Дело № 2а-1168/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего судьи Соколовой Д.Е.
при секретаре Сергеевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Челябинске 29 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Ефимовой Татьяны Николаевны к Администрации г. Челябинска о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ефимова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений от 25 февраля 2021 года (л.д. 63-71) к Администрации г. Челябинска о признании распоряжения от 09 июня 2020 года № 5252-ш об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации незаконным, возложении обязанности совершить действия, направленные на снятие с кадастрового учета земельного участка площадью 3 687 кв.м., расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, СНТ «АМЗ-2», разрешенное использование - для ведения садоводства, кадастровый номер <данные изъяты>, принять меры к аннулированию адреса объекта адресации.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка <данные изъяты>. 29 октября 2020 года СНТ «АМЗ-2» в ходе судебного заседания по делу № 2-567/2020, рассматриваемому Советским районным судом г. Челябинска, приобщило к материалам дела копию распоряжения Администрации г. Челябинска от 09 июня 2020 года № 5252-ш об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации. В соответствии с обжалуемым распоряжением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 3 687 кв.м., местоположение участка: г. Челябинск, Советский район, СНТ «АМЗ-2», для ведения садоводства, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. По результатам утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанный образованный участок 22 июня 2020 года поставлен на кадастровый учет за номером <данные изъяты>. Административный истец находит указанное распоряжение незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца как собственника земельного участка №№ <данные изъяты> Так, обжалуемое распоряжение не соответствует действующему закону. Принимая обжалуемое распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административный ответчик нарушил правило об образовании земельного участка (земельных участков) из земельного участка, предоставленного садовому некоммерческому товариществу исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Предоставляя органу местного самоуправлению документы в целях утверждения схемы расположения земельного участка, СНТ «АМЗ-2» в лице председателя Маслаковой С.А., в составе пакета документов представило подложную выписку из протокола от 01 июня 2019 года, который решением Советского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2019 года признан недействительным в связи с отсутствием кворума. Решение об образовании земельного участка общего пользования из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ, проведении кадастровых работ и постановке земельного участка на кадастровый учет на момент подачи настоящего иска на общем собрании членов и собственников земельных участков СНТ «АМЗ-2» не принималось, указанные вопросы не рассматривались. Оспариваемое распоряжение принято на основании недействительных документов и недостоверных сведений, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте подписано и подано в орган местного самоуправления лицом, не имеющим на указанные действия полномочий. Формирование земельного участка общего пользования в обход процедуры принятия решения по данному вопросу на общем собрании членов СНТ прямо нарушает права административного истца. Образуемый земельный участок в полной мере не соответствует СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения». Образование земельного участка в границах, предложенных СНТ «АМЗ-2», создает угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу повреждения имущества.
В судебное заседание административный истец Ефимова Т.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Ефимовой Т.Н. - Зайцев В.С., действующий по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации г.Челябинска, заинтересованного лица Комитета по управлению имущества и земельным отношениям г. Челябинска в судебном заседании Силютина Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление.
Представители заинтересованного лица СНТ «АМЗ-2» Балукова А.И., Ефремов А.Ю., действующие по доверенностям, в судебном заседании также с административным исковым заявлением не согласились, представили письменные возражения относительно заявленных требований. Просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Челябинской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Челябинской области» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1 и 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения государственного органа суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено при рассмотрении дела, на основании постановления Главы Администрации г. Челябинска от 30 марта 1993 года № 401 садоводческому товариществу АМЗ-2 «Малютка» выдан государственный акт Ч № 002003-93 о предоставлении товариществу земельного участка для целей садоводства площадью 6,7203 га, из которых 5,2 га в коллективно-долевую собственность и 1,5293 га в постоянное бессрочное пользование (л.д. 25-27).
Ефимова Т.Н. является собственником земельного участка площадью 757 +/- 10 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты> 08 июня 2018 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 20-21).
07 мая 2020 года СНТ «АМЗ-2» обратилось к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г<данные изъяты>», площадь образуемого участка 3 687 кв.м., для ведения садоводства (л.д. 141).
Распоряжением Администрации г. Челябинска от 09 июня 2020 года №5252-ш утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (природно-рекреационная территориальная зона А.2.2) площадью 3 687 кв.м., местоположение участка: <данные изъяты> - земельному участку площадью 3 687 кв.м. присвоен адрес: Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, Советский район, СНТ «АМЗ-2» (л.д. 139-140).
Сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 июня 2020 года (л.д. 9).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
В силу п. п. 1 и 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вопросы подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории регулирует ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Ефимова Т.Н. указывает, что оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Однако исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и не содержит такого основания, как отсутствие проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент обращения СНТ «АМЗ-2» к административному ответчику, до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона в той же редакции, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка в государственном кадастре недвижимости, отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, образование земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной заявителем и утвержденной уполномоченным органом.
Поскольку СНТ «АМЗ-2» земельный участок был выделен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в 1993 году, в силу приведенных правовых норм отсутствие проекта организации и застройки территории проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 10.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением Администрации г. Челябинска от 10 августа 2018 года №357-п, к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории прилагаются:
1) копии документов, подтверждающих права заявителя на объект недвижимости (здания, строения, сооружения);
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обращается представитель заявителя;
4) согласие землепользователей, землевладельцев, залогодержателей земельных участков, из которых осуществляется образование земельных участков, оформленное в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Таким образом, ссылка административного истца на необоснованное предоставление представителем заинтересованного лица, не имеющего полномочий, протокола общего собрания от 01 июня 2019 года, в котором принято решение о необходимости выделения земельного участка под земли общего пользования и проведении кадастровых работ с целью постановки на кадастровый учет, признанного судом недействительным, и принятие его административным ответчиком не может служить основанием для удовлетворения административного искового заявления, поскольку СНТ «АМЗ-2» просило образовать земельный участок из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> находящегося в муниципальной собственности.
Кроме того, согласно протоколу № 1 общего собрания членов СНТ «АМЗ-2» от 03 июня 2007 года было предложено передать в пользование с возможностью оформления в собственность земли общего пользования СНТ, расположенные по периметру СНТ. Земли по периметру передать владельцам участков, непосредственно примыкающих к землям общего пользования, ширина передаваемого участка должна соответствовать ширине участка а, длина участка - от границы участка владельца, до границы СНТ (л.д. 174-177), что свидетельствует о намерении садоводов оформить земельные участки общего пользования садоводства в собственность.
Полномочия председателя СНТ «АМЗ-2» Маслаковой С.А. подтверждены протоколом общего собрания отчетно-перевыборного собрания членов от 24 июня 2018 года и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, приложенными к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 143, 152-153)
Доводы административного истца о несоответствии образуемого земельного участка общего назначения требованиям СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», отклоняются судом.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу приведенных положений закона, предъявляя настоящие требования, административному истцу следовало доказать, что образуемый земельный участок не соответствует положениям санитарных правил. Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Частью 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов административного истца, вызванных действиями (бездействием) органа, наделенного публичными полномочиями, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В ходе рассмотрения дела Ефимовой Т.Н. не представлено отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств, подтверждающих нарушение ее прав оспариваемым распоряжением.
Поскольку безусловных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных ст. 11.9, ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела не установлено, а права административного истца оспариваемым распоряжением не нарушены, административное исковое заявление Ефимовой Т.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░ 2020 ░░░░ № 5252-░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 687 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░