Решение по делу № 11а-4518/2021 от 24.03.2021

Дело № 11а-4518/2021                     Судья Карпинская Ю.А.

Дело № 2а-5799/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2021 года                         город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей                 Ишимова И.А., Аганиной Т.А.,

при ведении протокола помощником судьи Окладниковой М.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к Пермякову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженностей по пеням, начисленным на недоимки по транспортному и земельному налогам,

по апелляционной жалобе представителя Пермякова Владимира Владимировича – Сысоевой Анны Владимировны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 16 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя Пермякова В.В. – Сысоевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Центральному району г. Челябинска – Москалевой А.В. на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

ИФНС России по Центральному району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пермякову В.В. о взыскании задолженностей по пеням, начисленным на недоимки по транспортному налогу за 2012-2014 годы, в размере 22 380,64 руб., на недоимки по земельному налогу, в размере 1 132,06 руб., всего на сумму 23512,09 руб.

Требования мотивированы тем, что Пермяков В.В., являясь владельцем земельных участков и транспортных средств, своевременно не произвел оплату транспортного и земельного налогов за 2014-2017 годы, в связи с чем ему были выставлены требования об уплате взыскиваемых пеней, которые он не исполнил в добровольном порядке, что является основанием для взыскания задолженностей по пеням.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 16 ноября 2020 года административный иск ИФНС России по Центральному району г. Челябинска удовлетворен: с Пермякова В.В. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска взысканы пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 22 380,64 руб., пени по земельному налогу с физических лиц в размере 1 132,06 руб.

В апелляционной жалобе Пермяков В.В. через своего представителя Сысоеву А.В. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме. С начислением задолженности по пеням не согласен, поскольку суммы транспортного и земельного налогов были им уплачены после того, как были предъявлены требования об их плате через личный кабинет налогоплательщика. Указывает, что все уведомления и требования об уплате налогов и пеней налоговый орган до 23 апреля 2020 года (даты подачи уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе) должен был направлять исключительно через личный кабинет налогоплательщика, а не почтой. Отмечает, что по требованиям № <данные изъяты> от 18 декабря 2017 года, № <данные изъяты> от 13 декабря 2016 года, № <данные изъяты> от 13 декабря 2018 года произвел оплату пеней. Информация, указанная налоговым органом о требовании № <данные изъяты> от 11 июля 2019 года, в его личном кабинете налогоплательщика отсутствует, доказательств отправки данного требования не предоставлено. Также указывает, что произвел оплату транспортного налога за 2016-2019 годы. Кроме того, сообщает о непредставлении доказательств направления налоговых уведомлений № <данные изъяты> от 06 июня 2016 года, № <данные изъяты> от 12 октября 2017 года, № <данные изъяты> от 14 июля 2018 года об уплате земельного налога. Поскольку налоговые уведомления и требование не были получены, обязанность погасить задолженность не возникла. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии со стороны налогового органа пропуска срока обращения в суд. Судом первой инстанции не был рассмотрен по существу довод о признании заявленной пени безнадежной к взысканию.

В дополнении к апелляционной жалобе также указано на подачу Пермяковым В.В. в суд административного искового заявления об оспаривании требования № <данные изъяты> от 11 июля 2019 года. Повторно утверждается об отсутствии в деле доказательств направления данного требования, пропуске налоговым органом срока обращения в суд, уплате налоговой задолженности.

Административный ответчик Пермяков В.В. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, налоговым уведомлением № <данные изъяты> Пермякову В.В. был рассчитан земельный налог за 2011 год в размере 2 211,71 руб., за 2012 год в размере 2 212,24 руб., за 2013 год в размере 2 212 руб. с указанием на необходимость его оплаты не позднее 01 октября 2015 года (л.д. 41).

