УИД 79RS0002-01-2023-002665-29
Дело № 2-2009/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Бирюковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Облученского района ЕАО Мокосеева М.В.,
представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.
при секретаре Гуриной Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело путем использования систем видеоконференц-связи с Облученским районным судом ЕАО по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области, действующего в интересах Кохановского ФИО6 к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах Кохановского А.А. с исковым заявлением к департаменту здравоохранения правительства ЕАО об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что Кохановский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Облученская районная больница» с диагнозом <данные изъяты>. На имя заявителя выписаны рецептурные бланки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат <данные изъяты> Вместе с тем Кохановский А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не указанным медицинским изделием.
Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить Кохановского А.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> по отсроченным рецептурным бланкам серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Кохановского А.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании помощника прокурора Облученского района ЕАО Мокосеев М.В. отказался от исковых требований в части обязания ответчика организовать обеспечение Кохановского А.А. лекарственным препаратом «Карбамазепин» по отсроченным рецептурным бланкам серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный препарат выдан. Представлено заявление об отказе от иска. Последствия отказа от иска разъяснены и понятны. Поддержал исковые требования в части компенсации морального вреда, обосновав доводами иска.
Материальный истец Кохановский А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Представлено заявление об отказе от иска в части обеспечения лекарственным препаратом, в котором указано, что последствия отказа от иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика Цыбукеева А.Е. в судебном заседании не возражала против прекращения производства в связи с отказом истца от иска в части. В остальной части исковые требования не признала. Пояснил, что вины департамента в необеспечении лекарственным препаратом нет. Заявленная сумма ко взысканию является завышенной.
Представители третьих лиц ОГБУЗ «Облученская районная больница», ГП ЕАО «Фармация» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
На основании ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов» установлен максимальный срок обслуживания льготных рецептов – 10 рабочих дней.
Статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
<данные изъяты>
На основании ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов» установлен максимальный срок обслуживания льготных рецептов – 10 рабочих дней.
Статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
При рассмотрении дела установлено, что Кохановский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Облученская районная больница» с диагнозом <данные изъяты>. На имя заявителя выписаны рецептурные бланки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат <данные изъяты>».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).
Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения, организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В судебном заседании установлено, что лекарственный препарат <данные изъяты> ГП ЕАО «Фармация» Кохановскому А.А. выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Необеспечение Кохановского А.А. в срок необходимым лекарственным средством прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание Кохановского А.А., период, в течение которого он, в нарушение установленного законом срока, не был обеспечен назначенными по жизненным показаниям медицинскими изделиями, степень вины ответчика, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание представлены заявления от процессуального истца и материального истца об отказе от иска в части обязания ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом по рецептурным бланкам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199, 220, 221 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области, действующего в интересах Кохановского ФИО7 к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО №) в пользу Кохановского ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Принять отказ прокурора Облученского района Еврейской автономной области, действующего в интересах Кохановского ФИО9 от иска к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании организовать обеспечение лекарственным средством.
Производство по делу по иску прокурора Облученского района Еврейской автономной области, действующего в интересах Кохановского ФИО10 к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании организовать обеспечение лекарственным средством прекратить в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.