Дело № 2-438/2022
УИД 02RS0009-01-2022-000871-62
номер строки в статистическом отчете 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2022 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах жителей с. Узнезя к администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района в интересах жителей с. Узнезя обратился в суд с иском к администрации МО «Чемальский район», согласно уточнения, о возложении обязанности в течение одного года с даты вступления в силу решения суда организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чемальского района на основании обращения жителей МО «Узнезинское сельское поселение» проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных администрацией МО «Чемальский район» гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Установлено, что в с. Узнезя территориально сформировался новый микрорайон «Селигур». В период с 2011 г. по 2017 г. гражданам, относящимся к категориям «молодая семья», «многодетная семья», «инвалид», «ветераны боевых действий» администрацией МО «Чемальский район» были предоставлены земельные участки на территории микрорайона «Селигур» с. Узнезя Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, которые относятся к категории земель населенных пунктов с видами разрешенного использования «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома». Вместе с тем, предоставленные для жилищного строительства земельные участки представляют собой поросшую древесно-кустарниковой растительностью местность, не обеспечены необходимой инженерно-технической инфраструктурой (коммуникациями): газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями водоснабжения, отсутствует дорожно-транспортная инфраструктура, а также возможность технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения. На территории микрорайона «Селигур» с. Узнезя не созданы условия, позволяющие полноценно эксплуатировать жилые дома и использовать их как постоянное место жительства, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, выполняется муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. В результате бездействия ответчика, которым не принимаются меры, направленные на своевременное обеспечение выделенных земельных участков возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушаются социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и создаются препятствия к осуществлению их прав и свобод по использованию земельных участков по назначению - граждане лишены возможности строительства на указанных земельных участках жилых домов.
В судебном заседании помощник прокурора Чемальского района РА Самойлов Э.Б. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Четвернина А.И. возражала против удовлетворения иска, поскольку указала об отменен решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения об утверждении Генерального плана с.Узнезя.
В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» в случаях, установленных в статье 2 настоящего Закона, однократно бесплатно предоставляются в собственность гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа в Республике Алтай, не имеющим и не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство или ведение дачного хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение садоводства, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящимся к следующим категориям:
- гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи);
- молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, включая неполные семьи, возраст родителя в которой не превышает 35 лет (далее также - молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи);
- гражданам, являющимся ветеранами боевых действий;
- инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
- лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чемальского района на основании обращения жителей МО «Узнезинское сельское поселение» проведена проверка исполнения земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных администрацией МО «Чемальский район» гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.
Судом установлено, что в с. Узнезя территориально сформировался новый микрорайон «Селигур», о чем свидетельствует наличие нескольких десятков земельных участков, поставленных на государственной кадастровый учет и предоставленных в собственность и в аренду гражданам. Указанный микрорайон отражен в документах территориального планирования сельского поселения.
В период с 2011 г. по 2017 г. гражданам, относящимся к категориям «молодая семья», «многодетная семья», «инвалид», «ветераны боевых действий» администрацией МО «Чемальский район» на территории микрорайона «Селигур» с. Узнезя Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, были предоставлены следующие земельные участки, которые относятся к категории земель населенных пунктов с видами разрешенного использования «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома»: 04:05:030401:351, 04:05:030401:361, 04:05:030401:382, 04:05:030401:433, 04:05:030401:435, 04:05:030401:437, 04:05:030401:438, 04:05:030401:439, 04:05:030401:441, 04:05:030401:442, 04:05:030401:443, 04:05:030401:444, 04??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ����������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?Кроме того, в период с 2013 г. по 2018 г. администрацией МО «Чемальский район» было предоставлено 27 земельных участков на территории микрорайона «Селигур» по договорам аренды для целей личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства: 04:05:030401:348, 04:05:030401:349, 04:05:030401:350, 04:05:030401:352, 04:05:030401:359, 04:05:030401:360, 04:05:030401:366, 04:05:030401:367, 04:05:030401:369, 04:05:030401:371, 04:05:030401:400, 04:05:030401:401, 04:05:030401:402, 04:05:030401:406, 04:05:030401:408, 04:05:030401:410, 04:05:030401:430, 04:05:030401:432, 04:05:030401:434, 04:05:030401:436, 04:05:030401:472, 04:05:030401:474, 04:05:030401:476, 04:05:030401:496, 04:05:030401:498, 04:05:030401:499, 04:05:030401:500.
Однако, предоставленные для жилищного строительства земельные участки представляют собой поросшую древесно-кустарниковой растительностью местность, не обеспечены необходимой инженерно-технической инфраструктурой (коммуникациями): газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями водоснабжения, отсутствует дорожно-транспортная инфраструктура, а также возможность технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения.
Отсутствие надлежащих дорог создает препятствия для оказания скорой медицинской и пожарной помощи в случае подобной необходимости, а также права на комфортное проживание, своевременное и качественное получение коммунальных услуг, и благоприятную окружающую среду, для реализации которых необходимо наличие канализации, водоснабжения и своевременного вывоза мусора.
Отсутствие коммунальной инфраструктуры на территории микрорайона также не позволяет использовать по назначению данные земельные участки. При этом, обязанность по уплате арендных платежей с арендаторов не снимается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод
пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», если
предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно
выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на
удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении
многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом
социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны
государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и
справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких
граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с
инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное
вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы
обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение
доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной
власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с
тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной
поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления
гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого
предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной
инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная
возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а
также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В связи с вышеизложенным обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, выполняется муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Вместе с тем, как на момент предоставления, так и в настоящее время предоставленные администрацией МО «Чемальский район» земельные участки гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: газовыми и электрическими сетями, сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой, транспортное сообщение в микрорайоне является стихийным, осуществляется посредством накатанных грунтовых просек, содержание которых не осуществляется. На территории микрорайона «Селигур» с. Узнезя не созданы условия, позволяющие полноценно эксплуатировать жилые дома и использовать их как постоянное место жительства, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, что выражается в отсутствии дорог на названной территории, отсутствии возможности технологического присоединения к инженерным сетям водоснабжения, водоотведения.
Таким образом, суд соглашается с требованиями истца о возложении на ответчика обязанности организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан на территории микрорайона «Селигур» села Узнезя Чемальского района Республики Алтай (улицы Новая, Горная, Радужная, Сосновая, Восточная) к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог и подъездных путей к данным земельным участкам, предоставленным гражданам администрацией МО «Чемальский район» с обеспечением проведения в отношении дорог паспортизации, разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и проекта содержания дорог, поскольку в результате бездействия ответчика, которым не принимаются меры, направленные на своевременное обеспечение выделенных земельных участков возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушаются социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и создаются препятствия к осуществлению их прав и свобод по использованию земельных участков по назначению - граждане лишены возможности строительства на указанных земельных участках жилых домов.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности позволяют суду прийти к выводу о законности требований истца, поскольку право на жилище обеспечивается не только формальным предоставлением земельного участка, но и созданием условий для жилищного строительства, обеспечением возможности реальной реализации этого права, отклоняя при этом доводы стороны ответчика о невозможности исполнения решения суда в случае обязания к исполнению указанной прокурором обязанности, поскольку земельные участки, о которых заявлено в предмете спора, были предоставлены с ныне действующей градостроительной документацией.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом обстоятельств дела, суд полагает возможным установить для исполнения ответчиком решения суда в течение одного года с даты вступления в силу решения суда. По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194, 198, 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░░░░.