Налоговым уведомлением № <данные изъяты> от 27 апреля 2015 года, направленным по почте Пермякову В.В. 07 мая 2015 года, был рассчитан, в том числе транспортный налог за 2014 год в размере 62 855 руб. и земельный налог за 2014 год в размере 2 212 руб. с указанием на необходимость их оплаты не позднее 01 октября 2015 года (л.д. 42-43, 44).

Налоговым уведомлением № <данные изъяты> от 06 августа 2016 года, выставленным Пермякову В.В. через личный кабинет налогоплательщика 12 августа 2016 года, был рассчитан, в том числе транспортный налог за 2015 год в размере 64 899 руб. и земельный налог за 2015 год по ОКТМО 75701390 в размере 2 212 руб. с указанием на необходимость их оплаты не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 9, 26 оборот).

Налоговым уведомлением № 19862712 от 12 октября 2017 года, выставленным Пермякову В.В. через личный кабинет налогоплательщика 12 октября 2017 года, был рассчитан, в том числе транспортный налог за 2016 год в размере 69 846 руб. и земельный налог за 2016 год по <данные изъяты> 75701390 в размере 2 892 руб. с указанием на необходимость их оплаты не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 10, 26).

Налоговым уведомлением № <данные изъяты> от 14 июля 2018 года, выставленным Пермякову В.В. через личный кабинет налогоплательщика 15 июля 2018 года, был рассчитан, в том числе транспортный налог за 2017 год в размере 77 645 руб. и земельный налог за 2017 год по ОКТМО <данные изъяты> в размере 6808 руб. с указанием на необходимость его оплаты не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 12-13, 26).

Исходя из расчета пеней (л.д. 16-20), письменных объяснений от 23 августа 2020 года (л.д. 38-40), пени по транспортному налогу в размере 22380,64 руб. начислены от сумм недоимок по транспортному налогу за 2013-2017 годы, пени по земельному налогу в размере 1132,06 руб. начислены от сумм недоимок по земельному налогу за 2011-2016 годы.

Согласно расчету сумм пеней, КРСБ и пояснениям налогового органа от 16 ноября 2020 года недоимки, на которые были начислены пени, взыскиваемые по настоящему административному делу, были оплачены Пермяковым В.В. в полном объеме:

- по транспортному налогу за 2013 год в размере 61819,50 руб. – 13 января 2016 года;

- по транспортному налогу за 2014 год в размере 62 855 руб. – 22 августа 2017 года;

- по транспортному налогу за 2015 год в размере 64 899 руб. – 21 января 2019 года;

- по транспортному налогу за 2016 год в размере 69 846 руб. – 15 июня 2018 года;

- по транспортному налогу за 2017 год в размере 77 645 руб. – 01 марта 2019 года;

- по земельному налогу за 2011 год в размере 2 211,71 руб. – 22 августа 2017 года;

- по земельному налогу за 2012 год в размере 2 212,24 руб. – 21 января 2019 года;

- по земельному налогу за 2013 год в размере 2 212 руб. – 22 августа 2017 года;

- по земельному налогу за 2014 год в размере 2 212 руб. – 22 августа 2017 года;

- по земельному налогу за 2015 год в размере 2 212 руб. – 13 февраля 2019 года;

- по земельному налогу за 2016 год в размере 2 892 руб. – 15 июня 2018 года (л.д. 16-20, 48-52, 84, 137);

27 июля 2019 года Пермякову В.В. через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается распечаткой с базы АИС Налог-3 ПРОМ, было направлено требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 июля 2019 года, в котором ему указывалось на необходимость в срок до 28 октября 2019 года произвести оплату, в том числе пеней по транспортному налогу с физических лиц в размере 31 055,88 руб., в размере 1 190,72 руб. и пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 2 011,47 руб. (л.д. 14, 26 оборот).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> Центрального района г. Челябинска от 27 февраля 2020 года с Пермякова В.В. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска были взысканы пени по транспортному налогу за период с 02 октября 2015 года по 28 февраля 2019 года в размере 22380,64 руб., пени по земельному налогу за этот же период в размере 1882,35 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> Центрального района г. Челябинска от 25 мая 2020 года указанный выше судебный приказ от 27 февраля 2020 года отменен.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности начисления административному ответчику пеней, поскольку он своевременно не уплатил транспортный и земельный налоги, а также обращения налогового органа в суд за взысканием пеней в установленный законом срок.

С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на неверном применении норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

В то же время ст. 59 НК РФ в подп.подп. 1 - 4.3 п. 1 определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» безнадежными к взысканию и подлежащими списанию признаются недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

При этом федеральный законодатель, возлагая обязанность на налоговый орган по исчислению суммы транспортного и земельного налогов физическим лицам (п. 1 ст. 362, п. 3 ст. 396 НК РФ) и устанавливая общие сроки и порядок уплаты налогов (ст.ст. 57, 58 НК РФ), одновременно предусмотрел, что транспортный и земельный налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному и земельному налогам согласно п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год.

Применительно к настоящему делу транспортный налог за 2013 год подлежал уплате в 2014 году, а земельный налог за 2011-2013 годы подлежал уплате в 2012-2014 годах.

Таким образом, образовавшиеся недоимка по транспортному налогу за 2013 год и недоимки по земельному налогу за 2011-2013 годы имели место по состоянию на 1 января 2015 года, следовательно, налогоплательщик имел право на их списание как безнадежных к взысканию.

При таких обстоятельствах на указанные выше недоимки по налогам не подлежали начислению пени.

Данная правовая позиция сформулирована в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2020 года № 87-КА20-1.

Проверяя обоснованность требований налогового органа в части взыскания пеней на недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 годы, на недоимки по земельному налогу за 2014-2016 годы, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Положения ст. 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ в части взыскания обязательных платежей и санкций в рамках налоговых правоотношений.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 27 апреля 2001 года № 7-П, от 10 апреля 2003 года № 5-П, от 14 июля 2005 года № 9-П, определениях от 21 апреля 2005 года № 191-О, от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, в НК РФ установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Часть 1 ст. 94 КАС РФ устанавливает, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Пункт 1 ст. 72 НК РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ).

В порядке пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании п. 4 ст. 75 пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

С учетом положений п. 1 ст. 72, пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Сроки уплаты транспортного и земельного налогов установлены в абц. 3 п. 1 ст. 363, абц. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которым данные налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря (01 октября до начала действия Федерального закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, налоги за 2014, 2015, 2016, 2017 годы подлежали уплате физическими лицами в срок не позднее 01 октября 2015, 01 декабря 2016 года, 01 декабря 2017, 01 декабря 2018 года.

Как указывалось выше, оплата недоимок по земельному налогу за 2014-2016 годы была произведена административным ответчиком только 22 августа 2017 года, 13 февраля 2019 года и 15 июня 2018 года соответственно, а недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 годы были оплачены 22 августа 2017 года, 21 января 2019 года, 15 июня 2018 года и 01 марта 2019 года соответственно, т.е. с нарушением установленных законом сроков. Следовательно, на образовавшиеся недоимки по налогам подлежали начислению пени.

В силу пп. 1, 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за неуплату сумм налогов в установленный законодательством о налогах и сборах сроки и рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части).

В письме ФНС России от 22 августа 2014 года № СА-4-7/16692, письме Минфина России от 03 августа 2016 года № 03-02-07/1/45510 отмечено о возможности применения данного пункта постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года № 57 с учетом изменений, внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ, в части сроков направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа по задолженности, размер которой составляет менее 500 рублей.

Таким образом, приведенными положениями возможность обращения налогового органа за взысканием пеней ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности, возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него пеней.

По настоящему делу установлено, что Пермяковым В.В. пенеобразующие недоимки по налогам были оплачены в полном объеме, но с нарушением срока.

Следовательно, требование об уплате пеней, начисленных на указанные выше недоимки, должно было быть направлено Пермякову В.В. не позднее чем через 3 месяца со дня полной уплаты соответствующих пенеобразующих недоимок.

Между тем в нарушение предписаний закона требование № <данные изъяты> от 11 июля 2019 года об уплате, в том числе пеней, начисленных на недоимки по земельному налогу за 2014-2016 годы и транспортному налогу за 2014-2017 годы, было выставлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика только 27 июля 2019 года (л.д. 26 оборот), в то время как оплата в полном объеме недоимок состоялась 22 августа 2017 года, 15 июня 2018 года, 21 января 2019 года, 13 февраля 2019 года, 01 марта 2019 года, что свидетельствует о существенном пропуске срока и нарушении процедуры предъявления требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, в п. 1 ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Также в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года № 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, внимание судов обращено на то, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

По смыслу приведенных выше положений установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок не является пресекательным, но его нарушение не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.

Таким образом, при исчислении срока направления требования об уплате пеней по земельному налогу за 2014-2016 годы и транспортному налогу за 2014-2017 годы следует исходить из 22 ноября 2017 года, 15 сентября 2018 года, 21 апреля 2019 года, 13 мая 2019 года, 01 июня 2019 года – крайних дат, когда требование подлежало направлению в соответствии с установленным законом порядком.

По общему правилу в силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

ФНС России в письме от 21 октября 2015 года № ГД-4-8/18401@) рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты задолженности.

Между тем в требовании № <данные изъяты> по состоянию на 11 июля 2019 года об уплате пеней срок исполнения требования составил 109 дней, что не укладывается в приемлемые сроки исполнения требования.

В связи с этим сроки на обращение в суд с заявлением о взыскании пеней, начисленных на недоимки по земельному и транспортному налогу, должны исчисляться с 06 января 2018 года, 30 октября 2018 года, 05 июня 2019 года, 27 июня 2019 года, 16 июля 2019 года, то есть по истечении 45 дней (максимально возможного срока, установленного для исполнения требования) со дня окончания установленного п. 1 ст. 70 НК РФ срока для направления требования (22 ноября 2017 года, 15 сентября 2018 года, 21 апреля 2019 года, 13 мая 2019 года, 01 июня 2019 года).

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

С учетом изложенного, установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд за принудительным взысканием с Пермякова В.В. пеней по земельному налогу за 2013-2016 годы и транспортному налогу за 2014-2017 годы истекал 06 июля 2018 года, 30 апреля 2019 года, 05 декабря 2019 года, 27 декабря 2019 года, 16 января 2020 года соответственно.

Учитывая дату обращения налогового органа с заявлением о вынесении в отношении Пермякова В.В. судебного приказа – 25 февраля 2020 года, указанную в сопроводительном письме налоговой инспекции от 20 февраля 2020 года (л.д. 8), шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании сумм пени по настоящему делу, предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговым органом пропущен.

Поскольку принудительное взыскание задолженности по пеням за пределами срока, установленного НК РФ, осуществляться не может, о восстановлении данного срока налоговый орган не просил, уважительных причин пропуска срока не представил, оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании по требованию № 34138 от 11 июля 2019 года задолженностей по пеням, начисленным на недоимки по транспортному налогу, в размере 22 380,64 руб. и задолженностей по пеням, начисленным на недоимки по земельному налогу физических лиц, в размере 1 132,06 руб. не имеется.

При таких обстоятельствах в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310, п. 2 ст. 309 КАС РФ решение суда первой инстанции следует отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска отказать.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 16 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к Пермякову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженностей по пеням, начисленным на недоимки по транспортному и земельному налогам, отказать в полном объеме.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

11а-4518/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ИФНС России по Центральному району г.Челябинска
Ответчики
Пермяков Владимир Владимирович
Другие
сысоева
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Ишимов Иван Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
24.03.2021Передача дела судье
26.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2021Передано в экспедицию
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее