УИД 57RS0(номер обезличен)
производство №-2-1824/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2021 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Терехове А.В.,
с участием: прокурора Амелиной Е.М., представителей: администрации (адрес обезличен) и третьего лица финансово-экономического управления администрации (адрес обезличен) Лоскутовой Е.И., управления образования (адрес обезличен) Пугачева С.А., МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Николенко Н.А., МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Портновой Л.Ю., МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Играшкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района города Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида» и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» об обязании совершить действия по оборудованию помещения помещением для охраны и заключению муниципальных контрактов (договоров) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения,
установил:
прокурор Заводского района города Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее – истец), обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» (далее – МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)»), заявив требования об обязании действия по оборудованию помещения помещением для охраны и заключению муниципальных контрактов (договоров) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, располагающихся на территории Заводского района г. Орла.
В ходе проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (далее - Требования) для объектов данной категории (МБДОУ «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» относится к объектам (территориям) третьей категории опасности), выполнены МБДОУ «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» не в полном объеме, а именно:
в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в нарушение подпунктов «в» и «д» пункта 25 Требований объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями, а также надлежащим образом оборудованным помещением для охраны объекта.
Таким образом, установлено, что в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен требуемый уровень антитеррористической защищенности.
Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательном учреждении негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность этого объекта, нарушают права несовершеннолетних, и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья. Кроме того, указанный объект посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав. Таким образом, наличие нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не способствует антитеррористической защищенности детей, их родителей, работников и других лиц при нахождении в здании и на территории образовательной организации, круг которых не определен.
Указанные нарушения непосредственно ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, убывающих в образовательном учреждении.
В связи с изложенным, прокурор просил суд:
обязать администрацию г. Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оснащения стационарными или ручными металлоискателями, а также надлежащим образом оборудованным помещением для охраны объекта МБДОУ «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида»;
обязать Управление образования администрации города Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства в образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида»;
обязать образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
обязать образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» в течение одного месяца со дня поступления денежных средств оборудовать учреждение стационарными или ручными металлоискателями и оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Аналогичные по содержанию и требованиям иски были заявлены прокурором Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида» (далее – МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)»), а также к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» (далее – МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)»).
Судом, в порядке части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указанные выше дела были соединены в одно производство.
Определением суда, в соответствии со статьей 42 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.
В судебном заседании прокурор Амелина Е.М. исковые требования поддержала по основаниям, в них изложенных, не поддерживая требования в части обязания выделить денежные средства и оборудовать учреждения стационарными или ручными металлоискателями, ввиду наличия у образовательных учреждений – ответчиков таких металлоискателей.
Представитель администрации г. Орла и третьего лица Финансово-экономического управления администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на то, что потребность администрации в дополнительных бюджетных ассигнованиях для охраны зданий и сооружений составляет 198 млн. рублей. Бюджет г. Орла является несбалансированным, дефицит бюджета составляет 1 млрд. рублей, денежные средства на охрану детских садов в настоящее время отсутствуют. Кроме того, представитель ответчика полагает, что в настоящее время нарушения прав неопределенного круга лиц не имеется.
Представитель управления образования г. Орла Пугачев С.А. в суде заявленные требования не признал, указав, что в настоящее время переоборудовать помещения детских садов нет возможности, в связи со спецификой учреждений, а также в связи с отсутствием технической возможности выделения помещения для охраны. Кроме того, представитель пояснил, что в заявленный прокурором срок детским садам невозможно заключить договоры об охране, так как для этого требуется значительно больше времени.
Представители ответчиков МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Николенко Н.А., МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Портнова Л.Ю., МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» Играшкина Н.Б. в суде возражали против иска прокурора по тем основаниям, что в учреждениях отсутствует сама возможность оборудования какого-либо помещения для охраны.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от (дата обезличена) (номер обезличен)-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от (дата обезличена) (номер обезличен)-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту «а» части 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 7 части 1 статьи 2 определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму, Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:
обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»);
оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт «в»).
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от (дата обезличена) предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от (дата обезличена) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.,
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, располагающихся на территории Заводского района г. Орла, включая МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» и МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)».
Указанные учреждения, как это следует из паспортов безопасности объектов, относятся в соответствии с Требованиями к объектам (территориям) третьей категории опасности.
В ходе проверки было установлено и это не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) выполнены ответчиками не в полном объеме, в частности: объекты не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также не оснащены надлежащим образом оборудованным помещением для охраны объекта.
Из Уставов МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» и МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», утвержденных приказами начальника Управления образования администрации (адрес обезличен), следует, что образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «Город Орел».
Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице управления образования администрации города Орла.
Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «Город Орел», а полномочия собственника, в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества, осуществляет администрация города Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла.
Образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация г. Орла, в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (пункт 32 Требований).
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что здания детских садов находятся в фактическом владении и пользовании образовательного учреждения, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию г. Орла, осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «Город Орел», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления.
Не может быть принят во внимание довод стороны ответчика, администрации г. Орла, об отсутствии, в настоящее время, достаточного финансирования, так как отсутствие финансирования не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательному учреждению охраны объекта в целях его террористической защищенности и неисполнения требований действующего законодательства в области защиты от терроризма.
Вместе с тем, судом принимается во внимание, что полномочия ответчиков по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий.
Учитывая необходимость для образовательных учреждений-ответчиков проведения работ по проектированию, согласованию, составлению смет и выполнению работ по оборудованию помещений для охраны, а также, после оборудования указанных помещений – заключения договоров об охране потребует значительных временных затрат, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить в части и обязать администрацию города Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий), а также оборудования надлежащим образом помещения для охраны объекта (территорий): МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» и МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», а также обязать Управление образования администрации города Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» и МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», а также обязать МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)», МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» и МБДОУ «Детский сад (номер обезличен)» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны и заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Заводского района города Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида» и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» об обязании совершить действия по оборудованию помещения помещением для охраны и заключению муниципальных контрактов (договоров) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения – удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий), а также оборудования надлежащим образом помещения для охраны объекта (территорий): муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида».
Обязать Управление образования администрации города Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида».
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) компенсирующего вида» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен) комбинированного вида» в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Мотивированное решения составлено 03.09.2021.
Судья: