;

- выплаты стимулирующего характера (надбавки и доплаты): надбавка за выслугу лет в размере 20 процентов должностного оклада; денежное вознаграждение в виде премии по итогам работы за месяц в размере 25 процентов должностного оклада; надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности – в размере до 50 процентов к должностному окладу. Конкретный размер надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности устанавливается приказом начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» по итогам работы за прошедший месяц по представлению начальника аварийно-спасательного отряда.

Районный коэффициент в размере 15 процентов к заработной плате.

Перечисленные в пункте 9 настоящего трудового договора выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются приказом начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» в порядке определенном решением Курганской городской Думы от 20.10.2010 г. № 228 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям город Кургана» и действующим законодательством.».

Из материалов дела (выписок из приказов) следует, что истцам Байкалову Р.В., Волкову Р.П. и Юзееву Д.М. определено выплатить надбавку к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в январе 2021 года и в феврале 2021 года – в размере 5% от должностного оклада пропорционально отработанному времени, каждому.

Полагая, что работодателем установлен и выплачензаниженный размер надбавки к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, истцы Байкалов Р.В., Волков Р.П. и Юзеев Д.М. обратились в суд с настоящим иском.

Положения ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абз. 1, 2 ч. 1 ст. 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положениями ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Положениями ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, являющиеся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которых относится к компетенции работодателя.

Решением Курганской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кургана».

Статьей 2 Положения определено, что при формировании фонда оплаты труда работникам Управления предусматриваются средства на выплату, в том числе, надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности.

Статьей 5 Положения определено, что работникам устанавливаются ежемесячные выплаты стимулирующего характера, в том числе надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности – в размере до 50% к должностному окладу.

Конкретный размер надбавки работникам Управления за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности определяется по представлению руководителей структурных подразделений по итогам работы 1 прошедший месяц в порядке, определенном локальным нормативным актом Управления (статья 4).

Приказом начальника МКУ «Управления по делам ГО и ЧС города Кургана» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности работникам МКУ «Управления по делам ГО и ЧС города Кургана».

Из п. 1.2 положения следует, что выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности производится за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Кургана на формирование фонда оплаты труда работников МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана».

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности (далее - ежемесячная надбавка) устанавливается в размере до 50 процентов должностного оклада пропорционально фактически отработанному времени в том числе, спасателям аварийно-спасательного отряда, принимающим непосредственное участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также работникам аварийно-спасательного отряда, обеспечивающим выполнение этих работ и выполняющим задания и мероприятия по совершенствованию спасательной службы (п. 2.1.1 положения).

В соответствии с п. 2.2 положения, конкретный размер ежемесячной надбавки устанавливается приказом начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Кургана» на основании представлений руководителей структурных подразделений по итогам работы за прошедший месяц персонально каждому работнику в зависимости от наличия основных критериев, необходимых для установления ежемесячной надбавки.

Согласно п. 2.3 положения, основными критериями для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки являются: круглосуточная готовность к прибытию в установленное место и время для участия в ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (определяется по фактическому прибытию по соответствующим учебным или действующим сигналам); непосредственное участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учениях и тренировках; своевременное проведение оповещения при получении установленных сигналов, в соответствии с инструкцией; выполнение в полном объеме обязанностей в соответствии с инструкциями при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций; выполнение мероприятий по обслуживанию автотранспортных средств, маломерных судов и плавсредств, технике и инструмента.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности относится к ежемесячным стимулирующим выплатам, размер и условия выплаты которой работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер надбавки. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

При этом данный вид надбавки является изменяемой величиной и определяется по решению работодателя. Кроме того, выплата надбавки зависит от объема лимитов денежных средств, выделенных на указанные цели.

Оценка выполнения работниками основных критериев для установления надбавки относится к исключительной компетенции работодателя и не может входить в полномочия суда.

Право истцов на получение вышеуказанной надбавки в большем размере, чем им было установлено, не является безусловным, зависит от оценки работодателем выполненных критериев, качества и своевременности выполняемой ими работы в его интересах.

Обстоятельство установления работодателем надбавки другим работникам организации в ином размере не свидетельствует об обязательном характере данного размера надбавки для всех сотрудников, поскольку данная выплата носит стимулирующий характер.

Требования о признании незаконными приказов о выплате надбавки сами по себе не восстанавливают нарушенного права, так как не предполагают возложения на ответчика какой бы то ни было обязанности. Кроме того, к полномочиям судов общей юрисдикции не относится определение размера надбавки сотрудникам муниципальных казенных учреждений. Суд также учитывает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что размер надбавки, на которую претендуют истцы, составляет именно 35 % от должностного оклада.

Доводы истцов о снижении надбавки в связи с предвзятым отношением работодателя, их дискриминацией, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела. Допрошенный судом свидетель ФИО6 отрицал наличие конфликтных отношений между работниками и работодателем.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об оспаривании приказов, начислении и выплате надбавки.

Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда производны от исковых требований о начислении и выплате надбавки, в удовлетворении которых судом отказано, иных нарушений трудовых прав истца по доводам искового заявления судом не установлено, оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда не имеется.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Байкалова Романа Валерьевича, Волкова Романа Петровича, Юзеева Дамира Маэлсовича к Муниципальному казенному учреждению «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кургана» о признании приказов незаконными, начислении и выплате надбавки, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Резепина

мотивированное решение от 02.07.2021

2-5636/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Волков Роман Петрович
Ответчики
МКУ "Управление по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кургана"
Другие
Дмитриенко Светлана Юрьевна
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Судья
Буторина Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Подготовка дела (собеседование)
30.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.06.2021Предварительное судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
16.08.2021Дело присоединено к другому делу
16.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее